Просмотр содержимого документа
«Развитие способности организация действия у дошкольников»
Мастер-класс
«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Принято считать, что способности либо даны человеку, либо нет. В мыследеятельностной педагогике способности понимаются не как врожденные дары, а как осваиваемые человеком культурные способы, следовательно, уровень способностей человека зависит от того, насколько упорно он осваивал и присваивал (делал своими) культурные способы мыследеятельности. Большое значение в этом нелегком процессе имеет педагогическая система, через которую прошел человек. Разберём, что же это - способность организации действия.
Социальным эффектом осуществляемой работы являетсяспособность ребенкаорганизовать действия в различных видах деятельности:
- выстраивать замысел и реализовать его (описывать результат, отбирать нужный материал, составлять план действий словесно или с помощью знаковых средств, контролировать промежуточный результат плану, оценивать результат по заданным критериям);
- оценивать способ действия, как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно менять способ достижения цели или обращаться за советом к взрослым;
- кооперироваться со сверстниками для достижения результата (работа в паре, группе) и вступать в коммуникации по поводу своих и чужих действий;
- доводить действия до результата и осуществлять рефлексию.
Развитие этой способности позволяет ребенку понять, что он делает и для чего, что делают и в каких целях другие люди.
В повседневной жизни дети зачастую очень активны, с удовольствием включаются в различную деятельность по предложению взрослого, то есть реагируют на возникшие обстоятельства, но лишь немногие осуществляют действие.
Многие люди не различают активность и действие. Между тем, наши дети очень активны, но действие осуществляют лишь немногие. Как часто взрослый пытается выяснить у ребенка, что тот сделал, а главное, для чего, но ответа он и не ждет, так как заранее знает, что малыш даже не задумывался над этими вопросами, он просто сделал, отреагировал на возникшие обстоятельства. Действие тем и отличается от простой активности, реагирования, что в нем присутствует замысел
Переход ребенка от активности к действию осуществляется за счет освоения ребенком ряда различений и понятий.
Цель - результат
Цель – что я хочу сделать, для чего, как будет выглядеть то, что я хочу сделать.
Результат – что я получил в результате действий, похоже ли оно на то представление, которое у меня было до действия.
Цель – средство (способ)
Цель – что я хочу получить.
Способ – как я буду это получать, могу ли я получить тоже самое, если внесу некоторые изменения, какие изменения можно вносить.
Ситуация – цель (задача)
Ситуация - обстоятельства, действия или бездействие, других людей приводящие к не желаемому настоящему или будущему. (возникновение множества событий в данной ситуации, не предвиденных, форс-мажорные обстоятельства).
Задача – в данных обстоятельствах и с данными людьми может быть реализована определенным способом.
Замысел – реализация
Замысел – что хочу сделать, план действий, этапы получения результата.Реализация – что получается на самом деле.
Материал - продукт
Материал, с которым буду работать, то, что подвергается преобразованию. Продукт – образ результата работы.
Орудия и инструменты
С помощью каких инструментов или орудий я могу получить конечный продукт.
Способность организации действия обеспечиваетосознанность замысла действия, наличие плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, возможность оценить результат действия и ответить на вопрос – зачем это действие нужно произвести.
Для достижения социального эффекта разработана и описана структурно-содержательная модель организации совместной деятельности
На схеме показан процесс перехода исходного материала в конечный продукт, в процессе осуществляемого действия.
Субъект действия, в соответствии с целью, имеющегося у него способностями, знаниями и средствами, при помощи орудий осуществляет процесс перехода исходного материала в продукт.
Совместная деятельность состоит из трех основных этапов.
На этапе выстраивания замысла определяем цель (что будем делать), результат (что хотим и можем получить), планируем действия (что для этого нужно предпринять).
Что вы хотите сделать?
Для чего вы это будете делать?
Как вы это собираетесь делать?
В какой последовательности?
Что вам нужно для работы?
На этапе реализации замысла совершая пробные действия, дети определяют, насколько выбранный и используемый ими материал, инструменты, способ и действия других людей приближают или отдаляют их от получения желаемого результата, что можно и нужно изменить, предпринять для того, чтобы выполнить задуманное.
Анализ реализации:
Что вы сейчас делаете?
А что уже сделали?
В чем будет заключаться ваша дальнейшая работа? (этапы)
У вас получается?
Получается сделать так, как хотели, или вы уже поменяли свой план?
А почему поменяли план, думаете так дальше не получится сделать?
В чем допустили ошибку, когда планировали?
Как надо было придумать с самого начала?
На этапе рефлексии с детьми возвращаемся к замыслу, обсуждаем и выясняем, что у нас получилось, что не получилось и почему.
Ребенок приходит к пониманию того, как можно и нужно было действовать. Так происходит выход в новое мышление и ребенок приобретает опыт за счет присвоения способа действия в данной ситуации. Для того, чтобы у ребенка не вырабатывался шаблон действия, ситуации изменяются так, что нужно действовать по-другому, и это позволяет ему наращивать свой опыт.
Результаты детской деятельности в виде продуктов в дальнейшем используются в играх, для реализации общих дел группы, имеют практическое применение, что и обеспечивает смысл деятельности для детей: они понимают, для чего это делали.
.При планомерной педагогической работе дошкольник может достичь следующих результатов. (раздатки Таблица задач формирования способности организации действия детей дошкольного возраста)
. Сейчас мы предлагаем практическую часть, с целью продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития способности организации действия
Задания для работы «сообща»:
Способствуют формированию умения
1. Работать в группе, договариваться,
2. Распределять действия,
3. Слышать и слушать друг друга,
4. Находить общее решение для реализации общего замысла.
Задание для первой группы: «Строим дом»
Цель игры - построить дом, соблюдая определённые условия
. Условные обозначения
Задание для второй группы «Засели жильцов»
Цель игры - построить дом, соблюдая определённые условия
. Рефлексия Ребенок приходит к пониманию того, как можно и нужно было действовать.
.Упражнение «Снежинка»
У каждого участника лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны.
Вывод:
Все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. У всех был одинаковый материал, все выполняли одинаковые действия, но результат у всех получился разный. Понять, почему получился результат разный, найти разные способы действия - это и есть мыследеятельностная педагогика.
. Пытаться добиться успеха, ничего не делая – то же самое, что пытаться собрать урожай там, где Вы ничего не сеяли. (Девид Блай)
. Список литературы
Акопова Э.С., Алексеева Л. Н., Амяга Н. В., Иванова Е. Ю., Коновалова Е. В.,Лукашенко Е. Ю., Мансарлийская Л. Ф.. Педагогические мастерские: развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник статей и методических материалов. –М.: МИОО, 2006. – 152 с.
Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Развитие способностей дошкольника: игры и занятия из опыта мыследеятельностной педагогики. Методическое пособие. – М.: 2006. – с.
Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. — М.: АРКТИ, 2007. — 256 с. (Развитие и воспитание)