Просмотр содержимого документа
«Развитие логического мышления у старших школьников»
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У старших ШКОЛЬНИКОВ
В этой статье:
Логическое мышление
Наглядно-образный тип мышления
Словесно-логическое мышление
Абстрактное мышление
Проблема неуспеваемости в школе
Нужны ли кружки, детские развивающие центры
Ваши домашние занятия
Логическое мышление развивается рано. Мы задействуем логику каждый день, выполняя даже самые простые операции. Дети сталкиваются с необходимостью «подумать логически» еще с первых месяцев жизни.
В 6-7 лет происходит огромный скачок в психическом и интеллектуальном развитии ребенка. Многое меняется, начинается школа. Там новые предметы, нужно быстро учиться, запоминать, делать выводы. Родители могут помочь развитию детей с помощью простых упражнений и занятий. Они нацелены на развитие логики в виде игры. Важно вовремя направить своего ребенка по пути правильного развития. Тогда ребенку в школе будет гораздо проще и интереснее.
Родителям помогут развивающие кружки: там профессиональные преподаватели занимаются с детьми разного возраста. В жизни вашего ребенка начинается пора открытий. Весь мир перед ним — нужно лишь направить его энергию на интересное, полезное обучение.
ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Без него мы бы просто не могли существовать. Логика присутствует во всех наших действиях. Дети пока что даже не осознают, насколько хорошо их мозг справляется с простыми логическими задачками. Тем не менее это происходит на подсознательном уровне. В 5-7 лет логическое мышление у детей пора выводить на осознанный уровень.
В большинстве школ требуют, чтобы дети приходили уже подготовленными: умели читать, рисовать, ориентировались в геометрических фигурах. Если родители недостаточно занимались с ребенком в дошкольном возрасте, то могут начаться проблемы. Дело не в том, что ваш малыш неспособен к каким-то наукам (математике, географии, языкам…) – он просто не умеет правильно задействовать логику для обучения.
Мама и папа вполне могут сами подготовить ребенка к школе, при этом учеба будет восприниматься как игра. Есть три составляющие логического мышления, каждая из которых отвечает за разные типы умственной деятельности. Тут главное определить, какой тип логического мышления лучше развит у вашего ребенка. Так вы легко поможете ему, а он сможет найти себя в творчестве или точных науках, лучше поймет, к чему у него есть способности и тяга.
Наглядно-образный тип мышления
Связывает зрительное восприятие и логический вывод. Этот тип мышления больше всего похож на воображение. Ребенок (да и взрослый тоже) не всегда обладает достаточными сведениями о предмете. Но все же необходимо, используя логику, достроить полную картину. Здесь есть простое упражнение.
Вы рисуете часть картинки, а вторую предлагаете дорисовать малышу. Начните с простых и понятных ему образов: круг, сердечко, домик, цветок. Потом можно перейти на более сложные образы, которые требуют от него воображения.
Здесь важно, чтобы дети чувствовали некую логику в том, что они делают. Если у вас на картинке часть пейзажа, то логично нарисовать что-то в том же стиле. Если ребенок не может придумать, что именно, заканчивает все геометрическими фигурами, непонятными символами или линиями, значит что-то не так в развитии наглядно-образной логики.
Здесь также важно, чтобы у ребенка была определенная база знаний об окружающем мире. Это говорит о степени его интеллектуального развития.
Словесно-логическое мышление
Подразумевает нахождение взаимосвязей между предметами и событиями, которые малыш может объяснить. Начинает функционировать довольно рано, но нужно отслеживать его развитие, иначе малыш просто запутается. Свои же выводы могут завести его в тупик. С ребенком нужно делать простые упражнения, чтобы он начал правильно выстраивать в голове связи между предметами.
Здесь подойдут задачки на цвета и формы. Например, у вас есть разноцветные фигурки, вырезанные из бумаги. Предложите ребенку классифицировать их:
по цвету (разные фигурки, но все одного цвета);
по определенной форме (разный цвет, но форма одна);
наличию схожих признаков (овалы и круги, все красные).
Предложите ребенку самому придумать еще какой-то критерий для классификации. Это не так просто, как кажется. Когда он даст вам ответ, попросите его обосновать. Этот вид мышления очень важен.
Дети, побывав на разных этажах одного здания, могут сами делать вывод вроде «для нас это пол, а для тех, кто под нами — потолок». Уже в 5-6 лет они могут связывать события по своей логической схеме. Вы читаете ему сказку про Серого Волка. Теперь, когда кто-то заговорит о пропаже человека или вещи, первая логическая мысль у малыша будет «его/это похитил Серый Волк?».
В данном случае у него есть отрицательный, злой персонаж. Дети еще не знают всего о нашем обществе и мире, так что проще все нехорошие события приписывать известному злодею. Очень важно, чтобы процесс мышления не проходил только лишь в голове. Обсуждайте с ребенком причину и следствия разных происшествий, действий. Для детей важно, чтобы вы своим примером показывали буквально, «как нужно думать».
Абстрактное мышление
Этот тип мышления предполагает, что школьник может отбросить мелочи и рассматривать картину происходящего в целом. Появляется позже, в 6-8 лет. Чем больше накоплено информации о мире, тем сильнее развитие абстрактного мышления. Мы понимает, что важно, а что не важно. Черная, красная или белая — любая кружка может быть использована для питья. В нее можно наливать воду, молоко, чай, сок и т.д. Разного цвета или формы, кружка останется кружкой, если соответствует общему понятию об этом предмете.
