Просмотр содержимого документа
««Развитие речевой активности и инициативы дошкольников в процессе реализации исследовательской и проектной деятельности»»
«Развитие речевой активности и инициативы дошкольников
в процессе реализации исследовательской и проектной деятельности»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ.
Сегодня в центре внимания – ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Необходимым условием развития личности ребенка является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов.
Деятельность нашего дошкольного учреждения направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.
Речевая активностью и инициативность дошкольников - это свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих, самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в общении, активном овладении языком».
Для развитие речевой активности и инициативы дошкольников мы реализуем как исследовательскую, так и проектную деятельности.
Целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т. п. Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.
Целью проектной деятельности – реализация проектного замысла. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. Именно в исследовательской деятельности ребёнок учится задавать вопросы взрослому, ему нравится экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно.
При организации исследовательской работы по развитию речевой активности и инициативы дошкольников необходимо соблюдать определённые правила:
1. Развивать у детей умение действовать самостоятельно и независимо;
2. Не сдерживать инициативу детей;
3. Не делать за них то, что они могут сделать;
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
Позиция педагога - поддерживать и поощрять инициативу ребенка.
Для развития речевой активности и инициативы дошкольников работу в группе по исследовательской деятельности я провожу по следующим направлениям:
Образовательная деятельность с детьми. Для последовательного поэтапного развития у детей исследовательских способностей мною проводятся опыты и эксперименты. Дети учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.
2. Совместная деятельность взрослого с детьми (наблюдения, труд, художественное творчество). Весной дети занимаются посадкой лука, семян цветов, наблюдают, как развиваются растения, приходят к выводу, что необходимо растениям для роста. Знакомство с водой происходит в процессе хозяйственно-бытового труда (мытьё рук, лица, игрушек).
3. Самостоятельная деятельность детей в режимных моментах. Педагогу важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанник упражнял себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
4. Совместная работа с родителями. Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества, которое сближает, позволяет открыть какие-то новые стороны личности ребенка. Организованная с семьей работа помогает нацелить родителей на необходимость поддержания в ребенке пытливости, любознательности. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, просят найти новые сведения, что- то сделать вместе.
Связь экспериментирования с развитию речью прослеживается при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном и сделанном. Умение четко выразить свою мысль, делать выводы, формулировать умозаключения облегчает проведение опыта и способствует развитию речи. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы: Как я это делаю? Почему я это делаю именно так, а не иначе? Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате? В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. При этом взрослый — не учитель-наставник, а равноправный партнер, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
Также хочу обратить ваше внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.
Метод проектов в ДОУ можно представить как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, полностью подчинены логике исследования, предполагают выдвижение предположения решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных. В ходе проекта дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают полученные результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается. Конечный результат может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизации, программы праздника, детского дизайна, альманаха, альбома. Представление же результатов может проходить в форме праздника, устного журнала, видеофильма, драматизации, спортивной игры, развлечения;
структура ролевых, игровых проектов также только намечается и остается открытой до завершения работы. Дети принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему. Данный вид проекта оказывается эффективным для речевого развития дошкольников;
информационно-практико — ориентированные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов. Воспитанники собирают информацию, обсуждают ее и реализуют, ориентируясь на социальные интересы; результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Работа над проектом распределяется поэтапно следующим образом:
I этап: включает в себя деятельность педагога – формулировка проблемы, определение цели и задач, подбор материала; деятельность детей – вхождение в проблему.
На II этапе: происходит практическая деятельность по достижению поставленной цели (чтение книг, драматизация, оформление результатов в виде газет и альбомов, совместная деятельность детей и взрослых).
На III этапе: представляется результат выполнения проекта – в виде оформления презентации, шоу, театрализованного представления.
I этап реализации моего инновационного проекта «Нам читают – мы играем»
II - III этапы: Чтение русских народных сказок. Д/игра «Кого не хватает?».
Д/игра «Сказки». Чтение К. И Чуковского «Федорино горе» - Д/игра «Собери картинку»
Таким образом, использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи. А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителе.
Основные источники:
1. Гаврилушкина О.П. Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада. // Ребенок в детском саду, 2003
2. Ковалева, М. Н. Психологические условия развития речевой активности младших школьников Текст. : автореф. дис. . канд. Психол. наук : 19.00.07 / М. Н. Ковалева; Психол. ин-т Рос. акад. образования. М., 2005
3. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для стул, высш. пед. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2000.]
4. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи- http://www.dslib.net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim.html
5. Левшина Н.И. Использование метода проекта при взаимодействии с родителями воспитанников дошкольного образовательного учреждения/ Н.И.Левшина, Е.Г.Карпова, О.В.Понамарева // Управление ДОУ- М:2013, № 6, с77 -89.
6. Мирджалилова С. С. Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы [Текст] / С. С. Мирджалилова // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 458-459.
7. Сомкова О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста //Детский сад: теория и практика. – 2012. – № 3. – С. 6 – 17.