kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие речи детей через нравственно-патриотическое воспитание "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Опыт работы по развитию речи детей через нравственно-патриотическое воспитание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие речи детей через нравственно-патриотическое воспитание "»








Развитие речи

через нравственно –

патриотическое воспитание

дошкольников

(из опыта работы)





















«Развитие речи через нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»


Всем известно, что в настоящее время детей дошкольного возраста с нарушениями речи встречается все больше, и они испытывают значительные трудности в речевой деятельности.


У детей с ОНР отмечается нарушение звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

   Лексический запас этих детей отстает от возрастной нормы.

     Отмечаются грубые ошибки в грамматике: неправильное использование падежных форм, ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода, отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными. Предлоги пропускаются или заменяются другими.


Патриотическое воспитание, являясь важной и неотъемлемой составляющей духовно-нравственного развития личности ребенка с недоразвитием речи, может и должно служить средством в коррекционно-развивающей работе с данной категорией детей: для формирования лексического запаса, обучения правильному употреблению грамматических категорий родного языка, развития навыков связной речи.


Развитие речи через нравственно- патриотическое воспитание проходит на ООД . У нас в группе каждая неделя посвящена определенной теме. Есть темы, которые напрямую связаны с воспитанием патриотических чувств: «Детский сад», «Наш город», «Моя Родина Россия», «Защитники Отечества», «Семья», «Мамин день -8 Марта», «Космос», «День Победы».

Для речевой активности и познавательного развития использую демонстрационный и игровой материал (предметные и сюжетные наборы картинок, схемы описания и сравнения на различные темы). Также для хорошей активизации мыслительной деятельности и словаря детей, использую проблемные вопросы.

- Как сделать наш город красивым?

Вопросы для размышления детей.

- Чтобы ты хотел построить в нашем городе?

- Чтобы ты сделал, чтобы наш город стал лучше.


При изучении данных тем у детей обогащается активный и пассивный словарь новыми словами, они учатся рассказывать и пересказывать, правильно строить свои высказывания, рассказывать по картинам. Дети учатся монологической речи, составляя беседы о себе, о своей семье, месте жительства.

Но и во время изучения других тем можно и нужно воспитывать любовь к своей родине, чувство патриотизма.


Развитие речевой активности проходит на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Одним из таких видов деятельности беседа. Беседуя с ребёнком спрашиваем, с кем он живёт, как зовут маму и папу, где работают, уточняем степень родства его к другим членам семьи. «Где отдыхали летом», «Семейные праздники и традиции» и т.д.


Особое место в патриотическом и речевом развитии ребёнка занимает использование пословиц и поговорок, которые  являются жанрами  устного народного творчества. Именно пословицы и поговорки  точно отражают все стороны жизни и быта людей, как в настоящее время, так и в прошлом. Устное народное творчество  расширяет кругозор детей, учит познавать народное творчество своей страны, развивает интерес к слову.  В свободной игровой деятельности полезно использовать инсценировки пословиц, такие игры, как «Закончи пословицу», «Повтори за мной» и др. Эти игры можно использовать и на прогулке.


Для речевого развития так же приобщаю детей к культуре чтения художественной литературы. Одним из важнейших средств является художественное слово русского народа и талантливых авторов. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.


Последнее время очень хорошо зарекомендовала себя проектная деятельность, которая дополняет и расширяет знания детей, полученные на занятиях.


Реализуя каждый проект, мы развиваем связную речь и обогащаем словарь дошкольника, так как проект содержит как специально организованные занятия, так и другие виды деятельности: беседы, чтение художественной литературы, составление описательного рассказа, дидактические и подвижные игры, пальчиковые игры, художественное творчество.


Проведены следующие проекты:

«Развитие речи и творческих способностей через русские народные сказки»

«Приобщение старших дошкольников к книге»

«Лучик добра в творчестве В.Осеевой»

«Знакомство с творчеством К.И.Чуковского»

«Знакомство с творчеством В.Г.Сутеева»

«Сказки А.С.Пушкина»

«Как хорошо, что есть семья»

«Доброта вокруг нас»

«Пришел Иван Купала»



Приобщая детей к народной культуре провожу народные праздники: «Масленица», «Иван Купала». Использую малые формы народного фольклора – песенки, потешки, заклички, считалки, загадки, скороговорки, прибаутки.


Прогулки вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, кроме заранее запланированных игр, провожу народные игры, способствующие развитию речевых навыков, расширению  словарного запаса детей, умению правильно строить предложения, развитию фонематического слуха, восполнению некоторых пробелов, трудностей, имеющихся у ребенка.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного и интернационального воспитания дошкольников.

«Горелки с платочком»,

«Бубенцы»,

«Мороз –красный нос»,

«Бабка –Ёжка»,

«У медведя во бору»,

«Золотые ворота».


В обогащении словарного запаса дошкольников большую роль играет предметно-развивающая среда группы.

Игровые уголки в группе периодически пополняются новым материалом, для привлечения внимания и развития интереса детей.

Патриотический уголок в группе помогает зародить и развивать чувство патриотизма.

Таким образом, грамотно построенный образовательный процесс, оформление предметно-развивающей средыподбор дидактических, речевых игр направлено на развитие речи детей, их нравственно-патриотического воспитания.


 Обогащение речи, умение правильно пользоваться словом, строить фразы способствуют лучшему усвоению полученных представлений, выражению чувств и переживаний детей, их нравственному и патриотическому воспитанию.


Работая над патриотическим воспитанием в совокупности с развитием речи, важным условием является взаимосвязь с родителями. Эта работа актуальна и особенно трудна. Она требует большого такта и терпения, т.к. во многих семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Развитие речи детей через нравственно-патриотическое воспитание "

Автор: Сердюкова Ирина Васильевна

Дата: 31.03.2025

Номер свидетельства: 667790


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства