Приложение 1. Конспект занятия по заучиванию стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» в подготовительной к школе группе (метод мнемотехника)……………………………………………………………20
Приложение 2. Презентация «Мнемотехника как средство мотивации речевой активности дошкольников»……………………………………………...
Приложение 3.Презентация к занятию по заучиванию стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» в подготовительной к школе группе (метод мнемотехника)
Цель моей работы – это создать условия для развития речи дошкольников, т.к. речь - это, прежде всего инструмент общения. От того, как человек освоит речь, зависит многое в его дальнейшей судьбе. Если между ребенком и окружающими людьми возникает преграда, его контакты со старшими, резко сокращаются, обедняются, то нормальное речевое развитие замедляется или же прекращается. При полноценном общении с окружающими людьми дети быстро осваивают речевой опыт старших, а потом сами вносят свой вклад в «копилку человеческого опыта».
Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем:
недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение;
бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;
бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст;
Неполноценное речевое развитие накладывает отпечаток на формирование не речевых психических процессов: наблюдается недостаточное устойчивое внимание, снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Дети не могут сами сосредоточить своё внимание на каком-то значительном для них событии или художественном произведении, одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними.
Содействие развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает:
владение речью, как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».
Обеспечение условий для обучения детей связной речи, я считаю – это использование приёмовмнемотехники, что поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, научит его связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
Учитывая практическую значимость и актуальность темы опыта, поставила цель и задачи, призванные решить вышеизложенную проблему.
Целью моей работы является: Развитие связной речи детей, посредством использования мнемотехники.
Для достижения этой цели были поставлены следующие
Задачи:
Внедрить технологию «Мнемотехнику» в образовательный процесс.
Совершенствовать условия для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.
Формировать интонационную выразительность речи, развивать диалогическую речь, в процессе использования приемов мнемотехники.
4. Сформировать умение с помощью графической аналогии понимать и рассказывать знакомые сказки по мнемотаблицам.
5.Развить у детей умственную активность, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
6. Создать картотеку «Мнемотаблиц», обеспечивших систему работы в группе по развитию речи: (по сезонам года, по изучению сказок, окружающего мира и т.д.)
2.Теоретическое обоснование проблемы опыта
Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. Но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность (по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой).
К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована:
он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родного языка, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.
в умении общаться с окружающими его людьми, сверстниками правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно
По определению выдающегося психолога и философа С.Л. Рубинштейна, связной называют такую речь, которая может быть понятна на основе ее собственного содержания. В овладении речью, считает психолог Л.С. Выготский, ребенок идет отчасти к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям, т.е. проходит этапы речевого развития .
Конечным этапом является связная речь, состоящая из ряда развернутых предложений.
В методике О. С. Ушаковой структура занятия по развитию речи определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы: обогащение и активизация словаря, работа над смысловой стороной слова, формирование грамматического строя речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие элементарных языковых явлений.
суждения и умозаключения. В диалогической речи дети пользуются достаточно точным, кратким или развернутым ответом в соответствии с вопросом. В определенной мере проявляется умение формулировать вопросы, подавать уместные реплики, исправлять и дополнять ответ товарища.
Под влиянием совершенствующейся мыслительной деятельности происходят изменения в содержании и форме детской речи. Проявляется умение вычленять наиболее существенное в предмете или явлении. Старшие дошкольники более активно участвуют в беседе или разговоре: спорят, рассуждают, довольно мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарища. Они уже не ограничиваются называнием предмета или явления и неполной передачей их качеств, а в большинстве случаев вычленяют характерные признаки и свойства, дают более развернутый и достаточно полный анализ предмета или явления.
Появляющееся умение устанавливать некоторые связи, зависимости и закономерные отношения между предметами и явлениями находит прямое отражение в монологической речи детей. Развивается умение отобрать нужные знания и найти более или менее целесообразную форму их выражения в связном повествовании. Значительно уменьшается число неполных и простых нераспространенных предложений за счет распространенных осложненных и сложных. Появляется умение довольно последовательно и четко составлять описательный и сюжетный рассказы на предложенную тему. Однако дети, особенно в старшей группе еще нуждаются в предшествующем образце воспитателя. Умение передавать в рассказе свое эмоциональное отношение к описываемым предметам или явлениям еще недостаточно развито.
В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью является возникновение планирующей функции речи. Она приобретает форму монологической, контекстной. Дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без него. Усложняется синтаксическая структура рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Итак, к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо. Монологическая речь психологически более сложна, чем диалогическая. Она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т.д. Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. В то же время монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательное, чем в процессе диалога, разговора. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные распространенные предложения, наиболее точный словарь.
3. Технология реализации идеи опыта
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.
В связной речи отражается логика мышления ребенка его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его.
Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.
На процесс становления связной речи влияют ряд факторов. Одним из таких факторов, по мнению С.Л. Рубинштейна, Л.В. Эльконина - является наглядность. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Вторым вспомогательным фактором является создание плана высказывания, на значимость которого неоднократно указывал известный психолог Л. С. Выготский. Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.
Взяв за основу мнение великих педагогов, я убедилась в том, что именно использование приёмов мнемотехники поможет решить проблему.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.
С помощью мнемотехники решаются следующие задачи:
развитие связной и диалогической речи;
развитие у детей умений с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблицам и коллажам;
обучение детей правильному звукопроизношению. Знакомство с буквами;
развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать и выделять существенные признаки.
развитие у детей психических процессов: мышления, внимания, воображения, памяти (различные виды).
содействие решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.
Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа, последовательность и лексико-грамматическую наполняемость.
Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам "Зима", "Весна", "Лето", "Осень".
Опираясь на опыт педагогов, были разработаны мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Стихотворения.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Описательный рассказ.
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Считаю, что здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.
Творческие рассказы.
Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы.
Пересказ.
Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
4. Условия, обеспечивающие эффективность опыта.
В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта воспитателю ДОУ приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям образования.
Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому». Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено. Как же сделать так, чтобы материал остался в памяти ребёнка, чтобы он мог научиться пользоваться теми знаниями, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по данному вопросу. Одним из способов достижения этой цели образования на данном этапе развития общества я нахожу использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников.
Но для начала надо разобраться, как же нам работать с мнемотаблицами. Проработала следующие этапы:
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме самостоятельно.
Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры. Продумываются разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
модель должна отображать обобщённый образ предмета;
раскрывать существенное в объекте;
замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, что бы она была им понятна.
Реализации педагогической технологии развития связной речи детей проходит в несколько этапов:
Мотивационный этап.
Цель этапа – стимулирование интереса к деятельности, потребности детей в общении, активности речи.
Задачи: Развитие диалогической речи. Развитие информационно – коммуникативных умений. Развитие умения спорить, убеждать, приходить к общему мнению. Развитие умение высказываться.
Для реализации данного этапа использовала следующие методы: методы стимулирования и мотивации речевой деятельности о общения детей: сюрпризный момент, создание проблемной ситуации, решение исследовательской задачи, проблемного вопроса.
Формы взаимодействия: Ситуация общения, образовательные ситуации поддержки в самостоятельной деятельности ребенка, коллективное обсуждение проблемы.
Этап накопления содержания для общения и речи.
Цель этапа – обогащение представлений по теме.
Задачи: Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать планирующую функцию речи. Воспитывать инициативность и активность в речевой и познавательной деятельности. Развивать умение выбирать партнера для совместной деятельности, поддерживать и оказывать помощь в ходе сотрудничества. Развивать умение работать в подгруппе: распределять обязанности, определять последовательность деятельности, сообща преодолевать трудности.
Методы работы над содержанием детской речи и общения, наглядные методы: показ, демонстрация, словесные методы: чтение и рассказывание, практические методы: организация исследовательской деятельности, изготовление поделок и атрибутов для игр, упражнения в умениях, отгадывание ребусов, сочинение загадок, составление коллажей.
Этап освоения детьми речевых форм и коммуникативных умений.
Цель этапа – развитие у детей умения передавать свои мысли в понятных для слушателей и адекватных ситуации речевых формах с использованием формул речевого этикета.
Задачи: Развивать умения составлять описательный и повествовательный рассказ, рассказ- рассуждение в процессе доказательства, объяснения и планирования деятельности, развивать умение пересказывать художественные и познавательные тексты, развивать звуковую культуру речи, грамматически правильную речь, интерес к литературе.
Методы, обеспечивающие освоение языковых и речевых форм: пересказ литературных произведений, моделирование, рассказывание по схеме, образец рассказа, анализ образца рассказа , составление плана рассказа, анализ плана монолога, рассказы по плану, совместное рассказывание, коллективное составление рассказа, составление рассказа по частям.
Творческий этап.
Цель этапа – развитие самостоятельности и творчества детей в речевой деятельности и организации общения со взрослыми и сверстниками.
В данном этапе детям очень нравиться создавать на основе других мнемотаблиц свои собственные.
Развивать индивидуальные способности детей: организаторские, художественные, творческие.
