kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детям,   которым необходима коррекционная помощь, с целью комплексного развития и воздействия на все функции речи необходимо использовать новую технологию «Логопедическая ритмика». Технология наиболее эффективна, как средство развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речиЛогопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедическогомузыкально-ритмического и физического воспитания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах»

Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах

Детям, которым необходима коррекционная помощь, с целью комплексного развития и воздействия на все функции речи необходимо использовать новую технологию «Логопедическая ритмика». Технология наиболее эффективна, как средство развития психической и моторной сферы детей с нарушениями речиЛогопедическая ритмика – комплексная методика, включающая в себя средства логопедическогомузыкально-ритмического и физического воспитания. Она способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств. Три кита, на которых стоит логопедическая ритмика- это движение, музыка и речь.

Логопедическая ритмика впервые была включена в занятия по преодолению заикания у дошкольников по инициативе В. А. Гиляровского и Н. А. Власовой (1932) и сразу получила высокую оценку специалистов.

С 30-х годов по настоящее время логопедическая ритмика является составной частью коррекционной работы логопеда по преодолению заикания.

Методику развития ритмических способностей впервые обосновал швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак - Далькроз (1912). Он предложил развивать ритм как самостоятельную сущность и затем на этой основе – ритм музыкальныйритм поэтическийритм движений.

В основу нашей деятельности легло положение психофизиологии о речевых процессах как о сложной системе сенсомоторных координаций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, Н. А. Бернштейн); положение Л. С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка; авторские методики по логоритмике О. А. Новиковской, Г. А. Волковой, М. Ю. Картушиной, Н. В. Микляевой, В. Т. Таран, А. Е. Вороновой и др.

Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

Цель логоритмического воздействия — преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Технология «Логопедичская ритмика» направлена на решение следующих задач:

• развитие слухового и зрительного внимания;

• развитие фонематического слуха;

• развитие пространственной организации движений;

• развитие общей и тонкой моторики, мимики;

• развитие физиологического и фонационного дыхания;

• формирование артикуляционной базы звуков;

• развитие чувства ритма;

• развитие переключаемости с одного поля деятельности на другое

• развитие коммуникативных качеств.

Направления коррекционной работы с детьми.

В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей -логопатов и корректирование их речевых нарушений.

Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности;

развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Работа в данном направлении включает в себя три этапа:

1. Подготовительный этап.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

На подготовительном этапе мы обычно используем упражнения на развитие:

• общих речевых навыков, дыхания, голоса;

• упражнения на формирование чувства темпа и ритма;

• артикуляционные и мимические упражнения;

• игры на развитие всех видов внимания и памяти;

• упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия;

• подвижные игры с разнообразными дидактическими заданиями.

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

На этапе формирования первичных произносительных умений и навыков в основной части логоритмическихзанятий мы проводим следующие упражнения:

• упражнения на выработку длительного направленного выдоха;

• упражнения в произнесении вновь поставленных звуков;

• упражнения на координацию движений с речью;

• упражнения на развитие слухового внимания, а на его основе фонематического слуха.

На этапе формирования коммуникативных умений и навыков идёт работа по автоматизации звука в предложениях и введение его в свободную речь.Очень полезны на этом этапе разнообразные творческие задания: инсценировки стихов, песен, разыгрывание по ролям.

В ходе логоритмическихзанятий могут быть использованы следующие средства:

ходьба и маршировка в различных направлениях;

упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

упражнения, регулирующие мышечный тонус;

упражнения, активизирующие внимание;

речевые упражнения без музыкального сопровождения;

ритмические упражнения;

пение;

импровизация на детских музыкальных инструментах;

игровая деятельность;

развитие творческой инициативы;

заключительные упражнения на расслабление (релаксация).

В структуру занятия не всегда включаем все перечисленные элементы. Последовательность коррекционной работы варьируем в соответствии с характером речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Содержание опыта.

Перспективный план предполагает последовательное усложнение тем и задач занятий, конечным результатом которого является выполнение детьми упражнений в полном объеме, в заданном темпе и в соответствии с музыкой, т. е. сформированность необходимого уровня слухо-зрительно-двигательной координации.

В практическую работу по использованию логоритмики включились воспитатели подготовительных групп нашего сада. Содержание занятий изменялось по мере поэтапного усложнения речевого материала, ритмических игр.

При составлении тематического плана я выделяю следующие направления работы:

• развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия;

• формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания

• развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц

• развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций

• развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с чётко выраженным ритмом, а с нашей стороны осуществляется постоянный контроль за точностью их выполнения. На занятиях связь речи с музыкой и движением, кроме развития мышечного аппарата и голосовых данных ребёнка, позволяет развивать детские эмоции и повышает интерес ребёнка к занятиям, пробуждает его мысли и фантазию.

Упражнения логопедической гимнастикой рекомендуется выполнять сидя: такое положение обеспечивает прямую осанку, общее расслабление мышц тела. В артикуляционную гимнастику включаются статические и динамические упражнения для языка и губ. При работе над дыханием обращаем особое внимание на развитие продолжительного, равномерного выдоха у детей.

Хорошо развивает продолжительность выдоха и мелодико-интонационную сторону речи пение. Музыкальным руководителем подбираются эмоционально-выразительные, образные песни с доступным текстом, фразы в которых должны быть короткими.

Пальчиковые игры и речедвигательные упражнений на занятиях по логоритмике мы также проводим под музыкальное сопровождение. Главной задачей этих игр является ритмическое исполнение стихотворного текста, согласованное с движениями.

В логоритмические занятия обязательно включаем коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё больше способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального климата в детской группе. Игры с выбором участника или приглашением позволяют задействовать малоактивных детей. В коммуникативных танцах и играх не оценивается качество выполнения движений, что позволяет ребёнку раскрепоститься и наделяет смыслом сам процесс его участия в танце-игре. Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта. Важное в работе – это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Поэтому на занятиях по логоритмике отрабатываем не только технику дыхания, голоса, темпа, но и их взаимосвязь, слаженность. Занятия по логопедической ритмике мы проводим в виде групповых занятий-развлечений два раза в месяц. Их продолжительность составляет 30 – 35 минут в зависимости от возраста детей и этапа логопедической коррекции. Групповая форма работы помогает ребёнку научиться работать в детском коллективе, находить общий язык и учиться активно взаимодействовать. Увлекательный сюжетный ход, игровая форма в сочетании с широким использованием наглядного материала стимулируют потребность в общении, развивают речевое подражание, моторику, рождают эмоционально-эстетический отклик. Как правило, в одном занятии сочетаются игры разнообразной направленности. Частая смена видов деятельности позволяет поддерживать интерес детей к происходящему, способствует установлению ими причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности.

Психолого-педагогические условия для успешной реализации технологии.

При разработке любого логоритмического занятия учитывать главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, псохофизиологические и речевые возможности.

А также для более успешного проведения занятий выполняю психолого-педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие ритмических навыков у детей лого в старших группах

Автор: Ольга Александровна Бочкова

Дата: 19.10.2020

Номер свидетельства: 560529


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства