Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления дошкольников через использование ИКТ»
Приложение 5
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 8 «Сказка»
Карасукского района Новосибирской области
Опыт работы
по теме:
«Развитие логического мышления дошкольников через использование ИКТ»
Воспитатель:
Бут Елена Олеговна
2019 год
Проблема информатизации в современных условиях коснулась детских садов. Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. И на сегодня это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.
Представляю Вам тему моего педагогического опыта: «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование ИКТ »
Осознав, что информатизация общества ведет за собой информатизацию образования, я поняла, что освоение ИКТ жизненная необходимость для каждого педагога дошкольного образования. Перед воспитателем детского сада, освоившим ИКТ, открываются безграничные возможности для эффективной творческой работы.
Что же такое ИКТ?
ИКТ – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации. Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может предоставить широкие возможности для коммуникации.
Использование ИКТ не предусматривает обучение детей основам информатики и вычислительной техники. Это, прежде всего:
· Преобразование предметно-развивающей среды
· Расширение возможности познания окружающего мира
· Использование новой наглядности
Период дошкольного детства относительно всей жизни человека недолог, а как он насыщен познанием! Задача воспитателей и родителей – помочь удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для ума ребёнка.
В игровом занимательном материале по логическому мышлению с использованием ИКТ скрыты огромные развивающие и творческие возможности, так как многие игры и упражнения образуют целостную систему постепенно усложняющихся вариантов, несущих в себе творческие задачи. Варьирование исходных данных, наглядного материала вносит в игры элемент новизны и позволяет многократно использовать их в работе с детьми.
Выше сказанное способствует широкому и успешному применению занимательного математического материала для развития логического мышления, повышению эффективности обучения.
Цель, задачи
Создание педагогических условий для развития логического мышления детей в процессе подготовки к обучению в школе с использованием новых информационных технологий.
Основные задачи:
- создание системы приемов компьютерного воздействия на развитие логического мышления ребенка;
- создание условий для развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста с использованием информационных технологий;
- поиск эффективных путей взаимодействия детского сада и семьи в развитии логического мышления детей с использованием информационных технологий
- разработка заданий с использованием информационных технологий на развитие логического мышления.
Преимущества:
- значительно повышается уровень развития логического мышлениям во время
непосредственно образовательной деятельности;
- компьютер обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на ребенка;
- решение поставленных развивающих задач осуществляется в более короткие сроки.
Направления инновационного проекта: педагогическое и организационное.
Предмет инновационного проекта: использование компьютерных программ в процессе развития логического мышления.
Теоретические основы
Для решения поставленных задач обратилась к дополнительным материалам. В настоящее время появились ряд вариативных программ, учебно-методических пособий и разработок планов-конспектов.
Изучив литературу библиотеки :
- Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников / Под ред. А.В. Горячева, Н.В. Ключ. – М., 1999
- Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / Под ред. Е.И. Машбиц. – Педагогика, М., 1988
- Мышление дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1977
- Логика. Дети 5-7 лет / Под ред. Л.Ф. Тихомировой. – Академия развития, Ярославль, 2000, я отметила для себя, что данные разработки отличаются новым подходом, как в содержании, так и в форме подачи материала.
Я задалась вопросом: какие средства ИКТ я могу использовать в своей работе в детском саду?
Активно применяю:
· Ноутбук
· Музыкальный центр /для прослушивания музыки, аудиосказок/
В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции.
· Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п.
· Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
· Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.
Новизна опыта
Новизна моего опыта заключается в следующем:
- во-первых, ИКТ – это инновационная технология, внедрение которой позволит улучшить качество образования и повысить интеллектуальный уровень воспитанников;
- во-вторых, информатизация становится катализатором и инструментом содержательных, технологических, организационных изменений в образовании;
- в-третьих, внедрение новых информационных технологий в педагогический процесс является важным этапом в подготовке к обучению в школе.
Трудоёмкость процесса
Трудоёмкость опыта заключается:
- в разработке конспектов занятий, сценариев праздников, развлечений, конкурсов;
- в изготовлении пособий: таблиц, схем, карточек для индивидуальной работы;
- в подготовке мультимедийных презентаций,
- в подборке правильных логических игр с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста;
- в правильном подборе гимнастик для глаз.
Я задалась вопросом: Какие средства ИКТ я могу использовать в своей работе в детском саду? Активно применяю:
· Ноутбук
· Музыкальный центр /для прослушивания музыки, аудиосказок/
В моей работе данные средства ИКТ выполняют следующие функции:
· Источник информации - подбор дополнительного познавательного материала для непосредственно образовательной деятельности, материала для оформления стендов, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья, и т.п.
· Средство подготовки различных материалов - создание презентаций в программе Power Point, демонстрационного материала, как статического, так и динамического: предметные, сюжетные картинки, иллюстрации, опорные схемы, и др., бланков документов, папок-передвижек
· Хранение материалов - нормативные документы, списки детей, информация о родителях, фотоальбомы, музыка, игротека, видеотека, результаты диагностики, электронная библиотека книг, статей, журналов и т.п.
Предметно-развивающая среда.
Для развития логического мышления, познавательного интереса, творческого проявления большое значение имеет создание предметно – развивающей среды. В группе - это «Познавательный уголок»,дидактические игры, интерактивная доска, ноутбук, проектор. В пользовании у детей счётные палочки, логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержани, логические задачи и лабиринты, конструкторы и мозаики.
Игры в уголке имеют разную степень сложности. Ведь дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. В свободной деятельности ребёнок располагает временем для освоения новых игровых и учебных действий, самостоятелен в преодолении сопутствующих этому процессу трудностей, высказывается по поводу игровых действий, сущности игры и так далее.
Я учитываю, что интеллектуальное путешествие будет ещё более увлекательным и радостным для детей, если, во-первых, всегда помнить, что воспитатель должен быть равноправным участником игр и упражнений, способным ошибаться, и, во-вторых, не спешить указывать детям на ошибки, а предоставлять им возможность исправлять их самим.
Такая совместная деятельность создаёт у ребёнка положительный эмоциональный настрой, помогает усвоить способы действия, подходы к решению задач, показать приёмы логического мышления, даёт почувствовать уверенность в своих силах, активизирует умственную деятельность, способствует развитию познавательного интереса.
Мультимедийные презентации, из которых я создала небольшую библиотеку, которая позволяет представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Работа с родителями
Это использование мультимедийных презентаций при проведении родительских собраний, оформление родительского уголка. Наличие у детского сада собственного сайта, предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни детского сада, группы. Я представляю родителям различную информацию: объявления, поздравления, рассказ о жизни детей в группе, фото и видеоматериалы. Родители делятся своими впечатлениями, общаются друг с другом. Чтобы повысить интерес родителей, я представляю события из нашей жизни в виде небольших историй с использованием фото на стене группы (презентации, аннотации фотоальбомов), проведение родительских собраний с использованием ИКТ.
Мы рассказываем родителям о роли логических игр в развитии и обучении детей, подготовки к школе; раскрываем приёмы руководства играми занимательного характера с использованием ИКТ, даём их описание, способы изготовления; показываем новинки методической литературы, большого количества презентаций, дидактического развивающего материала.
Приобщение детей в условиях семьи к занимательному материалу повышает педагогическую культуру родителей, обогащает совместный семейный досуг, развивает познавательный интерес детей.
Результативность опыта
В результате моей работы по внедрению информационных технологий мы отметили их преимущества перед традиционными средствами обучения:
1. ИКТ даёт возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее;
2. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей;
3. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
4. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
5. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.).
Использование в своей деятельности игрового занимательного материала на логическое мышление с использованием ИКТ помогло мне достичь следующих результатов в работе:
1. Готовность воспитанников к школьному обучению.
2. Интерес детей к НОД.
3. Усваеваемость результатов.
4. Коллективизм в группе.
Вырос уровень умственной и творческой активности детей на занятиях и в самостоятельной деятельности.
Вывод
Таким образом, игры и занятия с ИКТ как средство развития логического мышления, способствует всестороннему развитию ребёнка, а именно: развитию умственных и творческих способностей, познавательного интереса, речи, воображения, памяти, восприятия, коммуникабельности, формирует нравственно-волевые качества, является одним из эффективных средств подготовки детей к школе.
Информационные технологии – неотъемлемая часть нашей жизни. Разумно используя их в работе, мы можем выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами - всеми участниками образовательного процесса.
С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже педагог и не занимается собственными разработками, то он может использовать уже созданные Интернет-ресурсы.
Но вместе с тем, необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте.
Перспектива
Дальнейшую перспективу в своей работе я вижу в следующем:
1. продолжать использование в воспитательно-образовательном процессе занимательного логического материла, особенно средств ИКТ.
2. Искать пути эффективного развития логического мышления на разных возрастных этапах с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.
3. Разработать тематический план занятий по логическому мышлению с использованием ИКТ.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Таким образом, организуя с детьми работу по развитию логического мышления, познавательного интереса и творческих способностей, важно помнить народную мудрость: ум гибнет не от износа, он «ржавеет» от неупотребления!