«Развитие логического мышления через легоконструирование»
«Развитие логического мышления через легоконструирование»
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие логического мышления через легоконструирование»»
«Развитие логического мышления через легоконструирование»
Актуальность
Современное общество требует от нового поколения умения планировать свои действия, находить необходимую информацию для решения задачи, моделировать будущий процесс. Умение использовать информацию определяется развитостью логических приёмов мышления.
Развитие умственных способностей (психологических качеств, позволяющих детям легко и быстро усваивать новые знания и использовать их при решении разнообразных задач) имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Не так уж и важно, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, гораздо важнее готовность к получению новых знаний, умение рассуждать, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы рисунков, конструкций.
Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба: решение задач, выполнение упражнений потребуют больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.
Современная педагогическая и методическая литература предлагает педагогам разнообразные современные методики, стимулирующие интеллектуальное развитие дошкольников. На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является идея о том, что системное развитие форм и операций логического мышления на доступном детям материале в игровой форме, способствует развитию познавательной активности детей, творческого и логического мышления, самостоятельности и системности мышления.
Играя и обучаясь легоконструированию, у детей развивается внимание, память возникает большой интерес к моделированию. Дети, увлекающиеся конструированием, отличаются своей богатой фантазией, стремлением к созидательной деятельности, желанием изобретать.
В своей работе с детьми, я опиралась, прежде всего, на конструктивную деятельность, которая позволяет развивать такие мыслительные процессы как: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. У детей с хорошо развитыми навыками в конструировании быстрее развивается речь, так как тонкая моторика рук связана с центрами речи. Конструирование в дошкольном возрасте рассматривается как процесс формирования у детей универсальных способностей, на основе которых происходит развитие умственных способностей и речевой деятельности, необходимых для становления возрастных психологических новообразований. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: создает предметы, мир и жизнь. Манипулируя с элементами ЛЕГО, ребенок учится добру, творчеству, созиданию.
Превращение ребёнка в интеллектуально развитую личность зависит от технологий педагогического процесса. Только в практической деятельности происходит развитие способностей ребёнка. Задача педагога развивать интерес детей к конструктивной деятельности, к созданию чего-либо своими руками, к стремлению познавать окружающий мир.
Необходимо подчеркнуть, что в процессе игры с конструктором ребенок развивает:
• Пространственное воображение, способность видеть разные способы создания образов и построек
• Добиваясь определенного результата, ребенок развивает целенаправленность собственных действий
• Программа способствует формированию положительной мотивации к обучению, активной включенности ребенка в процесс игры, создает основу формированию учебных навыков.
Занятия по легоконструированию позволяют снять перенапряжения, страхи детей, создают благоприятные условия для формирования таких качеств, как усидчивость, любознательность. Для реализации поставленных целей большое значение имеет предметно-развивающая среда. Дети младшего дошкольного возраста пользуются конструкторами «Кроха», а затем дети знакомятся с конструктором «ЛЕГО-ДУПЛА». Данные виды конструкторов позволяют осуществлять легодеятельность более эффективно и разнообразно. Легоконструирование позволяет разнообразить дидактические игры, широко применять их на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
В процессе конструирования дети подбирают детали, необходимые для разных частей сооружения, пересчитывают их после окончания работы, определяют длину необходимой детали путем пересчета кнопок-креплений на пластине или блоке при помощи взрослого.
Образовательная практическая деятельность проходит более раскованно, в непринужденной обстановке. В процессе продуктивной деятельности дети не просто описывают свои постройки и рассказывают об их назначении, но и отвечают на вопросы по ходу деятельности, причем на вопросы не только сверстников, но и на вопросы воспитателя. Это развивает коммуникативные навыки, так как в процессе совместной деятельности дети могут поинтересоваться тем, что и как, делают другие, получить, или дать совет о способах крепления, или объединить свои конструкции для более масштабной. В младших и средних группах рекомендую применять следующие виды занятий:
- конструирование по образцу
- конструирование с опорой на схемы
- конструирование по собственному замыслу.
Дети учатся выполнять объемные строительные конструкции или плоскостные модели по предметно-схематическим моделям, и, наоборот, выполнять графическое изображение объемной конструкции с использованием шаблонов. Таким образом, дошкольники учатся анализировать образец постройки и планировать последовательность выполнения постройки посредством чтения чертежей и схем.
Конструктивная деятельность непосредственно связана с сенсорным воспитанием – это формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Ребенку необходимо учитывать конфигурацию каждой детали и такие пространственные показатели, как симметричность и асимметричность.
В своей работе я использовала наиболее распространенные формы организации работы с детьми:сказки, создание построек, моделей героев известных сказок, а затем использование их в играх, играх-драматизациях, беседы.
Важно чаще предлагать детям такие конструктивные задачи, которые заставляли бы их думать, искать решение, пробовать, изобретать. А если деятельность ребенка носит творческий характер, она заставляет его думать, а значит – мыслить, и становится привлекательной, позволяет открывать в самом себе новые возможности, а это сильный и действенный стимул к занятиям по легоконструированию.
С помощью «LEGO» - конструктора трудные учебные задачи решаются посредством увлекательной игры, в которой дети одновременно перевоплощаются в своих любимых героев: это строители многоэтажного дома, которые стремятся завершить строительство для новосёлов; либо это будущие гонщики, обсуждающие марки своих автомобилей для участия в «Формуле-1»; или это лётчики, осваивающие новые самолёты.
«Ребенок строит, а значит, он СОЗИДАЕТ, он строит свой мир, тот который ему нравится и который он понимает»
На начальных этапах знакомства с деталями конструктора и различными видами скрепления применяются разнообразные дидактические игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось? », «Найди такую же деталь», «Чья башня выше», «Запомни и построй» и т. д., что так же способствует развитию зрительного внимания, целостности восприятия и памяти.
Вот некоторые из них.
«Найди детали одного цвета»
Материал: коробочка с мелкими полосками бумаги, детали конструктора LEGO разного цвета и формы.
Правило: Детали конструктора спрятаны в коробочке с бумагой. Дети должны найти детали своего цвета (формы). Побеждает тот, у кого в конце игры больше деталей (дети могут построить башню из своих кирпичиков, чья башня выше – тот победитель) .
«Найди постройку»
Материал: карточки, постройки, коробочка. Цель: Развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками. Правило: Дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и находят эту постройку.
«Найди такую же деталь, как на карточке»
Материал: карточки, детали конструктора LEGO.
Цель: Закрепить названия деталей конструктора LEGO. Правило: Дети по очереди берут карточку с чертежом детали конструктора LEGO. Находят такую же деталь. В конце игры дети строят модель из своих кирпичиков и придумывают название.
«Чудесный мешочек»
Материал: набор LEGO - конструктора, «Чудесный мешочек».
Цель: Учить узнавать детали конструктора на ощупь.
Правило: Ведущий держит мешочек с деталями конструктора LEGO. Дети по заданию достают деталь из мешочка. Затем объясняют свой выбор.