Методы: Сочинение рассказов по аналогии, придумывание окончание рассказа, сочинение рассказа или сказки по плану или схеме, придумывание загадок, составление мнемотаблиц для характеристики предметов.
Оценочно – результативный этап
Цель этапа – развитие умения доброжелательной и конструктивной оценки и самооценки речевой и коммуникативной деятельности.
Использовала следующую форму работы, как образовательная ситуация. Образовательная ситуация предполагает участие небольшой подгруппы детей: от трех до восьми в зависимости от желания детей и особенностей содержания ситуации. В образовательном процессе есть возможность организации нескольких образовательных ситуаций с одним дидактическим средством: я использовала подходящие мнемотаблицы, с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Мною было организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста. «Добрые приветствия» (цель: познакомить детей с разнообразными формами приветствия: «Как я рада тебя видеть», «Как я по тебе соскучилась», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что мы встретились».
Параллельно с этой работой используются речевые игры, настольно-печатные игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.
Для индивидуальной работы с детьми использую компьютерную программу «Учимся говорить правильно», разработанную на основе приёмов мнемотехники, серию компьютерных презентаций «Школа весёлого колобка» для составления описательных рассказов.
Для повышения уровня речевой активности детей были разработаны консультации для родителей,гдепредоставлен теоретический и практический материал по развитию речи, который помогает заинтересовать и совместными усилиями добиться плодотворной работы в данном направлении, так как развитие речи детей не должно идти стихийно. Родители вели параллельный образовательный процесс дома в соответствии с возрастными задачами по разработанным консультациям и памяткам. Ведь семья, по - прежнему, остаётся жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребёнку социальных ценностей. Осознанное включение родителей в совместный с педагогами структурного подразделения образовательный процесс позволило значительно повысить уровень речевого развития детей.
Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приемов и методов, дидактических игр и упражнений, занимательного материала, наглядных пособий, совместной работой с родителями воспитанников дает свои результаты.
Заключение.
Теоретическое и практическое исследование проблемы показало, что старший дошкольный возраст - период качественного преобразования восприятия и внимания, воображения и памяти, период бурного развития речи, языковых способностей ребёнка, что к моменту поступления в школу связная речь у детей развита достаточно хорошо.
Выявлено, что монологическая речь психологически сложнее, диалогической, она отличается большей развернутостью, что монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи и опирается на мышление. Отмечено, что монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении.
При изучении литературы было выделено, что мнемотехника многофункциональна, на основе ее создаются разнообразные дидактические игры, модели, компьютерные программы по развитию связной речи детей, что систематическая работа с использованием нетрадиционных приемов и методов мнемотехники дает достаточно высокие результаты по формированию связной речи.
Мнемотехника может успешно использоваться педагогами-дошкольниками, родителями для подготовки детей к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка, помогает совершенствовать такие психические процессы, как память, воображение.
Список литературы
Большова Т.В. Учимся по сказке изд. «Детство – ПРЕСС», 2001
Кольцова М. Ребёнок учится говорить [Текст] 2-е издание, переработанное и доп. - М.: Сов. Россия, 1979. - 129с.
Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию[Текст] пособие для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
Логинова В.И., Бабаева Т.И. «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду / изд.2-е, перераб. - СПб.,: Акцидент, 1996
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст] / Подред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера//. - М., 1988., стр.73.
Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи [Текст] /Логопед. М., 2008.-№4.-С. 102-115.
Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста[Текст] / Санкт-Петербург. - Детство-Пресс, 2010. – 35 – 40 с.
8. Поташко И. А. Использование мнемотаблиц в развитии первичных естественно-научных представлений у дошкольников. //Дошкольная педагогика. М, 2006.- №7.- С. 18-22.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста[Текст] Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред.Ф.А. Сохина. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. - 223 с., ил., 4 л. ил.
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-stand http://konroo.ru
Приложение 1
Конспект НОД по заучиванию стихотворения С.Я. Маршака «Апрель» в подготовительной к школе группе (метод мнемотехника)
Задачи: 1. Продолжать учить детей внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его.
2. Учить детей отвечать на вопросы, используя слова и выражения из текста.
3. Добиваться хорошего запоминания стихотворения, используя приёмы моделирования.
4. Учить детей читать стихи выразительно.
5. Развивать поэтический слух.
Предварительная работа: Наблюдение за явлениями весенней природы на прогулке. Развивающие игры, рассматривание иллюстраций с изображением весны, чтение произведений о весне.
Словарная работа: Тайком, стужа, с гомоном, выстелить луга.
