Просмотр содержимого документа
«Развитие социальных навыков у детей дошкольного возраста через игровые методы в образовательном процессе.»
Особенности развития двигательных умений и навыков у детей с ОВЗ (умственная отсталость)
У всех детей с отклонениями в развитии отмечаются те или иные недостатки в двигательной сфере. Наиболее тяжелые двигательные расстройства у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), в силу специфики поражения мозга. Серьезно страдает моторное развитие детей с нарушениями зрения, они малоактивны, боятся пространства.
Из всех нарушений здоровья человека умственная отсталость является самой распространенной. В мире насчитывается более 300 млн. человек с умственной отсталостью. Специалисты, занимающиеся изучением данной категории детей, определяют умственную отсталость не как болезнь, а как состояние психического недоразвития, характеризующееся многообразными признаками как в клинической картине, так и в комплексном проявлении физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств. В 1915 г. немецкий психиатр Э. Крепелин назвал врожденное слабоумие олигофренией (от греч. «oligos» — «мало», «phren» — «ум»). До сих пор наука, изучающая проблемы воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, называется олигофренопедагогикой (раздел специальной педагогики). Олигофрения включает многообразную и многочисленную группу отклонений, в основе которых лежит недоразвитие головного мозга и всего организма. В 1994 г. по предложению Всемирной организации здравоохранения принята Международная классификация психических и поведенческих расстройств (МКБ-10), рассматривающая различные проявления врожденного слабоумия под единым названием «Умственная отсталость». Степень умственной отсталости определяется интеллектуальным коэффициентом IQ (отношением психического возраста к паспортному). В соответствии с МКБ-10 приняты следующие виды и условные показатели IQ: — психическая норма: IQ 70—100; — легкая умственная отсталость: IQ 50—69; — умеренная умственная отсталость: IQ 35— 49; — тяжелая умственная отсталость: IQ 20—34; — глубокая умственная отсталость: IQ 19 и ниже. Физическая культура для детей с умственной отсталостью это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного физического развития, укрепления здоровья, адаптации в социуме. Психика умственно отсталых детей характеризуется следующими проявлениями. 1. Стойкое нарушение познавательной деятельности выражается в отсутствии потребности в знаниях, вялости мыслительной деятельности, неумении анализировать и обобщать, из совокупности выделять главное, проводить сравнение, находить сходство, оценивать себя и свою работу. Отмечается недостаточность всех уровней мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического. Анализ зрительного восприятия реального предмета или изображения отличается бедностью и фрагментарностью.
2. Восприятие характеризуется замедленным темпом и объемом, поэтому формирование знаний, освоение двигательных действий требует больше времени. Трудности восприятия пространства и времени мешают ориентироваться в окружающем, улавливать внутренние взаимосвязи. Например, подводящие упражнения часто воспринимаются как самостоятельные, не имеющие логической связи с основным упражнением.
3. Речевая деятельность развита недостаточно, страдают все ее стороны фонетическая, лексическая, грамматическая. Характерна задержка становления речи, понимания обращенной речи. Нарушение речи носит системный характер и распространяется на все функции речи — коммуникативную, познавательную, регулирующую.
4. Память характеризуется слабым развитием и низким уровнем запоминания, сохранения, воспроизведения. Особенно затруднено осмысленное запоминание. То, что удерживается механической памятью, тоже быстро забывается. Это касается как словесного материала, так и движения. Поэтому каждое физическое упражнение, речитатив, указание требуют многократного повторения, причем лучше запоминаются яркие, эмоциональные переживания, вызвавшие интерес. Требование запомнить материал — малоэффективно.
5. Внимание характеризуется малой устойчивостью, трудностью его распределения, замедленностью переключения. Дети не могут долго сосредотачиваться на одном объекте, быстро отвлекаются. Это проявляется в том, что при возникновении любых трудностей они стараются их избежать и переключаются на что-то другое.
6. Существенно страдают волевые процессы. Дети крайне безинициативны, не умеют самостоятельно руководить своей деятельностью. Им свойственны непосредственные импульсивные реакции на внешние впечатления, неумение противостоять воле другого человека.
7. Эмоциональная сфера также имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие, неустойчивость эмоций, отсутствие оттенков переживаний, слабость собственных намерений, стереотипность реакций. Всем детям свойственны эмоциональная незрелость, нестабильность чувств, трудности в понимании мимики и выразительных движений. Наблюдаются случаи то выраженного эмоционального спада, то повышенной возбудимости. У детей этой категории наблюдается недоразвитие навыков игровой деятельности, они с удовольствием играют в известные, освоенные подвижные игры и с трудом осваивают новые. При разнице психофизических характеристик, свойственных детям с разной степенью умственной отсталости, имеются и общие черты. Наиболее характерной из них является сниженная самооценка. Зависимость от родителей затрудняет формирование себя как личности, ответственной за свое поведение. Этому способствует низкий уровень навыков общения, задержка вербального развития, пассивность, повышенная подчиняемость, отсутствие инициативы, агрессивность, деструктивное поведение. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей.
Психомоторное недоразвитие детей с легкой умственной отсталостью проявляется в замедленном темпе развития локомоторных функций, непродуктивности движений, двигательном беспокойстве и суетливости. Движения бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно плохо сформированы тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция, жестикуляция и мимика. Нарушения физического развития: отставания в массе тела; отставания в длине тела; нарушения осанки; нарушения в развитии стопы; нарушения в развитии грудной клетки и снижение ее окружности; парезы верхних конечностей; парезы нижних конечностей; отставания в показателях объема жизненной емкости легких; деформации черепа; дисплазии; аномалии лицевого скелета. Нарушения в развитии двигательных способностей:
1) нарушение координационных способностей - точности движений в пространстве; координации движений; ритма движений; дифференцировки мышечных усилий; пространственной ориентировки; точности движений во времени; равновесия;
2) отставания от здоровых сверстников в развитии физических качеств - силы основных групп мышц рук, ног, спины, живота на 15-30%; быстроты реакции, частоты движений рук, ног, скорости одиночного движения на 10-15%; выносливости к повторению быстрой динамической работы, к работе субмаксимальной мощности, к работе большой мощности, к работе умеренной мощности, к статическим усилиям различных мышечных групп на 20-40%; скоростно-силовых качеств в прыжках и метаниях на 15-30%; гибкости и подвижности в суставах на 10-20%. Нарушения основных движений: - неточность движений в пространстве и времени; грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий; отсутствие ловкости и плавности движений; излишняя скованность и напряженность; ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях. Специфические особенности моторики обусловлены, прежде всего, недостатками высших уровней регуляции. Это порождает низкую эффективность операционных процессов всех видов деятельности и проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении или изменении движений по словесной инструкции.
Методика организации физкультурных занятий с детьми ОВЗ
Целью физического развития детей с ОВЗ является воспитание здорового, жизнерадостного, жизнестойкого, физически совершенного, гармонически и творчески развитого ребёнка. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
преодоление двигательного негативизма;
становление мотивации детей к двигательной активности и развитие потребности в физическом совершенствовании;
поддержка и развитие интереса детей к использованию специального оборудования;
побуждение к самостоятельной двигательной деятельности, совершенствованию культуры движений детей и техники их выполнения.
воспитывать культуру выполнения физических движений, ориентируясь на образец, показанный взрослым;
развивать физические качества, позволяющие ребёнку ориентироваться в трёхмерном пространстве по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции взрослого и самостоятельно;
учить выполнять по подражанию. По образцу, а затем и самостоятельно простейшие построения и перестроения, выполнять физические упражнения в соответствии с жестовыми и словесными указаниями воспитателя;
целенаправленно развивать сенсорно-перцептивные,координационные способности детей;
развивать тонкую моторику в действиях с мелкими предметами, в различных пальчиковых и кистевых упражнениях;
учитывая двигательный опыт и индивидуальные моторные особенности детей, развивать доступную для них активность, самостоятельность, произвольность в ходе совместной деятельности детей и взрослых;
воспитывать у детей стремление действовать по правилам, соблюдая их на протяжении подвижной игры, эстафеты, общеразвивающих упражнений.
