kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие слухоречевой памяти у дошкольников

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста»

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ:

1. «Магазин»

Вы можете послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 1—2 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5 —7. В этой игре полезно менять роли: и взрослый, и ребенок по очереди могут быть и дочкой (или сыном, и мамой (или папой, и продавцом, который сначала выслушивает заказ покупателя, а потом идет подбирать товар. Магазины могут быть разными«Булочная»«Молоко»«Игрушки» и любые другие.

2. «Пары слов»

Предложите ребенку запомнить несколько слов, предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например, вы называете пары «кошка — молоко»«мальчик — машина»«стол — пирог» и просите запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными смысловыми связями.

3. «Восстанови пропущенное слово»

Ребенку зачитываются 5 — 7 слов, не связанных между собой по смыслу: корова, стол, стена, письмо, цветок, сумка, голова. Затем ряд читается заново с пропуском одного из слов. Ребенок должен назвать пропущенное слово. Вариант задания: при повторном прочтении можно заменить одно слово другим (из одного семантического поля, например корова — теленок; близким по звучанию, например стол —стон); ребенок должен найти ошибку.

4. «Рыба, птица, зверь»

Лучше, если в этой игре участвуют несколько человек. Ведущий (сначала это должен быть взрослый) указывает по очереди на каждого игрока и произносит«Рыба, птица, зверь, рыба, птица.» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать в данном случае птицу. Если ответ правильный, ведущий продолжает игру, если ответ неверный — ребенок выбывает из игры. Названия не должны повторяться. Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, дерево и фрукт, мебель, имя.

5. «Повтори и продолжи»

Ребенок называет какое-нибудь слово. Следующий участник игры повторяет это слово и добавляет новое. Таким образом, Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце новое слово. Варианты игры : составление рядов из слов одной обобщающей группы например: ягоды, фрукты, животные, мебель, посуда и т. д.); из определений к существительному ( например«Арбуз какой?» Ответы: «Зеленый полосатый, сочный, сладкий, большой, круглый, спелый, тяжелый, вкусный (и т. д.)»). Более сложным является задание на составление связного рассказа, когда каждый из участников, повторяя предыдущие предложения, добавляет свое.

6. «Запомни нужные слова»

Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.

7. «Зашифруй предложение»

Для запоминания даются короткие завершенные высказывания, например; «Волк выбежал из леса»«Дети играли во дворе» и т. д.

Попросите ребенка «зашифровать» предложение с помощью условных изображений так, чтобы запомнить его например: волк + елка + стрелка и т. п.). В течение одного занятия рекомендуется давать для запоминания не более 2 — 3 фраз.

8. «Пиктограмма»

Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.

«Придумай, как запомнить слова»

Объясните ребенку, что, для того чтобы хорошо запомнить материал, можно использовать такой прием, как классификация, т. е. объединение в группы похожих чем-то предметов.

Теперь предложите ему запомнить набор слов, используя этот принцип: роза, вишня, тюльпан, огурец, ель, слива, дуб, гвоздика, томат, сосна, яблоко; машина, картошка, самолет, огурец, троллейбус, помидор, солнце, лук, лампа, поезд, фонарь, свеча.

10 «Делай то, что ты услышишь».

Ребенку объясняют, что, наблюдая за действиями взрослого и слушая его слова, он должен выполнить то, что взрослый попросил сделать. Например, хлопая в ладоши, взрослый просит«Прыгай!», - ребенок должен прыгнуть.

11 «Делай то, что ты увидишь».

Ребенку объясняют, что, наблюдая за действиями взрослого и слушая его слова, он должен повторить действие взрослого, а не то, что взрослый попросил его сделать. Например, хлопая в ладоши, взрослый просит«Прыгай!», - ребенок должен хлопнуть в ладоши.

12. Работа по вопросам.

"Я скажу тебе предложение, ты послушай и ответь на вопросы. Маленькая Лена гуляла во дворе. Кто гулял? Какая Лена? Что делала Лена? Где она гуляла?

Придумай предложение со словом ". " Выложи схему этого предложения (покажу в среду). Сколько слов в нем? какое последнее, первое, вот это, это? (по подобию с фишками) .

Я задам вопрос, а ты ответь (придумай любое слово, отвечающее на этот вопрос) : какАя? КакОе? Что делали? Что сделают? и т. п.

13. Я скажу, а ты запомни. «Я скажу слово; повтори и запомни его. Если услышишь ЭТО слово - кивни, а на другие не реагируй».

ИграЕт (голосом не выделяем; выделила для Вас).

Читают, летели, прыгают, играЮт и т. п.

Необходимо запомнить 30 — 40 не связанных между собой слов, например: дом, кот, лес, апельсин, шкаф, змея, книга, пожар, крокодил и т. д. Для этого необходимо применить метод искусственных ассоциаций, который издавна использовался носителями феноменальной памяти. «Представьте себе дом, по которому ходит пушистый кот, который выпрыгивает в окно и оказывается в лесу, где на деревьях растут апельсины. Вы срываете апельсин, чистите его, и вдруг в нем оказывается шкаф, в углу которого притаилась змея, и т. д. Скрепив так между собой все слова, вы неожиданно убедитесь, что припоминаете их в нужном порядке от начала до конца». Такая тренировка, как легко понять, может быть перенесена затем на запоминание любого учебного материала.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие слухоречевой памяти у детей дошкольного возраста

Автор: Нурбобоева Оксана Ивановна

Дата: 19.02.2025

Номер свидетельства: 665378

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "ОД для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: «Зима»"
    ["seo_title"] => string(77) "od_dlia_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_po_rechevomu_razvitiiu_tema_zima"
    ["file_id"] => string(6) "665841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1740472759"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "ОД для детей старшего дошкольного возраста с ОНР Тема: «Зима»"
    ["seo_title"] => string(60) "od_dlia_detei_starshego_doshkolnogo_vozrasta_s_onr_tema_zima"
    ["file_id"] => string(6) "664199"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1737731880"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства