КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ У ДОШКОЛЬНИКА В
ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете
занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.
Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя
основных направления.
1 Слушание музыки.
Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”.
Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между
повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых,
проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы
владеете игрой на каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце
концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки
можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на
кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум
— две).
2.Работа над ритмикой.
Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под
мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним
под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь
папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком
диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или
песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести
минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша
(как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия
должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с
переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как
мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые
кулачки.
3 Развитие слуха
Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой
звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен
узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный
ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный
музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные
звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование
долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает
совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно.
Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя
погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет
побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек
вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной
ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над
кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно
также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки,
наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их
(только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и
вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный
прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним
разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно.
Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте,
подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.
Наши советы:
Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.
Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте
“пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а
ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником,
помните, что вы должны петь, играть и танцевать!
Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на
инструменте — попросите ребенка вас научить этому.
После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для
папы, бабушки, дедушки и гостей.
Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.
Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после
завтрака или после
прихода из детского садика).