kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие способности организация действия у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

рекомендован для работы старшего воспитателя. составлен в соответсвии с ФГОС ДО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие способности организация действия у дошкольников»



Мастер-класс

«РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЙСТВИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ»


Принято считать, что способности либо даны человеку, либо нет. В мыследеятельностной педагогике способности понимаются не как врожденные дары, а как осваиваемые человеком культурные способы, следовательно, уровень способностей человека зависит от того, насколько упорно он осваивал и присваивал (делал своими) культурные способы мыследеятельности. Большое значение в этом нелегком процессе имеет педагогическая система, через которую прошел человек. Разберём, что же это - способность организации действия.

Социальным эффектом осуществляемой работы является способность ребенкаорганизовать действия в различных видах деятельности:

- выстраивать замысел и реализовать его (описывать результат, отбирать нужный материал, составлять план действий словесно или с помощью знаковых средств, контролировать промежуточный результат плану, оценивать результат по заданным критериям);

- оценивать способ действия, как ошибочный или приводящий к результату, самостоятельно менять способ достижения цели или обращаться за советом к взрослым;

- кооперироваться со сверстниками для достижения результата (работа в паре, группе) и вступать в коммуникации по поводу своих и чужих действий;

- доводить действия до результата и осуществлять рефлексию.

Развитие этой способности позволяет ребенку понять, что он делает и для чего, что делают и в каких целях другие люди.


В повседневной жизни дети зачастую очень активны, с удовольствием включаются в различную деятельность по предложению взрослого, то есть реагируют на возникшие обстоятельства, но лишь немногие осуществляют действие.

Многие люди не различают активность и действие. Между тем, наши дети очень активны, но действие осуществляют лишь немногие. Как часто взрослый пытается выяснить у ребенка, что тот сделал, а главное, для чего, но ответа он и не ждет, так как заранее знает, что малыш даже не задумывался над этими вопросами, он просто сделал, отреагировал на возникшие обстоятельства. Действие тем и отличается от простой активности, реагирования, что в нем присутствует замысел


Переход ребенка от активности к действию осуществляется за счет освоения ребенком ряда различений и понятий.

Цель - результат

Цель – что я хочу сделать, для чего, как будет выглядеть то, что я хочу сделать.

Результат – что я получил в результате действий, похоже ли оно на то представление, которое у меня было до действия.

Цель – средство (способ)

Цель – что я хочу получить.

Способ – как я буду это получать, могу ли я получить тоже самое, если внесу некоторые изменения, какие изменения можно вносить.

Ситуация – цель (задача)

Ситуация - обстоятельства, действия или бездействие, других людей приводящие к не желаемому настоящему или будущему. (возникновение множества событий в данной ситуации, не предвиденных, форс-мажорные обстоятельства).

Задача – в данных обстоятельствах и с данными людьми может быть реализована определенным способом.

Замысел – реализация

Замысел – что хочу сделать, план действий, этапы получения результата. Реализация что получается на самом деле.

Материал - продукт

Материал, с которым буду работать, то, что подвергается преобразованию. Продукт образ результата работы.

Орудия и инструменты

С помощью каких инструментов или орудий я могу получить конечный продукт.

Способность организации действия обеспечивает осознанность замысла действия, наличие плана, возможность изменить способы действия, если меняются обстоятельства, возможность оценить результат действия и ответить на вопрос – зачем это действие нужно произвести.


Для достижения социального эффекта разработана и описана структурно-содержательная модель организации совместной деятельности

На схеме показан процесс перехода исходного материала в конечный продукт, в процессе осуществляемого действия.

Субъект действия, в соответствии с целью, имеющегося у него способностями, знаниями и средствами, при помощи орудий осуществляет процесс перехода исходного материала в продукт.


Совместная деятельность состоит из трех основных этапов.

На этапе выстраивания замысла определяем цель (что будем делать), результат (что хотим и можем получить), планируем действия (что для этого нужно предпринять).

  1. Что вы хотите сделать?

  2. Для чего вы это будете делать?

  3. Как вы это собираетесь делать?

  4. В какой последовательности?

  5. Что вам нужно для работы?

На этапе реализации замысла совершая пробные действия, дети определяют, насколько выбранный и используемый ими материал, инструменты, способ и действия других людей приближают или отдаляют их от получения желаемого результата, что можно и нужно изменить, предпринять для того, чтобы выполнить задуманное.

Анализ реализации:

  1. Что вы сейчас делаете?

  2. А что уже сделали?

  3. В чем будет заключаться ваша дальнейшая работа? (этапы)

  4. У вас получается?

