Развитие позитивных установок к труду у старших дошкольников
Развитие позитивных установок к труду у старших дошкольников
В статье рассматриваются актуальные вопросы формирования позитивных установок дошкольников к труду. Автор рассматривает основные понятия "установка", "труд", раскрывает основные виду трудовой деятельности в детском саду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие позитивных установок к труду у старших дошкольников»
Статья на тему
Развитие позитивных установок к труду у старших дошкольников
Авторы: Зотова Наталья Николаевна
студентка ГБПОУ РО «ЗернПК»
специальности 44.02.01 Дошкольное образование
Дорошенко А.А., преподаватель профессионального
цикла ГБПОУ РО «ЗернПК»
В соответствие с ФГОС цель трудового воспитания в современных ДОО состоит в формировании положительного отношения к труду через: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества. Воспитание подобных установок определяет выбор новых методов, приемов и форм работы, требует соблюдение определенных принципов и условий.
Вопросами формирования трудовых компонентов у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги. Отражена была эта работа у П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.
В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).
В психолого-педагогическом словаре определение «установка» рассматривается как готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения. В свете теории отражения установки – это психическое явление, которое как кратковременный процесс и состояние есть проявления внимания, как свойство личности - ее направленности. [3, с.453]
В Большой Российской энциклопедии понятие «труд» трактуется как «целесообразная деятельность видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей» [1, с. 1228].
Труду как человеческой деятельности много внимания уделялось в народной педагогике.
Особое значение труда в формировании человека видел К.Д. Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не может оставаться на одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что, если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду»
Трудовое воспитание – это процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия, творческого отношения к труду. [2, с. 25].
Дошкольный возраст – это время, когда закладываются основы физического, психологического, трудового, личностного развития ребенка.
В.Г. Нечаева и Я.З. Неверович в своих исследованиях раскрыли становление компонентов трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Трудовая деятельность детей состоит из четырех компонентов:
Умение ставить цель.
Умение действовать под влиянием общественно значимых мотивов.
Умение планировать работу.
Умение достигать результата и оценивать его.
Трудовая деятельность детей дошкольного возраста – это развивающая деятельность.
По мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Теперь сам процесс труда доставляет детям радость
Организуя трудовую деятельность нужно помнить, что труд должен, быть целесообразным, полезным для развития ребенка, посильным и результативным.
Формы организации детского труда:
Поручения (индивидуальные и совместные) – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности. Поручить можно то, что ребенок может выполнить.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. В старших группах детского сада поручения продолжают играть большую роль, однако важное значение начинают приобретать обязанности.
Обязанность – это дело, освоенное через поручение, где дети осознают необходимость постоянного и систематического его выполнения.
Дежурство – дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей мере, чем в поручении, выделяется общественная значимость труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других.
Выделяются следующие виды детского труда: самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей); хозяйственно – бытовой труд(уборка групповой комнаты, участка); трудв природе(в уголке природы, в цветнике, на огороде, в саду); ручной труд(поддержания порядка в хозяйстве группы: починка, подклеивание книг, коробок, пришивание оторвавшихся пуговиц, доступный ремонт игрушек и т. д.).
Таким образом, внимание педагога, работающего с детьми старшей группы, должно быть обращено на следующие моменты:
обучение трудовым действиям, необходимым ребенку для выполнения новых целей труда;
формирование умения планировать трудовой процесс (предварительно выделять способ действия);
формирование умения планировать трудовую деятельность в целом (включая подбор оборудования, организацию рабочего места).
Список литературы
Большой энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2000. – 1456 с. – Текст: непосредственный
Комарова, Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2006. – 80 с. – Текст: непосредственный
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(158) "Краеведческий проект для детей старшего дошкольного возраста на тему «Я и моя Родина»"
["seo_title"] => string(80) "kraieviedchieskii_proiekt_dlia_dietiei_starshiegho_doshkol_nogho_vozrasta_na_tie"
["file_id"] => string(6) "450645"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1516204702"
}
}