kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие речевой активности воспитанников в проектной деятельности с использованием технологии семантических полей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Моя нароботка по семантическому полю поможет молодым специалистам в работе с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие речевой активности воспитанников в проектной деятельности с использованием технологии семантических полей»»






Педагогический опыт


«Развитие речевой активности воспитанников в проектной деятельности с использованием технологии семантических полей»























Введение


С введением ФГОС ДО задачи работы по развитию речи воспитанников необходимо решать на основе комплексно-тематического принципа. На современном этапе задачи речевого развития в дошкольном учреждении решаются в условиях последовательно меняющихся познавательных тем. Наиболее продуктивным при этом является проектное комплексно-тематическое планирование.

При планировании речевой работы в рамках познавательных проектов было выявлено несколько противоречий:

-методические пособия по проектной деятельности в большей степени содержат рекомендации по решению задач познавательного и личностного развития ребенка, а интеграция задач речевого развития осуществляется педагогом самостоятельно, ввиду чего могут возникать затруднения (как сделать это грамотно, системно, результативно);

-речевая активность является важной составной частью деятельности ребенка в рамках проекта: в любом познавательно-творческом проекте воспитанники должны обладать достаточным запасов слов, владеть диалогической речью, культурой общения, уметь презентовать результаты проектной деятельности. При этом в современных реалиях языковой опыт ребенка дошкольного возраста зачастую отличается от нормативных показателей.

Так, при проведении педагогического наблюдения с воспитанниками старшей группы было выявлено, что дети включаются в проектную деятельность с большим желанием и интересом. Однако более 40 % детей затрудняется свободно выбирать лексические единицы языка в рамках общения по конкретной познавательной теме, речь их односложна, преобладают простые неразвернутые предожения. Иными словами, бедный словарный запас в активном словаре ребенка не позволяет ему свободно высказывать предположения, формулировать вопросы, составлять связные высказывания по итогам проектов.

Одной из педагогических технологий, которая позволяет решать обозначенные противоречия, является технология работы с семантическими полями. Таким образом, была спроектирована и реализована система работы «Развитие речевой активности воспитанников в проектной деятельности с использованием технологии семантических полей»

С целью определения качественного состава словаря у воспитанников было проведено педагогическое диагностическое обследование. Анализ полученных результатов показал следующее:

-воспитанники испытывают трудности в названии и значении предметов и объектов в ходе реализации проектов;

  • в названии глаголов, выражающих утончённость действий. Например: лакает, лижет, грызёт, откусывает, жуёт - всё выражается словом «ест»;

  • в умении подбирать разные слова близкие и противоположные по смыслу

(антонимы и синонимы);

  • в определении и названии прилагательных (красочных выражений для описания);

  • в способности говорить связно, полно излагать свои мысли, выражая своё мнение в ходе проектов и по его результатам.


Методологические основы


Проблему речевого развития ребенка дошкольного возраста рассматривали многие отечественные ученые и педагоги.

Вопросу развития словаря воспитанников посвящены монографии О.С.Ушаковой, С.Я Рубенштейна, В.И.Рубовского. Л.С.Выготского, Логинова В.И. А. Р.Лурия и т.д. Особенности формирования связной речи ребенка дошкольного возраста рассматривали лингвисты, психологи А.П.Клименко, О.С.Виноградова, А.М. Леушина, Л.В.Эльконин, В.В.Воронкова и т.д. Исследования ряда психологов показывают, что слово располагает аппаратом, который создает потенциальную возможность связи одних слов с другими. Связи, которые возникают между словом, называют валентностями слов.

В психологии выделяют такие аспекты значения слова:

  1. предметная отнесённость слова;

  1. «категориальное» или «понятийное» значение слова.

Предметная отнесенность слова является основной функцией слова. Слово, имеющее предметную отнесенность, является функцией слова и может принимать форму:

  • существительного (тогда оно обозначает предмет);

  • глагола (тогда оно обозначает действие);

  • прилагательного (тогда оно обозначает свойство);

Под значением следует понимать способность слова:

  • анализировать предметы;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • обобщать их

А это означает, что слово является еще и клеточкой мышления.

Таким образом, слово вызывает к жизни, актуализирует целый комплекс ассоциаций, то есть за каждым словом обязательно стоит система разных связей: ситуационных, понятийных, звуковых и т.д. Например, слово «кошка» может вызвать связи по звуковому сходству (кошка-крошка, окошко, крышка и т.д) в ответ на это же слово могут всплыть и ситуационные связи (и понятийные связи (кошка - домашнее животное) А комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова называется «семантическим полем».