  5. Получается сделать так, как хотели, или вы уже поменяли свой план?

  6. А почему поменяли план, думаете так дальше не получится сделать?

  7. В чем допустили ошибку, когда планировали?

  8. Как надо было придумать с самого начала?

На этапе рефлексии с детьми возвращаемся к замыслу, обсуждаем и выясняем, что у нас получилось, что не получилось и почему.

Ребенок приходит к пониманию того, как можно и нужно было действовать. Так происходит выход в новое мышление и ребенок приобретает опыт за счет присвоения способа действия в данной ситуации. Для того, чтобы у ребенка не вырабатывался шаблон действия, ситуации изменяются так, что нужно действовать по-другому, и это позволяет ему наращивать свой опыт.

Результаты детской деятельности в виде продуктов в дальнейшем используются в играх, для реализации общих дел группы, имеют практическое применение, что и обеспечивает смысл деятельности для детей: они понимают, для чего это делали.


.При планомерной педагогической работе дошкольник может достичь следующих результатов. (раздатки Таблица задач формирования способности организации действия детей дошкольного возраста)


. Сейчас мы предлагаем практическую часть, с целью продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития способности организации действия

Задания для работы «сообща»:

Способствуют формированию умения

1. Работать в группе, договариваться,

2. Распределять действия,

3. Слышать и слушать друг друга,

4. Находить общее решение для реализации общего замысла.


Задание для первой группы: «Строим дом»

Цель игры - построить дом, соблюдая определённые условия


. Условные обозначения

Задание для второй группы «Засели жильцов»

Цель игры - построить дом, соблюдая определённые условия





. Рефлексия Ребенок приходит к пониманию того, как можно и нужно было действовать.


. Упражнение «Снежинка»

У каждого участника лист бумаги одинаковой формы, размера, качества, цвета. Предлагается закрыть глаза и сложить лист пополам, оторвать правый верхний угол, опять сложить пополам, оторвите нижний угол и т. д. Затем раскрыть снежинку и постараться найти среди остальных снежинок точно такую же. Но снежинки все индивидуальны.

Вывод:

Все мы разные, с различными способности, возможностями и личностными качествами. У всех был одинаковый материал, все выполняли одинаковые действия, но результат у всех получился разный. Понять, почему получился результат разный, найти разные способы действия - это и есть мыследеятельностная педагогика.

. Пытаться добиться успеха, ничего не делая – то же самое, что пытаться собрать урожай там, где Вы ничего не сеяли. (Девид Блай)


. Список литературы

  1. Акопова Э.С., Алексеева Л. Н., Амяга Н. В., Иванова Е. Ю., Коновалова Е. В.,Лукашенко Е. Ю., Мансарлийская Л. Ф.. Педагогические мастерские: развитие способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Сборник статей и методических материалов. –М.: МИОО, 2006. – 152 с.

  2. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Развитие способностей дошкольника: игры и занятия из опыта мыследеятельностной педагогики. Методическое пособие. – М.: 2006. – с.

  3. Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: Игры и занятия. — М.: АРКТИ, 2007. — 256 с. (Развитие и воспитание)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Развитие способности организация действия у дошкольников

Автор: Кузнецова Екатерина Николаевна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "Статья «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в сюжетно-ролевых играх»."
    ["seo_title"] => string(78) "statiarazvitiiekommunikativnykhnavykovudoshkolnikovvsiuzhietnorolievykhighrakh"
    ["file_id"] => string(6) "337590"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1468612086"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Программа кружка "Развитие интелектуальных способностей детей "Занимательная математика""
    ["seo_title"] => string(97) "proghramma-kruzhka-razvitiie-intieliektual-nykh-sposobnostiei-dietiei-zanimatiel-naia-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "254551"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1447776646"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Консультация "Организация развивающей предметно-пространственной среды для социально-правового воспитания дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(136) "konsul-tatsiia-orghanizatsiia-razvivaiushchiei-priedmietno-prostranstviennoi-sriedy-dlia-sotsial-no-pravovogho-vospitaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222905"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436948362"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "«Развитие воображения старших дошкольников в процессе совместной продуктивной деятельности с родителями»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_starshikh_doshkolnikov_v_protsesse_sovmestnoi_produktivno"
    ["file_id"] => string(6) "629890"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1681873492"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект консультации "Предметно-пространственная среда по социально-правовому воспитанию дошкольников" "
    ["seo_title"] => string(111) "konspiekt-konsul-tatsii-priedmietno-prostranstviennaia-srieda-po-sotsial-no-pravovomu-vospitaniiu-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "222910"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1436949279"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства