Просмотр содержимого документа
«Развитие межполушарных связей. картотека коррекционно-образовательных игр.»
РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНЫХ СВЯЗЕЙ.
КАРТОТЕКА КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИГР.
Игры на взаимодействие левого и правого полушария.
«Перекрёстные шаги».
Цель: развитие межполушарных взаимодействий, координации движений, чувства ритма) преодоление синкинезий.
Возраст: от 5 лет.
Исходное положение: стоя. Задача ребенка – координировать движения так, чтобы в такт движению руки одновременно двигалась противоположная ей нога.
1-й уровень сложности. Ребенок шагает, двигая руками так, чтобы ладонь правой руки касалась левого колена, а ладонь левой руки – правого.
2-й уровень сложности.
Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Движение не только вперед, но и назад.
3-й уровень сложности. При шаге правой ногой левая рука касается правого плеча, при шаге левой ногой – правая рука касается левого плеча. При каждом шаге кончик языка показывает на свободное плечо (которого не касается рука). Движение как вперед, так и назад.
«Лифт».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия, пространственных представлений, точности и координации движений) формирование функции контроля.
Возраст: от 5 лет.
Исходное положение: лежа на спине, руки вдоль тела. На заранее заданный счет (от1 до 10) ребенок поднимает одновременно противоположные руку и ногу (например, правую руку и левую ногу) так, чтобы пальцы руки и ноги были направлены в потолок. Выполнение должно быть синхронным, плавным, без остановок и колебательных движений.
Задача ребенка – рассчитать и спланировать движение так, чтобы оказаться в конечной точке не раньше и не позже заданного счета. После этого рука и нога также синхронно и плавно опускаются под счет на пол.
Маленькому ребенку к руке и ноге можно прикрепить небольшие игрушки, предложив поиграть в подъем и спуск пассажиров на лифте.
То же движение выполняется другими рукой и ногой.
Игры для тренировки левого полушария
«Лишние картинки»
Принцип этого очень полезного упражнения очень прост. Ребенок должен взглянуть на небольшой ряд картинок (5-6) и сказать, какая картинка, с его точки зрения, лишняя, обосновав свой выбор. Игра начинается с того, что ребенок должен последовательно сказать, что нарисовано на каждой картинке: « на первой картинке нарисовано...», «на второй картинке нарисовано…» и т.д. Неспособность четко и правильно считать и опознавать образ свидетельствуют о недостаточно эффективной работе правого полушария. Такие ребята не видят «мелких» деталей. Играя в эту игру, ребенок должен действовать по схеме: «Посмотри. Назови. Выбери. Покажи. Объясни».
«Определения»
Хорошей тренировкой способности включать объекты в группы и вычленять их из них является умение давать определения. Такая способность лежит в основе любых классификаций.
Первый вариант - отсутствует само определяемое понятие. Ребенок должен самостоятельно догадаться, что это такое. Например, «Предмет, с помощью которого можно привести волосы в порядок».
Второй вариант- ведущий придумывает «плохое», неточное определение. Например, «Носки – одежда, которую надевают на ноги». Ребенок должен объяснить, почему определение не годится, и предложить свой вариант.
Третий вариант – в определении отсутствует слово, и это слово играющий должен восстановить. Например: «Свинья –…. с пятачком».
Четвертый вариант – придумать разные определения к одному и тому же слову.
«Мяч и числа»
Полезное упражнение, тренирующее устный счет. Перед началом игры ведущий сообщает ребенку некое число. Затем ведущий бросает ребенку мяч и произносит при этом любое число. Поймав мяч, игрок мысленно прибавляет к нему оговоренное число, произносит вслух результат сложения и бросает мяч обратно. Можно изменить правила игры. Ученик должен не прибавлять, а вычитать.
«Классификация картинок»
Условия этого занимательного и полезного упражнения очень просты. Предложить ребенку стопку карточек, на каждой из которых изображен какой-то объект. Картинок должно быть не менее трех десятков.
Первая задача ребенка - разложить их на кучки.
Вторая задача - объяснить словами, почему он разложил карточки так, а не иначе. Чем больше кучек составил ученик, тем лучше.
Игры для тренировки правого полушария
«Найди связь»
Предложите участнику игры придумать и записать на листочке в столбик 16 слов. Желательно, чтобы это были существительные. Задача игрока – выбирать пары слов и указывать на их ассоциативную связь. Связь эта должна быть выражена одним словом. Например, берем слова: машина, радость, семья, лошадь, крючок, стул, радио, трава, обои, жук, стекло, мел, бумага, школа, солнце, дождь. Получаем следующие пары: машина – семья = путешествие; лошадь – трава = луг и т.д.
Теперь, действуя точно также, из полученных 8 слов сделать 4. Продолжаем игру, и сокращаем число слов до 2.
«Отгадай предмет»
Ведущий загадывает какой-либо предмет, находящийся в данный момент в комнате. Дети должны отгадать, что это за предмет, задавая ведущему вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задача детей – обнаружить предмет с помощью как можно меньшего числа вопросов.
«Сходства и различия»
Ведущий заранее придумывает пары слов. Например, лампочка и солнце; девочка и кукла; трамвай и автобус. Задача ребенка – назвать как можно больше сходств и различий для каждой пары.
«История в картинках»
Для проведения этой игры необходима серия картинок. Задача ребенка – расставить картинки по порядку и рассказать соответствующую историю.
Задачу можно усложнить, взяв несколько серий картинок с разными персонажами. Задача ребенка – разделить истории, разложив их на части по порядку и составить связный рассказ.