Оборудование: Мольберт, ИКТ картинки с изображением ранней весны и цветущей вербы.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
(Слайд № 1)
- Ребята, посмотрите! Птичка летит прямо к нам, А в клюве у нее сверток. Чтобы там могло быть. А вот сейчас мы узнаем.
(Развернуть сверток, дать посмотреть детям)
В: Ребята, а что вы видите?
(Ответы детей)
А о чем они говорят?
В: Я умею читать следы птиц. Это оставили послание наши перелетные птицы, которые прилетают к нам на зиму. Сможете их назвать?
(Снегири, клесты, свиристели, чечетки)
Вот эти птицы вам сказали большое спасибо, за то, что вы ухаживали за ними в трудное время года, зимой, делали кормушки, насыпали корм.
А еще они просят позаботиться о птицах, которые прилетают к нам весной. Будем заботиться о них? Но сейчас тепло, чем можно им помочь?
(Ответы детей)
В: Сейчас ребята расскажут в лицах стихотворение, а помощником будет мнемотаблица
(Слайд № 2)
(Саша, Захар, Антон и Артем выходите ).
Рассказывают стих.
У скворца в семье беда:
Выпал птенчик из гнезда
Ох! – Кричит отец-скворец:
Пропадет теперь птенец!
Он летать не может, кто ему поможет?
Но увидели птенца два веселых молодца.
Один сказал: «Поможем!»
Другой сказал: «Конечно!»
И вот уже скворчонок сидит в своей скворечне.
Какие ребята оказались молодцы, не дали пропасть птенчику. Спасибо, ребята!
(Слайд №3)
В: Ребята, посмотрите на экран. Алеша нам поможет озвучить загадку по мнетаблице.
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге.
В небе жаворонка трель –
На дворе у нас …(апрель)
В народе апрель называют снегогоном. Почему его так называют?
(Ответы детей)
Какие изменения происходят в природе в апреле месяце. Отвечать полными красивыми предложениями, употребляя прилагательные
Дети: Бурно тает снег, бегут ручьи. В конце апреля на реках и озерах трескается лед, начинается ледоход. Ночи еще холодные. Набухают почки, появляются первые цветы-подснежники, зацветает ива. Вылезает из берлоги медведь, выводит медвежат. Люди готовятся к встрече птиц - строят скворечники. Прилетают скворцы, жаворонки, грачи. Оживают муравейники, вылетают бабочки и пчелы.
(Слайд № 4)
В: Сравните свои ответы по живой картинке. Дополните рассказ.
( Ответы детей.)
В: Сейчас мы поиграем в игру. Я предлагаю назвать ласково словосочетания из таблицы.
Весеннее (солнышко). Как вы много знаете. Молодцы!
В: Давайте немного отдохнем перед трудной работой. Встали за стульчики.
(Музыкальная зарядка «Капельки прыг – прыг!)
В: Отдохнули? Продолжаем.
(Слайд № 6)
В: сегодня у нас в гостях С. Я.Маршак. Вы его уже знаете. Это великий русский поэт, драматург. Мы сегодня много говорили о весне, о месяце апреле. Вот и С.Я. Маршак тоже заметил, что происходит в апреле. Он написал стихотворение, которое так и называется «Апрель».
Оказывается, мы с вами уже начали это стихотворение рисовать схемами, не зная его.
(Слайд № 7)
А может кто- то уже сможет прочитать его? Посмотрите ваши рисунки-схемы. Попробуйте!
(Ребята пробуют).
В: Давайте я вам прочитаю, а вы следите за мнемодорожками.
На дворе звенит капель,
По полям бежит ручей!
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи!
В: А у нас пустая мнемодорожка.Как вы думаете, стихотворение закончилось?
(Ответы детей)
В: Конечно, нет. Давайте закончим. Берите фломастеры. Я говорю слова-символы, а вы рисуете.
Идет медведь, сквозь, лес, внизу хворост или валежник. (3 квадрата)
Птицы, поют, можно ноты, подснежник. (3 квадрата)
Добавилась мнемодорожка.
(Слайд № 8)
Давайте ее озвучим.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь…
И зацвел подснежник!
В: Да какие вы, сочинители и художники!
(Включить живую мнемотехнику С. Маршак «Апрель»)
Хочется говорить о весне от души, ведь также, как и Самуил Яковлевич, я очень люблю весну. Я приложу руку к груди, а когда протяну ее вам, вы продолжайте. Вот так, от чистого сердца и от всей души, мы его и запомним.
Сегодня мы с вами выучили такое красивое стихотворение о природе в апреле. Понравилось вам стихотворение?