Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.
Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.
Проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста приобретает особую актуальность в связи с модернизацией дошкольного образования, обновлением содержания, совершенствованием форм, методов и технологий обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения. В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении отводится существенное место.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.»
15
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
ТАЙМЫРСКИЙ ДОЛГАНО-НЕНЕЦКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ ХАТАНГА
ТАЙМЫРСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ХАТАНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1»
647460, Красноярский край, с. Хатанга, ул. Таймырская, д. 28,
тел. факс 8(39176) 21-0-51 e-mail: taimyr2.1@mail.ru______________
Развитие речевых навыков и умений у детей с помощью русского фольклора.
Воспитатель: Михайлова Е.А.
Хатанга 2019-2020гг
.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Роль детского фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста 5
2. Проект по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами народной педагогики – детского фольклора 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема развития речи детей среднего дошкольного возраста приобретает особую актуальность в связи с модернизацией дошкольного образования, обновлением содержания, совершенствованием форм, методов и технологий обучения детей родному языку, развития культуры речи и речевого общения. В настоящее время в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом речевому развитию в дошкольном образовательном учреждении отводится существенное место. Согласно ФГОС ДО речевого развития включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Важное место в системе средств речевого развития, обучения и воспитания детей среднего дошкольного возраста занимает средства народной педагогики. В последнее время народная педагогика является предметом научного исследования. Важнейшими воспитательными средствами служат разные формы устного народного творчества.
Влияние фольклора как средства народной педагогики на языковое образование детей было раскрыто в работах выдающихся ученых, педагогов, писателей (В.А. Духнович, С. Ф.Русова, Г. С. Сковорода, И. И. Срезневский, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, И. Франко и др.).
Анализ фольклорных жанров показал, что им присущ ряд специфических черт, которые чрезвычайно привлекают ребенка, а именно: небольшой объем текста, доступность содержания, захватывающий игровой сюжет, использование художественно -изобразительных средств языка. Фольклорные произведения отличаются красочностью, выразительностью, ритмичностью, легкостью для запоминания.
Фольклор, использование его различных жанров является эффективным средством и важным фактором успешного обучения речи.
Колыбельные песни, пестушки, мирилки, потешки, сказки обогащают словарь новыми понятиями, грамматическими конструкциями, воспитывают интерес и любовь к родному слову. Фольклор играет важную роль в ознакомлении детей с окружающим миром и помогает сформировать национально сознательную личность с духовно -нравственными и эстетическими качествами. В тоже время, педагоги дошкольных образовательных учреждений недостаточно используют потенциальные возможностями средств народной педагогики, в том числе – детского фольклора в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
Проблема исследования: каково влияние средств народнойпедагогики – детского фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста?
Цель –теоретически обосновать и разработать проект по развитиюречи детей среднего дошкольного возраста средствами народной педагогики – детского фольклора.
Задачи исследования:
Изучить влияние средств народной педагогики – детского фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Организовать деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами народной педагогики – детского фольклора.
Оценить результаты проведенной работы.
1. Роль детского фольклора на развитие речи детей среднего дошкольного возраста
Фольклор относится к числу основных средств народной педагогики. В то же время это и главный источник знаний о принципах воспитания, сложившихся в культуре разных народов, о его нравственных, религиозно - мифологических основах.
Проблема речевого роста независимо от образовательных концепций всегда остается актуальной. Ребенок должен быть готов к широкому общению с другими людьми в различных сферах жизнедеятельности, ведь это - основа речевой личности [7]. Овладение родным языком является одним из важнейших достижений ребенка в дошкольном возрасте - наиболее сенситивном для усвоения языка. Если ребенок не достигнет определенного уровня речевого развития до пяти - шести лет, то этот путь, как правило, не может быть успешным на более поздних возрастных этапах [6]. В наше время, когда происходят активные процессы становления государственности, культурно национального возрождения страны и возвращения народа к своим духовным сокровищам, уместно обратить внимание на развитие родного языка детей средствами детского фольклора [2].
Речевое развитие ребенка – один из основных факторов становления личности в дошкольном детстве. Согласно ФГОС ДО, речь является средством и способом реализации всех сфер жизнедеятельности ребенка дошкольного возраста в основных линиях развития [4].
Общеизвестно, что детский фольклор является полифункциональным, поэтому он сознательно передается от взрослых к детям, или усваивается в детской среде стихийно. Понятно, что детский фольклор, с одной стороны, отражает своеобразие местного социума, в котором формируется и развивается личность, а с другой - формирует и воспитывает его на уровне свободных педагогических воздействий и «естественного культурного фона».