Проблеме развития речи детей на основе теории семантических полей посвящены научные разработки педагогов-психологов, логопедов г.Екатеринбурга З.А.Репиной, Г.В.Васильевой. Они обозначили, что наличие семантического поля и позволяет человеку быстро производить отбор слов в процессе общения. А если мы забыли слово и оно как бы находится на кончике языка, мы ищем его среди семантического поля. Формируется это поле постепенно и уместно начать работу с малого. Сначала воспитанники учатся моделировать небольшое «поле», связанное с определенной ситуацией, а затем постепенно его расширяют.

Принцип наращивания семантического поля организации речи необходимо использовать при решении речеразвивающих задач разного типа (продуктивная деятельность, ознакомление с окружающим, в специально организованной и свободной деятельности воспитанников, т.е. в различных коммуникативных и познавательных ситуациях).

Структура семантического поля

1-ядерное слово

2-родственные слова

3-слова, обозначающие названия действий предметов

4-слова, обозначающие признаки предметов

5-слова-синонимы

6-слова-антонимы

7-словесные упражнения















Основные термины

Речевая активность-  свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения (Т.В.Ахутина, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя).

Лексика - словарный состав языка

Точность речи - это выбор таких слов, которые наилучшим образом передают содержание высказывания, раскрывают его тему и главную мысль в логической последовательности.

Смысловая сторона слова - антонимические и синонимические сопоставления, раскрытие разных значений многозначных слов, отбор из синонимического ряда слова, наиболее подходящего к данному контексту

Ассоциация- объединение, связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое (по сходству, по смежности)

Семантика- значение, смысл языковой единицы

Семантическое поле- комплекс ассоциаций, возникающих вокруг одного слова.



Концептуальные положения



Цель: Способствовать расширению и обогащению активного словаря воспитанников в проектной деятельности с использованием технологии семантических полей

Задачи:



  • Разработать модель речевой работы с воспитанниками в рамках познавательной проектной деятельности с использованием технологии семантических полей

  • Определить содержание работы с учётом интеграции речевых и познавательных задач в рамках проектной деятельности

  • Создать условия для реализации речевых и познавательных задач с использованием технологии семантических полей

  • Включить в образовательный процесс систему работы по развитию речевой активности через формирование и расширение семантических полей.

  • Привлечь к сотрудничеству родителей (законных представителей) для работы в единой системе по обогащению и активизации словаря у детей.



Ожидаемый результат:

1.Разработана модель словарно-речевой работы в рамках проектной деятельности с использованием технологии семантических полей.

2.Разработана и внедрена в педагогический процесс система работы с учётом интеграции речевых и познавательных задач.

3 Подобран методический инструментарий и созданы условия для реализации речевых и познавательных задач с использованием технологии семантических полей.

(накоплен дидактический материал по лексическим темам и отдельным словам, составлена картотека игр, направленных на обогащение и активизацию словаря воспитанников).

5.Вовлечены в образовательный процесс и принимают активное участие в достижении цели по данному направлению родители (законные представители).

.Воспитанники:

  • Знают и умеет правильно объяснить значение ядерного слова.

  • Способны самостоятельно объяснить смысловую связь между словами.

  • Способны образовывать от слова более трёх однокоренных (родственных) слов (волк, волчий, волчонок, и т.д.), используют их в речи.

  • Самостоятельно подбирают 5 и более признаков и действий к заданным словам и более 10 слов по лексическим темам заданного проекта; используют в собственной речи слова-признаки.

  • Правильно и точно подбирают противоположные по смыслу слова (антонимы): существительные (холод-тепло), прилагательные (хороший - плохой), глаголы (говорит-молчит).

  • Самостоятельно подбирают к словам и используют в своей речи более трёх близких по значению и словосочетанию слов (синонимов): (грустный- печальный, огорченный, унылый, невесёлый).

  • Активно выражают своё мнение, используют конструкции-рассуждения (я думаю, что..).

  • Способны составить логически завершённый рассказ, связное повествовательное высказывание по итогам проектов, используют в речи распространенные предложения (с введением слов-признаков, использованием разнообразных глаголов, слов-синонимов, антонимов).

  • Знают нормы и правила речевого этикета (правильно формулируют вопрос, умеют выслушать, не перебивая собеседника, стараются сдерживать себя, доброжелательно относится к речевому партнёру и т.д).

Вся работа по программе проводится по направлениям:

        • С воспитанниками

        • С родителями (законными представителями)













Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Обыденова Людмила Федоровна

Дата: 24.09.2021

Номер свидетельства: 587404


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства