Развитие речи детей 3–4 лет посредством малых фольклорных форм
Развитие речи детей 3–4 лет посредством малых фольклорных форм
Раскрываются основные задачи развития речи у дошкольников с использованием малых фольклорных форм. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей 3–4 лет посредством малых фольклорных форм»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ
ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Речь – это главная потребность человека для взаимодействия с окружаю-щими. Развитие речи начинается с самого раннего возраста, когда у ребенка формируются речевые навыки и умения: когда ребенок учится говорить пред-ложениями. Когда начинает понимать свою речь и речь собеседника.
Так как ребенок большую часть времени проводит в дошкольном учре-ждении, то педагоги ставят перед собой такие задачи по развитию речи ребен-ка: воспитание звуковой культуры речи; формирование словарного запаса; формирование грамматического строя речи. Для достижения необходимого ре-зультата по развитию речи ребенка применяются различные приемы и методы. Одним из эффективных приемов, на мой взгляд, является использование малых фольклорных форм (потешек, прибауток, попевок) во всех видах совместной деятельности с ребенком, таких как просыпание, умывание, купание, кормле-ние, одевание, раздевание, засыпание, бодрствование. Любое действие по уходу за ребёнком необходимо сопровождать объяснением всех манипуляций с ним. Фразы должны быть короткие. Ещё лучше говорить с ребёнком рифмованными
фразами. Они притягивают и развивают слухоречевое внимание ребенка, что оказывает благотворное влияние на дальнейшее развитие речи.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое
нем создавалось, специально для детей. С давних времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат ма-
ленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку. Фольклор увлекает детей яркими поэти-ческими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что плохо, что красиво и что не красиво.
Народные песенки, потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образо-вательной деятельности, так и в повседневной совместной деятельности детей.
их помощью можно развивать: фонематический слух, грамматический строй речи, звуковую культуру речи, обогащать словарь.
А.П. Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи. Сухомлинский считал,
что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. А по мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, содержит в себе большие возможности
формировании фонематического восприятия. Этому способствует их особая интонация: напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, а также наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний и звукоподражаний. Ко-
лыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Таким образом, фольклор один из действенных и ярких средств народной педагогики. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоцени-мую роль в нравственном и речевом развитии.
Еще одним из условий результативности развития речи детей является со-здание развивающей предметно пространственной среды. В группе и дома должны быть подобранны соответствующие настольно-печатные игры, книж-ки-игрушки, сказки, наглядный материал (иллюстрации к сказкам и потешкам), которые помогли бы детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра.
Особое место в формировании речи ребенка занимают музыкальные игры-потешки, которые окажут положительное влияние на сенсорно-моторное и эмоциональное развитие малышей.
Подвижные игры с песенками учат малышей быстро принимать решения, взаимодействовать с другими и добиваться успеха.
Хорошие положительные эмоции можно вызвать у детей путем пальчико-вых игр или логоритмических упражнений, которые также способствуют разви-тию речевого общения. Простые движения рук помогают убрать напряжение и повышают положительные эмоции. Такие пальчиковые игры, логоритмические упражнения помогают малышу овладевать простыми жизненно важными уме-ниями – правильно держать ложку, чашку, умываться.
Таким образом, мы видим, что воспитательное, познавательное и эстетиче-ское значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художе-ственную форму, мелодику и ритм родного языка. Знакомство с народными потешками расширяет кругозор детей, обогащает их речь, формирует отноше-ние к окружающему миру; потешки, приговорки, попевки обогащают чувства ребенка пониманием добра, ласки, тепла.
Список литературы
Бородич А.М. Методика развития речи детей / А.М. Бородич. – М.: Про-
Тишунина Н.А. Развитие речи детей раннего возраста посредством ис-пользования произведений устного народного творчества / Н.А. Тишунина; под. ред. канд. пед. наук Г.В.Гнайковой. – Волгоград. Изд-во ВГАПК РО, 2008.
Абашкина О.И. Консультация «Развитие речи детей раннего возраста посредством использования малых фольклорных форм» / О.И. Абашкина