Жанровое разделение детского фольклора классифицируется таким образом:
образцы устной народной словесности, созд анные взрослыми для детей: колыбельные песни, пестушки, потешки, небылицы, бесконечные сказки, скороговорки и тому подобное.
произведения, которые перешли к детскому фольклору из общего народного наследия: сказки, обрядовые песни (заклички, прибаутки, колядки, веснянки), загадки, пословицы, поговорки и тому подобное. образцы устного творчества, которые возникли и функционируют в детской среде: игровые песни, считалки, шутки, дразнилки, мирилки,
кричалки и другой «стихотворный шум» (Т. Полковенко).
Общеизвестно и то, что чем больше ребенок знает разножанровых фольклорных текстов, тем глубже у него развита речь. Пословицы, поговорки, колыбельные, потешки, загадки, считалки, мирилки т.д. обогащают словарь новыми понятиями, воспитывают интерес и любовь к родному слову [5]. Стоит помнить, что, организуя работу с детьми по ознакомлению ребенка с различными жанрами фольклора необходимо руководствоваться основными положениями, учитывая то, что фольклорный материал для детей должен быть доступным, понятным, соответствовать уровню их развития [5].
Характеризуя особенности развития четырехлетних детей, можем выделить такие их признаки, а именно: для детей характерна большая речевая активность, неправильное произношение звуков, что впоследствии может стать речевой привычкой. На этом этапе речевого формирования, чтобы избежать недостатков в развитии речи, целесообразно на занятиях по звуковой культуре речи, и в повседневной жизни использовать потешки, заклички, считалки и другие жанры фольклора.
Учитывая, что средний дошкольный возраст является сенситивным для речевого развития детей, поэтому народ создавал для них идеальные поэтические речевые образцы.
Фольклорно-игровые занятия с детьми среднего дошкольного возраста требуют от воспитателя профессиональных знаний и умений в области народного искусства. Педагог должен научиться владеть художественными средствами (декларировать, петь, танцевать, играть на народных инструментах), только тогда будет реализовано огромный педагогический потенциал фольклорных произведений.
Воспитатель, который обладает фольклорным материалом, знает народные потешки, песенки, пестушки и т.д., умеет эмоционально, выразительно их прочитать, скорее достигает контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с режимными моментами, интереснее организует игровую деятельность и становится активным участником речевого развития ребенка.
Формы использования забавлялок, закличек, песен разнообразны. Это зависит от возраста, речевого развития детей. Для того, чтобы фольклор стал неотъемлемой частью речевого общения детей среднего дошкольного возраста, не обходимо создать соответствующую развивающую среду. В интерьере группы целесообразно использовать элементы народного фольклора. В работе с детьми используют книжки -игрушки, книжки-картинки, фигурки персонажей известных потешек, сказок, различные виды театров, музыкальные инструменты, альбомы и тому подобное.
Колыбельные песни, пестушки, потешки, небылицы, бесконечные сказки, скороговорки и т.п. неотрывны от воспитания, и играют важную роль в передаче знаний об окружающей действительности, в формировании ребенка как национально сознательной личности с высокими духовно-нравственными и эстетическими качествами, в частности, в ее развитии родной речи. Они поражают разнообразием и своеобразием строения, предельной концентрацией мысли, широким использованием фонетических, лексико-семантических, словообразовательных средств языковой выразительности, актуализируя неоценимую целесообразность использование детского фольклора в работе с детьми [7].
Итак, мы можем констатировать, что, используя различные жанры детского фольклора в доступной форме, мы знакомим детей с окружающей средой, вводим их в взрослую жизнь, развиваем детское вещание, обогащаем словарь образными выражениями и поэтическими строками, способствуем выработке дикции и интонационной выразительности, положительно влияем на эмоциональное состояние и настроение детей. Доказано, что его использование является необходимой составляющей современного национального воспитания, поэтом у стоит учитывать и региональное своеобразие народного творчества.
Детский фольклор – это устное народное творчество. Он является важнейшим средством народной педагогики и оказывает первоочередное влияние на развитие речи дошкольников. К детскому фольклору относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, небылицы, скороговорки, сказки, заклички, прибаутки, прибаутки, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, считалки, дразнилки.
2. Проект по развитию речи детей среднего дошкольного возраста средствами народной педагогики – детского фольклора
Тема проекта: Использование фольклора как средства развития речи детей среднего дошкольного возраста.
Актуальность:
Один из принципов дошкольного образования – привлечение детей к социокультурным нормам , традициям семьи, общества и государства.
Использование фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Еще один из принципов, указанный в стандарте – формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и существующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. Исходя из вышеперечисленного следует, что фольклор - это опыт народа, и использование фольклорных произведений формирует познавательные интересы ребенка.
В ФГОС обозначены основные направления в развитии и деятельности детей. И одно из этих направления - речевое развитие.
Стандарт объясняет, что речевое развитие включает владения языком как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильно диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов разных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Фольклор обеспечивает овладение языком как средством общения, и является носителем культурных традиций народа.
В ФГОС указаны целевые ориентиры, которым должен следовать воспитатель и к ним стремиться. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, уметь использовать язык для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, уметь выделять звуки в словах, и у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Ребенок должен проявлять любознательность, задавать вопросы взрослых и сверстников, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Владеть начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он жил, быть знаком с произведениями детской литературы, владеть элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.
Фольклор помогает овладевать устным вещанием. Такие жанры, как чистоговорки, скороговорки формируют правильное звукопроизношение. Очень много произведений устного народного творчества объясняют явления природы, поступки людей. Ребенок через фольклор учится устанавливать причинно-следственные связи, угадывая загадки, например, или слушая потешки и другие жанры фольклора.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что использование фольклора помогает реализовывать принципы, направления и целевые ориентиры стандарта.
Проблема:
Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития языка, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного нравственного опыта в межличностных отношениях. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает язык, превращает ее в маловыразительную, скучную однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь бледнеет, тускнеет.
Идея проекта:
Использование средств фольклора как средство развития речи детей приведет к улучшению и развитию связной речи детей, формированию правильного звукопроизношения, пополнению активного словаря детей.
Изучив актуальность проблемы, разработала проект рабочей программы по теме: «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет».
Цель проекта:
- Развитие речи воспитанников средствами малых форм фольклора.
Задачи проекта:
1. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря.
2. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, в частности поэзии русских поэтов, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
3. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
4. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: во время НОД, в играх, в быту, в процессе организации свободной деятельности.
Цель и задачи определяются государственными стандартами, которые предъявляются к воспитанию подрастающего поколения.
В завершений проекта хотелось достичь определенных результатов, увидеть что дети узнали, чему научились за это время.
Ожидаемый результат:
1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
2. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
3. Воспитанники овладеют навыками общения с взрослыми и сверстниками.
4. Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
5. У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
При отборе фольклорных произведений следует опираться на следующие принципы:
1. Доступность содержания материала для детей дошкольного возраста.
2. Познавательная и нравственная значимость.
3. Возможность формирования на их основе умения "чувствовать" окружающий мир.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, педагоги, родители.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап (сбор информации по проблеме):
• Анализ предметной среды группы.
• Изучение методической литературы по проблеме.
• Формулирование целей и задач проекта.
Основной этап:
В ходе реализации проекта были использованы такие формы работы с детьми, что еще больше сблизило и раскрепостило их
- Чтение произведений устного народного творчества и русских поэтов.
- Рассматривание иллюстраций.
- Организация режимных моментов с использованием фольклорных произведений.
– Слушание сказок.
- Создание аппликаций и рисунков по фольклорным произведениям.
- Обыгрывание фольклорных произведений на музыкальных инструментах.
- Проведение индивидуальных и подгрупповых занятии.
- Заучивание, наиболее понравившегося фольклорного произведения.
-Инсценирование произведений фольклора.
-Разыгрывание пальчиковых игр на основе фольклора.
Очень сложно представить себе совместную деятельность без участия родителей, это не только те, кто лучше всех знает своих детей, но и самые большие помощники в работе с ними. Для них были предложены такие формы работы:
- Родительское собрание «Фольклор, как средство развития речи».
- Привлечение родителей к созданию игровой среды в группе.
- Выставка рисунков, аппликаций, мини – книжек, созданных в семье, на основе фольклорных произведений.
- Консультация для родителей и педагогов «Развитие речи младших дошкольников средствами фольклора».
- Совместное создание мини – книжек своими руками на основе фольклорного произведения.
Как обойтись без поддержки своих коллег. Тесное сотрудничество с музыкальным работником, показ театрализованного действия со взрослыми, обобщение и обмен опытом- все совместно с педагогами.
- Выставка книг с различными жанрами фольклора.
- Показ театров с использованием русских народных персонажей.
- Прослушивание колыбельных песен на музыкальных занятиях.
Итоговый этап:
- Выступление на педагогическом совете.
- Анализ, обобщение результатов проекта: выступление на методических объединениях.
- Рекомендации для педагогов ДОУ и пр.
Перспективное планирование по развития речи детей среднего дошкольного возраста средствами фольклора
Месяц
Тема месяца
Фольклорный
материал
Цель
Закрепление темы месяца
Сентябрь
части тела
Разучивание потешки «Водичка, водичка ...»
Учить получить радость, удовольствие от новой потешки
Языковая игра «Дарик, летели комарики», д / игра «Здравствуйте, ручки» (закрепить названия частей тела человека)
Загадки о посуде, языковая игра «Вышла курочка гулять», кукольный спектакль «Маша завтракает»
Представим и план работы с родителями по использованию фольклора для развития речи детей.
План работы с родителями
№ п / п
месяц
Название мероприятия
1
Сентябрь
Анкетирование родителей «Использование фольклора в семейном воспитании». Изготовление папки-передвижки «потешки для малышки»
2
Октябрь
Пополнение развивающей среды группы с помощью родителей: настольный театр «Колобок»
3
Ноябрь
Консультация «Значение пальчиковых игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста»
4
Декабрь
Оформление папки-передвижки «Использование потешек во время режимных моментов»
5
Январь
Консультация «Баю, батюшки, баю ... Как укладывать ребенка спать». Оформление папки-передвижки «Использование потешек во время укладки детей спать»
6
Февраль
Пополнение уголка ряжения. Оформление папки-передвижки «Использование потешек во время одевания-раздевания»
7
Март
Совместный проект: родители-дети-воспитать е ли - создание группового теневого театра
8
Апрель
Развлечение с родителями «Весна»
9
Май
Предоставление рекомендаций. Оформление папки-передвижки «Использование потешек во время умывания»
Представим примеры дидактических игр, игр-занятий для детей среднего дошкольного возраста по развитию речи.
«Музыкальные инструменты» дидактическая игра
Цель: учить имитировать игру на различных музыкальных инструментах; выполнять игровые двигательные действия персонажей согласно тексту стихотворения; развивать музыкальный слух, внимательность.
Воспитатель читает стихотворение, а дети повторяют текст и имитируют игру на музыкальных инструментах:
Играют на скрипочках Зоя и Таня,
Играют Антон и Сергей на Боян,
Стучит живо Юрий в барабан,
Дует в трубу веселунчик Богдан,
А затейницы Маринка и Инна Играют в двух на одном пианино.
Вопрос:
Каких персонажей изображали?
На каких инструментах играли?
«Ежики» дидактическая игра
Цель: учить выполнять игровые двигательные действия с текстом стихотворения; развивать фонематический слух, внимательность, активное речи.
Воспитатель читает текст. Дети повторяют и имитируют движения по тексту стихотворения:
«Ежики»
Ежики собирали в лесу лисички и опята (Дети приседают, имитируют сбор грибов)
Шишки бросали на них белочки красивые (Дети подпрыгивают, изображают бросание)
Заревел медведь в чаще - (походка медведя, имитация рева медведя)
Испугались малыши (дети приседают, дрожат)
Бежать бросились скорее к матери, к отцу.
(бьют дробь на месте).
Игра-занятие.
«Летел воробей»
Цель. Развивать речь, память, внимание, мышление, учить детей слушать и понимать произведение и отвечать на задания воспитателя. Обогатить словарь словами: печь, калачи. Вызвать интерес к потешек, забавлялок, желание их разыгрывать.
Материал. Плоское изображение печи, воробышек (муляж), тело которого покрыто перьями, шапочки воробушков на головки детям до подвижной игры «Воробьи», тарелочки, на которых разложены перья, лоскутки ткани, кусочки бумаги, потешки «летел воробей», хвост птицы с кружочками, крышечки желтого цвета.
Ход занятия
(Воспитатель приносит в группу корзину, накрытую салфеткой).
Воспитатель. Малыши, посмотрите, что это в меня в руках? Так, корзина. Как вы думаете, что в ней? (Предположение детей). Сейчас посмотрим. (Снимает салфетку). Вот, это шапочки на головке. Кто на шапочке нарисован? (Воробьи). Да, это птичка. А называется эта птичка воробей. Как называется эта птичка? (Повтор слова детьми). Вот я сейчас надену шапочки на головки, и вы станете воробышек. Кем вы станете? Так, как вы теперь воробьи, то поиграем с вами в игру «Воробьи-попрыгунчики».
Подвижная игра «Воробьи-попрыгунчики».
Ой, как весело было нам играть! Вам было весело? Вы устали? Тогда садись то, отдохнем.
(Слышно пение воробья.«Прилетает» воробышек (муляж) и садится воспитателю на руку).
Воспитатель. Смотрите, дети, воробейчик услышал, что у нас весело и прилетел к нам. Посмотрите, какой он маленький!
Игра «Подуй на перышко»
Воспитатель. А хотите знать, куда по летел воробей, гостивший у нас? Садитесь на стульчики и посмотрим. Вот он сел! А хотите я вам расскажу потешку? Потешки называется «Летел воробей». (Чтение потешки. Объяснение слов печь, пирожки с показом плоского изображения печи и пирог из теста. Повторение потешки. Беседа по содержанию. Чтение и разыгрывание потешки с детьми).
Воспитатель. Воробью понравилось у нас, и он дарит вам вот такой красивый хвост сказочной птицы. Посмотрите, какие кружочки есть на хвосте. Что есть на хвосте? Одного ли цвета кружочки? А чтобы хвост стал лучше, мы его украсим крышечками желтого цвета.
Игра «Укрась хвост».
Дети среди цветных крышек отбирают желтые и накладывают на такие же кружочки на хвосте.
Воспитатель. Вам понравился этот хвост? Мне тоже. Давайте поблагодарим воробушка за интересную игру для нас и скажет может, ждем его еще в гости.
- Кто прилетал к нам в гости? Где сел отдыхать? А что ел? Сейчас и мы будем пробовать пирожки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В связи с поставленной целью было рассмотрено состояние исследуемой проблемы, проанализированы особенности развития речи детей 4-5 лет, и влияние фольклора на развитие речи дошкольников. С его помощью можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
В проектной части определены направления работы с развития речи младших дошкольников средствами фольклора на учебный год. Результатом работы стали следующие изменения:
У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно -ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.
Повысился уровень развития речи детей.
Появился интерес к развитию речи своих детей родителями через использование фольклорных жанров.
На протяжении определенного времени с дошкольниками были использованы разнообразные виды деятельности: продуктивные, игровая, коммуникативная, трудовая, исследовательская. Помимо этого, развитие речи происходило и в других режимных моментах (прогулка, умывание, одевание). Также проводилась работа и с родителями дошкольников. Это всё способствует более полному развитию активной речи детей.
Проведенная нами работа привела к улучшению результатов в итоговом исследовании. Дошкольники стали активнее и внимательней при выполнении поставленных заданий. У них повысился уровень звуковой культуры речи, а также уровень связной речи и грамматического строя речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред , пед. учеб. заведений [Текст] / М. М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 400 с.
Арушанова, А.Г., Коренблит С.С., Речевое развитие дошкольника аспекте лингводидактики. Парциальная образовательная программа ДО Веселого дня дошкольника (ВеДеДо) рактико -ориентированная монография Научный редактор д -р филол. наук [Текст] / Сигал К.Я., М . : ФЛИНТА: Наука, 2015. - 320 с.
Бурочкина, Н. Н., Никонова А. В. Развитие речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры [Текст] / Н. Н. Бурочкина//Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 15-16.
Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
Евтухова, Л. Н. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] / Л. Н. Евтухова, М. В. Пронина // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа : Лето, 2014. — С. 52-54.
Ершова Е., Малкина О. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст] / Е. Ершова. М. : Астрель, 2011. - 64 с.
Ершова, Е. Ю. Говорим правильно. Игры и задания для развития речи у дошкольников [Текст] / Е. Ю. Ершова. M. : Астрель, Сова, ВКТ, 2011. –49с.
Ладутько, Л.К. Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа» [Текст] /Л.К. Ладутько, С.В. Шкляр. — Мозырь: Содействие, 2010. —152 с
Петрова, Т. И. Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников [Текст] / Т. И. Петрова. – М. : Школьная пресса, 2014. – 110 с.
Речевое развитие дошкольников: пособие для студ. сред.пед. учеб. заведений [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 160 с.
Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития: лекции 1 – 4 [Текст] / О. С. Ушакова. М.: Педагогический университет Первое сентября 2010. — 68 c.
Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников [Текст] / О. С. Ушакова. М. : Института Психотерапии. 2011. – 256 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от17.10.2013 г. № 1155 (п.1.6, 9) – URL: http://www.eduklgd.ru/uo/fgos/