kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие памяти у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья о том как память влияет на развитие человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема»

Развитие памяти у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно никакое развитие.

Немов Р.С. определяет память как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта [22, с. 344]. Сходное с ним определение дает А.В. Петровский: «Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта называется памятью» [24, с. 291].

Память есть у всех живых существ, но наиболее высокий уровень своего развития она достигает у человека. У человека есть речь как мощное средство запоминания, способ хранения информации в виде текстов и различного рода технических записей. У человека есть три вида памяти, гораздо более продуктивные, чем у животных: память произвольная, логическая и опосредствованная [22, с. 346].

Значение для развития человека словесно -логической памяти подчеркивают многие исследователи.

Блонский П.П. различает память механическую как функцию только повторения и смысловую, опирающуюся на установление и запоминание смысловых понятий. Продуктивность ее примерно в 25 раз больше, чем механической [2, с. 342].

Содержанием словесно -логической памяти являются наши мысли.

У. Джеймс писал о том, что «предметы, заучиваемые нами путем зубрения, не могут образовывать в нашем уме прочных ассоциаций с другими объектами мысли. Знания, приобретенные таким путем, почти неизбежно забываются совершенно бесследно. Наоборот, умственный материал, набираемый памятью в связи с контекстами, связанный ассоциациями…остается надолго прочно приобретенным» [9, с. 209].

Индивидуальные различия памяти проявляются в особенностях ее процессов, т.е. в том, как осуществляется запоминание и воспроизведение у разных людей, и в том, что именно запоминается. Эти признаки с разных сторон характеризуют продуктивность памяти каждого человека.

Память не дана ребенку в готовом виде. Непрерывное расширение кругозора, усложнение деятельности и взаимоотношений со взрослыми и сверстниками приводят как к количественным, так и к глубоким качественным изменениям, преобразованиям памяти ребенка.

С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания различных мнемотехнических приемов и средств. Во-вторых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической [22, с. 348].

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В самом деле, если нам трудно или почти невозможно припомнить что либо из событий раннего детства, то обсуждаемый возраст уже оставляет много ярких воспоминаний. Прежде всего, это относится к старшему дошкольному возрасту. [37]

Память - основа всякого научения, необходимая предпосылка любой творческой деятельности. Овладение языком, усвоение знаний об окружающем мире, приобщение к миру человеческой культуры, овладения нормами поведения, приобретение определенных навыков и умений - все это связано с работой памяти. Согласно исследованиям П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом каждый из этих видов памяти не заменяет, а дополняет другой, увеличивая возможности хранения и воспроизведения информации. Развиваясь сама, память является и необходимым условием психического, в т.ч. и речевого, развития ребенка [2]. Как подчеркивал Л.С. Выготский, «памяти в дошкольном возрасте принадлежит ведущая роль» [6, с. 161].

Мухина В.С., Я.Л. Коломинский, З.М. Истомина в своих исследованиях указывают, что память в дошкольном возрасте носит в основном непроизвольный характер [21; 10; 14]. Это значит, что ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей запомнить. Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в среднем дошкольном возрасте и включают в это развитие несколько этапов. На первом этапе ребенок выделяет только саму задачу запомнить и припомнить, еще не владея необходимыми способами. Приемы запоминания ребенок не изобретает сам. Их в той или иной форме подсказывают взрослые. На втором этапе ребенок постепенно учится осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании [21, с. 287-288].

А.Н. Белоус указывает, что ведущим новообразованием мнемической деятельности детей дошкольного возраста является переход от ее непроизвольных форм к произвольным [10]. Постепенно непосредственное, непроизвольное запоминание перерастает в сложную, сознательно регулируемую деятельность, опирающуюся на специальные способы переработки запоминаемого материала. Ребенок принимает цель запомнить, осознает ее, начинает самостоятельно выделять. Причем осознание цели легче происходит в игре. Следует выделить еще одно достижение в развитии памяти детей дошкольного возраста. Осознание цели запомнить стимулирует осознанный поиск приемов, с помощью которых можно повысить эффективность запоминания. Первоначальные способы запоминания и припоминания очень примитивны: это повторение поручения вслед за взрослым, проговаривание материала шепотом и т.п. В дальнейшем появляются и более сложные приемы запоминания: припоминание вспомогательных средств, требующих умения создавать новые связи, новую структуру, искать опору на уже известное (в качестве вспомогательных средств могут выступать картинки, графические символы, наглядные модели, слова). Начинается развитие произвольной логической памяти [10, с. 146].

Калягин В.А. и Овчинникова Т.С. в своих исследованиях также обращают внимание на развитие памяти у детей дошкольного возраста [15]. Они выяснили, что память в старшем дошкольном возрасте по преимуществу носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет интерес, дает наибольшие впечатления. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания несколько уменьшается, а прочность запоминания возрастает. Увеличивается время, спустя которое ребенок может воспроизвести полученные впечатления. Произвольное запоминание, только наметившееся на предыдущих этапах развития, получает свое дальнейшее развитие. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Перед ребенком шести лет уже может быть поставлена цель запомнить определенный материал. Этому способствует то, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторения, смысловое и ассоциативное связывание материала. Закладываются основы для более активного овладения произвольной памятью в школьном возрасте, развивается логическая память [15].

Согласно исследованиям А.Н. Леонтьева логическая память имеется уже у ребенка 3-4 лет, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом возрасте [18]. А.Н. Леонтьев экспериментально показал, как один мнемический процесс - непосредственное запоминание- постепенно замещается другим, опосредованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи. То, что мы может выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспроизводимому материалу, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным [18, с.166].

В исследованиях Я.Л. Коломинского отмечается, что у шестилетних детей хорошо развито механическое запоминание. Основную роль в развитии логического запоминания играет обучение. У детей старшего дошкольного возраста достаточно развиты такие виды памяти, как двигательная, эмоциональная, наглядно-образная и словесно-логическая [10].

Таким образом, память дошкольника, несмотря на её видимое внешнее несовершенство, в действительности становится ведущей функцией, заняв центральное место.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие памяти у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор: Борчикова Дарья Евгеньевна

Дата: 24.03.2021

Номер свидетельства: 576530


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства