Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах
Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах
Детям, которым необходима коррекционная помощь, с целью комплексного развития и воздействия на все функции речи необходимо использовать новую технологию «Логопедическая ритмика». Технология наиболееэффективна, как средство развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средствалогопедического, музыкально-ритмическогои физического воспитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах»
Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах
Детям, которым необходима коррекционная помощь, с целью комплексного развития и воздействия на все функции речи необходимо использовать новую технологию «Логопедическая ритмика». Технология наиболееэффективна, как средство развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речи. Логопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средствалогопедического, музыкально-ритмическогои физического воспитания. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика- это движение, музыка и речь.
Логопедическая ритмикавпервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.
С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.
Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальный, ритм поэтический, ритм движений.
В основу нашей деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. А. Бернштейн); положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О. А. Новиковской, Г. А. Волковой, М. Ю. Картушиной, Н. В. Микляевой, В. Т. Таран, А. Е. Вороновой и др.
Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речии музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.
Цель логоритмическоговоздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Технология «Логопедичская ритмика» направлена на решение следующих задач:
• развитие слухового и зрительного внимания;
• развитие фонематического слуха;
• развитие пространственной организации движений;
• развитие общей и тонкой моторики, мимики;
• развитие физиологического и фонационного дыхания;
• формирование артикуляционной базы звуков;
• развитие чувства ритма;
• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое
• развитие коммуникативных качеств.
Направления коррекционной работы с детьми.
В логоритмикевыделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.
Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.
Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей -логопатови корректирование их речевых нарушений.
Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;
развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Работа в данном направлении включает в себя три этапа:
1. Подготовительный этап.
2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.
3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.
На подготовительном этапе мы обычно используем упражнения на развитие:
• общих речевых навыков, дыхания, голоса;
• упражнения на формирование чувства темпа и ритма;
• подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.
Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.
На этапе формированияпервичных произносительных умений и навыков в основной части логоритмическихзанятий мы проводим следующие упражнения:
• упражнения на выработку длительного направленного выдоха;
• упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;
• упражнения на координацию движений с речью;
• упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.
На этапе формированиякоммуникативных умений и навыков идёт работа по автоматизации звука в предложениях и введение его в свободную речь.Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.
В ходе логоритмическихзанятий могут быть использованы следующие средства:
ходьба и маршировка в различных направлениях;
упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
упражнения, регулирующие мышечный тонус;
упражнения, активизирующие внимание;
речевые упражнения без музыкального сопровождения;
ритмические упражнения;
пение;
импровизация на детских музыкальных инструментах;
игровая деятельность;
развитие творческой инициативы;
заключительные упражнения на расслабление (релаксация).
В структуру занятия не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Содержание опыта.
Перспективный план предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т. е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.
В практическую работу по использованию логоритмикивключились воспитатели подготовительных групп нашего сада. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.
При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:
• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритмаи фонематического восприятия;
• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания
• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц
• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций
• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики
Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. На занятиях связь речис музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию.
Упражнения логопедическойгимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.
Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.
Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.
В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта. Важное в работе – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность. Занятия по логопедической ритмике мы проводим в виде групповых занятий-развлечений два раза в месяц. Их продолжительность составляет 30 – 35 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Групповая форма работы помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности. Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.
Психолого-педагогические условия для успешной реализации технологии.
При разработке любого логоритмическогозанятия учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности.
А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.