формировать правильную осанку и развивать все группы мышц;
содействовать профилактике плоскостопия; - развивать двигательные способности детей и физические качества;
формировать у детей умения и навыки правильного выполнения движения;
воспитывать у детей эмоционально – положительное отношение и устойчивый интерес к занятиям физической культурой и самостоятельной двигательной деятельности;
воспитывать чувство уверенности в себе.
Система физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ с детьми с ОВЗ включает в себя:
Двигательный режим
Профилактически-оздоровительная работа
Психологические факторы
Эколого-валеологические факторы (ЗОЖ)
Сбалансированное питание
Взаимодействие с семьей
И ведется с использованием вариативных форм, способов, методов и средства реализации с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
Методы
Наглядные
- наглядно-зрительные: показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры;
- наглядно-слуховые: использование музыки, песен;
- тактильно-мышечные приёмы: непосредственная помощь воспитателя.
Словесные
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция.
Практические
- повторение упражнений без изменений и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- проведение упражнений в соревновательной форме.
Формы
-Дошкольный возраст:
ННОД по физическому развитию
ННОД по музыкальному развитию (музыкально- дидактическиеимитационные игры, ритмические движения под музыку и т.д.)
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня:
-утренняя гимнастика
-гимнастика после сна
-подвижные игры и физические упражнения, в том числе на прогулке
-физкультминутки и динамические паузы
-закаливающие процедуры
-минутки здоровья
-прогулка
-выполнение трудовых поручений с помощью взрослого и в различных видах предметно- практической деятельности
-индивидуальная коррекционная работа
Самостоятельная двигательная деятельность детей
Активный отдых:
- физкультурный досуг
-физкультурные праздники
-соревнования
-дни здоровья
-каникулы
Корригирующая гимнастика, массаж
Здоровьесберегающие технологии
Медико-профилактические
-организация мониторинга здоровья дошкольников;
- организация и контроль питания детей;
- организация и контроль физического развития детей;
-закаливание;
-организация профилактических мероприятий;
-организация обеспечения требований СанПиНов;
-организация здоровьесберегающей среды.
Физкультурно-оздоровительные -развитие физических качеств, двигательной активности;
-становление физической культуры детей;
-дыхательная гимнастика;
-массаж и самомассаж;
-профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
-воспитание привычки к повседневной двигательной активности и заботе о здоровье.
Коррекционные -психогимнастика
ПРИНЦИПЫ
Общепедагогические
Принцип осознанности и активности (П.Ф. Лесгафт) направлен на воспитание у ребёнка осмысленного отношения к физическим упражнениям и подвижным играм
Принцип активности предполагает в ребёнке высокую степень самостоятельности, инициативности и творчества
Принцип систематичности и последовательности означает построение системы физкультурно-оздоровительной работы и последовательное её воплощение
Принцип повторения предусматривает формирование двигательных навыков и динамических стереотипов на основе многократного повторения упражнений, движений
Принцип постепенности означает постепенное наращивание физических нагрузок
Принцип наглядности способствует направленному воздействию на функции сенсорных систем, участвующих в движении
Принцип доступности и индивидуализации означает обязательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка для правильного подбора доступных ему физических нагрузок
Специальные
Принцип непрерывности выражает закономерности построения физического развития как целостного процесса
Принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха направлен на сочетание высокой активности и отдыха в разных формах двигательной активности
Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий выражает поступательный характер и обусловливает усиление и обновление воздействий в процессе физического развития
Принцип адаптивного сбалансирования динамики нагрузок выражает зависимость динамичности нагрузок от закономерностей адаптации к ним ребёнка
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности выражает взаимосвязь физического, интеллектуального, духовного, нравственного и эстетического развития ребёнка
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребёнка Принцип оптимального сочетания фронтальных, групповых и индивидуальных способов обучения
Многообразие физических упражнений, варьирование методов, методических приемов, условий организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка, его потенциальных возможностей. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать как общие, так и специфические задачи. Такие естественные виды упражнений как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. обладают огромными возможностями для коррекции и развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, физической подготовленности, профилактики вторичных нарушений, коррекции сенсорных и психических нарушений. Учитывая особенности психомоторного недоразвития, физической и психической ретардации, трудностей восприятия учебного материала, при подборе средств необходимо руководствоваться следующими дидактическими правилами:
1) создавать максимальный запас простых движений с их постепенным усложнением;
2) стимулировать словесную регуляцию и наглядно-образное мышление при выполнении физических упражнений;
3) максимально активизировать познавательную деятельность;
4) ориентироваться на сохранные функции, сенситивные периоды развития и потенциальные возможности ребенка;
5) при всем многообразии методов отдавать предпочтение игровому. В непринужденной, эмоционально окрашенной обстановке дети лучше осваивают учебный материал;
6) упражнения, имеющие названия, приобретают игровую форму, стимулируют их запоминание, а при многократном повторении развивают ассоциативную память.
Коррекция ходьбы
У большинства детей с умственной отсталостью отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранении равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения во время ходьбы. Нарушения в ходьбе индивидуальны и имеют разные формы выраженности, но типичными являются следующие: голова опущена вниз, шаркающая походка, стопы развернуты носком внутрь (или наружу), ноги слегка согнуты в тазобедренных суставах, движения рук и ног несогласованы, движения не ритмичны. Являясь естественной локомоцией, ходьба служит основным способом перемещения и составной частью многих упражнений на всех занятиях. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.
Коррекция бега
У умственно отсталых детей младшего школьного возраста при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах.
Коррекция прыжков
Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при 51 отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой. Ошибками в прыжках в длину и высоту является слабый толчок, иногда остановка перед толчком, низкая траектория полета, неучастие рук, что объясняется низким уровнем координационных способностей, силы разгибателей ног, скоростно-силовых качеств. Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками. Предлагаемые подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.
Коррекция лазания и перелезания
Эти упражнения имеют прикладное значение, способствуют развитию силы, ловкости, координации движений, укреплению свода стопы, формированию осанки, умению управлять своим телом. Лазание и перелезание корригируют недостатки психической деятельности — страх, завышенную самооценку, боязнь высоты, неадекватность поведения в сложных ситуациях. Упражнения, выполняемые на высоте, должны быть объяснены и показаны с предельной точностью и требуют обеспечения безопасности и страховки. Для преодоления препятствий используются гимнастическая лестница, скамейка, бревно, канат, наклонная лестница, поролоновые кубы, мягкое бревно, деревянная и веревочная лестницы.
Коррекция метания
Нарушение движений в метании: напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища. Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым. Коррекция и развитие мелкой моторики рук Одним из наиболее выраженных проявлений поражения ЦНС является нарушение нервной регуляции моторики мелких движений рук и пальцев. Отклонения всегда проявляются в целенаправленных двигательных актах, требующих точных координированных движений, в том числе и в метании. Универсальность упражнений с мячом состоит в их многообразии воздействия не только на мелкую моторику, но и на весь спектр координационных способностей, глазомер, мышечное чувство, дифференцировку усилий и пространства, без которых невозможно освоение письма, многих бытовых, трудовых, спортивных навыков. Для активизации движений кисти и пальцев используется разнообразный мелкий инвентарь — мячи, различные по объему, весу, материалу, цвету; шары — надувные, пластмассовые, деревянные; флажки, ленты, резиновые кольца, обручи, 52 гимнастические палки, кубики, мячи-ежики, геометрические фигуры, вырезанные из картона, пуговицы, игрушки и др. Основной метод игровой, но есть и самостоятельные упражнения, которые можно выполнять в любой обстановке: дома, во дворе, на прогулке, в занятиях с родителями, другими детьми, самостоятельно. Коррекция расслабления Характерной особенностью движений ребенка с отставанием интеллектуального развития является избыточное мышечное напряжение как во время выполнения физических упражнений, так к остаточный повышенный тонус после его окончания, особенно после метания, лазанья по гимнастической стенке, упражнений, выполняемых на высоте, неустойчивой опоре после и во время вновь изучаемых сложных движений.
Коррекция осанки
Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.
1. Вялая осанка. Голова опущена, грудь и спина уплощены, плечи сведены, ноги слегка согнуты.
2. Сутулость. Голова выдвинута вперед, плечи сильно сведены Большинство детей из-за общей функциональной слабости, гипотонического состояния мышц и связочного аппарата, низкого уровня развития физических качеств и координационных способностей имеют самые разнообразные нарушения осанки, включая все наиболее типичные ее формы. При коррекции осанки у детей с умственной отсталостью необходимо руководствоваться следующими положениями:
1. В основе формирования осанки лежит гармоническое развитие силы мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей, умение дифференцировать мышечно-суставные ощущения, положения отдельных частей тела в пространстве, умение напрягать и расслаблять мышцы в покое и движении.
2. Необходимо использовать все виды коррекционной физической культуры и все возможные формы физкультурно-оздоровительных занятий: утреннюю гигиеническую гимнастику, физкультпаузы, подвижные игры, дополнительные внешкольные и внеклассные занятия, прогулки на свежем воздухе, плавание, закаливание и др.
3. Со стороны родителей необходимо повседневное внимание к осанке ребенка, создание условий для ее формирования: адекватные гигиенические и физиологические требования к одежде, мебели, освещению, позам во время сна, сидению, стоянию и т. п.
4. Коррекция осанки, с одной стороны, включает широкое комплексное воздействие самых разнообразных упражнений на все группы мышц, с другой - специфическое воздействие целенаправленно подобранных упражнений для компенсации нарушений определенного типа осанки.
Профилактика и коррекция плоскостопия
Плоская стопа довольно часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры. Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, плохое настроение, быструю утомляемость. Основной причиной плоскостопия является слабость мышцы связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используется в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что дает возможность регулировать нагрузку на мышцы голени и стопы. При выборе исходного положения следует исключить отрицательное влияние нагрузки веса тела на свод стопы в положении стоя. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.
Для детей с умственной отсталостью характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.
Профилактика зрения
Около 30% детей с умственной отсталостью имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость. Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз. Если ребенок начинает тереть глаза, жмуриться от обилия света или у него появляется покраснение глаз, слезотечение, его необходимо обследовать у врача.
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Свердловской области
«Нижнетагильский педагогический колледж №2»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине: МДК 01.03 Практикум по совершенствованию двигательных умений и навыков
за 1 семестр 2017 - 2018 учебного года
студентки 104б группы
Специальность: Специальная дошкольная педагогика
Кузнецовой Ольги Евгеньевны
Работа сдана « ____»_______________ 201___г.
Работа проверена:
Отметка ________ Дата «___» _________ 201__г.
Преподаватель Старцева Ирина Александровна
Подпись преподавателя ______________________
Содержание
Особенности развития двигательных умений и навыков у детей с ОВЗ
Методика организации физкультурных занятий с детьми с ОВЗ
Литература
1. «Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития»: Пособие для практических работников ДОУ/ Под общ. Ред. Д.м.н. Е.М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002
2. Е. М. Мастюковой для специальных дошкольных групп, Н.Н. Ефименко («Театр физического воспитания»,1998).
3. Л.И. П Физическое развитие и физическое воспитание. Раздел программы ДОУ Часть, формируемая участниками образовательных отношений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно- развивающее обучение и воспитание» Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
4. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду.
5. Физическое воспитание. Раздел программы воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития под ред. Л.Б. Баряевой. Е.А. Логиновой.