Абстрактное мышление на то и абстрактное, что предполагает множество обобщений. «Птицы умеют летать. Ворона летает по двору. Значит, ворона — это птица». Абстрактное мышление иногда нужно нам для того, чтобы заполнять проблемы в знаниях. Мы можем дополнить их, следуя простой логике. У детей, склонных к творческой деятельности, такое мышление очень сильно развито.
Развивать его дополнительно можно, используя простые задачки. Например, написаны слова:
А С Т О Б В У (автобус)
И Н И К Г (книги)
Ф К А И Р А (Африка)
Нужно быстро восстановить порядок букв. Тут человек использует абстрактный тип мышления. Он не задумывается над словом «иникг», например. Что бы это могло значить? Слышал ли он это слово? Нет, ребенок выполняет задачу, переставляет буквы местами и получает известное слово.
Проблема неуспеваемости в школе
Не во всех школах преподаватели уделяют много внимания развитию логики – они стремятся уложиться в педагогический план на год.
Первые 3 класса — самая важная пора становления мышления. В это время детям нужно давать задачки, развивающие разные виды логики. Если упустить этот важный возраст (5-7 лет), то дальнейшее обучение в школе будет трудным.
Ребенку будет неинтересно учиться, ведь ему не показали, как это нужно делать.
Отсюда неуспеваемость, за которую ругают родители. Тут уже возникает другая «логика» мышления: главное получить хорошую оценку, а не знания. Списать, обмануть, не прийти — только бы избежать двойки, тройки. У детей вырабатывается такая логическая цепочка и соответствующая модель поведения: им не важно, научился он чему-то или нет, а важно, чтобы не ругали родители. Тут школа может сильно испортить дальнейшую жизнь детям, если педагог начальных классов не уделит достаточно времени на развитие логики в 1-2 классе.
Закончится школа, начнется взрослая жизнь. Там мы должны сами выбирать себе будущее, профессию, работу. За 10 лет в школе станет понятно, какой тип мышления преобладает у ребенка – ведь заниматься тем, что не очень понимаешь, неинтересно. И в 10 лет, и в 17 лет человек уже точно знает, чего бы ему хотелось.
Нужны ли кружки, детские развивающие центры
Детские кружки и развивающие центры есть в каждом городе. Если вы довольны ситуацией в школе, педагог уделяет много времени именно детям, а не своему учебному плану, то у вас отличная школа. Если же нет — отведите его на занятия по развитию логики. У детей здесь много пространства для творчества и размышлений.
Главное в том, что кружки поощряют инициативу. Перед тем как записать куда-то ребенка, неплохо было бы проконсультироваться с детским психологом. Он поможет определить бреши в развитии. Иногда лучше всего помогает творчество: рисование, лепка, флористика, работа с шелком.
Все это:
развивает мелкую моторику;
показывает, что у детей есть воображение и его можно использовать;
снимает рамки — оценки. Нет оценок, значит можно действительно творить.
Творчество развивает абстрактное и образное мышление. Ребенку легче выражать свои мысли, если он может что-то нарисовать или слепить.
Ваши домашние занятия
Ругать детей, унижать их — это неправильный метод воспитания. Уделите 30 минут на то, чтобы позаниматься. Не нужно делать из этого принуждение или угрожать запретами. Чего вы добьетесь запретами и криками? Лишь того, что ребенок по своей логике будет считать, что к вам тоже нельзя обращаться за помощью.
Предложите ему найти ответы на занимательные вопросы.
У стула сняли все 4 ножки. Стул будет стоять?
Трамвай едет по рельсам, видит вдали девочку. Трамвай сможет ее объехать?
Кубик может катиться по столу? Почему да или нет?
Одновременно стартовали велосипедист и автомобилист. Велосипедист может обогнать водителя авто?
Ты смотришь хоккей по телевизору. Может ли шайба вылететь и ударить тебя по голове?
Что легче нести: сумку или мешок?
Нужно долго идти по глубокому снегу. Как легче: в ботинках или на лыжах?
Ванна наполнена до краев. Что будет, если залезть в нее?
Зимой зайчик меняет цвет своей шубки: была серая – стала белая. Зачем это нужно?
Каждый вопрос здесь требует не однозначного ответа «да» или «нет», а размышления. Задействуются все три типа логического мышления. Вы можете разбирать за раз 3-4 вопроса. Такой объем работы у детей 6-7 лет не вызовет скуки.
Будьте готовы к вопросам – теперь уже от ученика. Например, вы разбирали пункт 9 про зайчика. Он может заинтересоваться, каким образом зверек меняет шубку, кто еще в лесу будет менять цвет меха, больно ли это? Это хорошо, что появляются вопросы, значит мышление работает активно.
Совет детского психолога
Никто из нас не совершенен. Конечно, есть гении, вундеркинды и «дети индиго». В основном нормальное развитие ребенка таково, что какой-то из видов логики будет у него преобладать. Не стоит ругать его за то, что в абстрактном мышлении он хорош, а вот словесно-логически мыслить не умеет. Это результат того, что:
преподаватель не умеет правильно объяснять разные вещи на примерах. Нам легче учиться именно на примерах в 5-7 лет, а не просто слушать теорию;
развитию этого навыка не уделялось время, не было тренировок;
ребенок лучше воспринимает другие типы логики.
Больше разговаривайте, обсуждайте все:
как прошел день;
какой фильм вы смотрели на прошлой неделе, чем он запомнился;
какой любимый герой у вашего сына, какие у него есть суперсилы и как он их использует? Побеждает хитростью и умом или просто грубой силой?
почему и как происходят разные процессы в природе;
как выбрать себе профессию;
почему друзья ссорятся и т.д.
Существует так много тем, которые интересуют детей! Если вы тоже проявите к беседе живой интерес, то увидите, как именно думает ваш ребенок.