Просмотр содержимого документа
«Развитие речи "Вот так покатался!»
Тема: Рассказывание по картинке «Вот так покатался!»
Цель: умение составлять рассказ по картинке;
Задачи:
Связная речь. Учить детей составлять рассказ по картинке, придумывать самостоятельный сюжет, не повторяющий рассказов товарищей; формировать умение использовать выразительные средства языка при описании зимы.
Грамматика и словарь. Учить детей выделять существенные признаки при сравнении предметов и явлений; упражнять в подборе определений к существительным (при составлении загадок), синонимов к различным частям речи; знакомить с многозначностью слова: идет (падает) снег, идет (едет) машина.
Звуковая культура речи. Упражнять детей в правильном произнесении звуков с и з, различении их на слух, подборе слов с этими звуками; отрабатывать умение изменять силу голоса и темп речи.
-Ребята, рассмотрите картинку. Как вы думаете, что случилось?
- Почему упал мальчик? Почему смеются дети?
- Как можно догадаться, что это произошло зимой?
- Как можно сказать про зиму? Какая она? (Дети отвечают.)
- Придумайте рассказ про то, что изображено на картинке. Расскажите о том, когда это было, почему так произошло, кто все это увидел и чем все закончилось. Рассказ должен быть интересным, коротким и законченным. Не забудьте сказать, какой был день, описать, какая зима, какое у детей было настроение. Не повторяйте рассказов товарищей! (Дети составляют рассказы.)
- Вы придумали интересные рассказы. А теперь скажите, что бывает только зимой? Чем отличается зима от других времен года? (Дети отвечают.)
- Когда рассказывала Лена, я услышала такое предложение: Собака побежала за кошкой. Как можно сказать по-другому? Вместо слова побежала, скажите другие. (Погналась, помчалась.)
А в рассказе Олега было выражение снег идет. Давайте попробуем сказать по-другому. (Снег падает, летит, ложится, кружится, снегопад.)
Я скажу: Машина идет. Как сказать по-другому? (Едет, движется.)
Одна группа детей придумывает загадки — подбирает определения к именам существительным (например: морозная, снежная — что это?), другая — отвечает.
Затем педагог сам загадывает две-три загадки на зимнюю тему. Скатерть бела весь мир одела. (Снег.)
Старик у ворот тепло уволок.
Сам не бежит, и стоять не велит. (Мороз.)
Растет она вниз головой,
Не летом растет, а зимой.
На солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька.)
Далее проводится игра «Кто больше назовет „зимних" слов» (со звуками с (сь) и з (зь).
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку «Саша и снеговик» и назвать предметы и явления, которые обозначаются словами со звуком с (сь).
Затем детям предлагается вспомнить слова с этим звуком, обозначающие зимние предметы или явления, которых на картине нет.
Аналогичные упражнения проводятся на отработку звука з (зь).
- Назовите слова, состоящие из двух слогов. (Дети отвечают.) В каких словах ударение на первом слоге? (Санки, Саша.) В каких — на втором? (Снегирь, совок.)
- Теперь послушайте и приготовьтесь повторить скороговорку:
Сидел воробей на сосне,
Заснул — и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне,
До сих пор бы сидел на сосне.
Скороговорка произносятся четыре раза: медленно, быстро, громко, тихо. Воспитатель следит за отчетливым произнесением слов с нужной громкостью и скоростью.