Просмотр содержимого документа
«Развитие субъектов образовательного процесса через формирование образовательной среды школы»
Школа – это субъект организации социальной среды на педагогическом уровне.
Формирование образовательной среды школы как условие развития субъектов образовательного процесса
Салимжанова Роза Сайляшевна
КГУ «Средняя школа № 26»
Акимата г. Усть-Каменогорска.
ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Внимательный аналитик психолого-педагогической литературы, издаваемой в республиках СНГ, в ряде государств Европейского Союза и иного «дальнего зарубежья» без особого труда установит резкий всплеск публикаций, сориентированных на проблему так называемой « образовательной среды». В отечественной и зарубежной литературе мы находим фундаментальные работы по проблемам образовательного пространства и образовательной среды Вопросам структурирования образовательного пространства посвящены исследования В.И Гинецкого, Г.А. Ковалева, И Д Фрумина, М Черноушек, Е.А Ямбург и др. Выявление условий формирования образовательных сред описаны в работах М И. Корнеевой, Т В Менга, О П. Околелова и др Вопросам моделирования образовательных сред, их диагностики, экспертизе посвящены работы С.Д. Дерябо, В П Лебедева, В.А. Орлова, В И Панова, В А. Ясвин и др Я Корчак, А.С Макаренко, Ю С. Мануйлов, В А Сухомлинский, С. Т Шацкий и др в большей степени работали над воспитывающими средами М И Башмаков, А В Демидов, С Н. Поздняков, Н.А Резник и др уделяют особое внимание информационным средам. В работах Г Ю Беляева, Н Б Крыловой, И Г Фомичева и др осуществляется типологизация и характеристики сред различных учебных заведений.Воздействие образовательной среды на развитие личности в различных аспектах рассматривают В Н Дружинин, В А Козырев, Кулюткин Ю , В.В Рубцов, С Тарасов и др Исследования в области предметной среды проводили В В. Давыдов, Н Г Любимова и др.
По-видимому, образовательная среда как системный объект высокой мерности и уровневой иерархии может (при определенном инструментарии) дать научному сообществу педагогов, психологов, дидактов, организаторов непрерывного и дополнительного образования искомую модель постановки проблем и их решения. И с чисто управленческой, и с чисто научной точек зрения по-прежнему актуальна задача провести комплексную методологическую «инвентаризацию» образовательной среды – как описательного термина – синонима «образовательного пространства», и как психолого-педагогического понятия, не отрефлексировав которое, невозможно строить квалифицированный прогноз состояния образовательной системы, задавать социально-адекватную матрицу проектирования методов, приемов и технологий обучения, раскрывать СМЫСЛЫ ВОСПИТАНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО ЯВЛЕНИЯ и отслеживать реальную «векторность» вариативного образования.
1
Приведем уже существующие в психолого-педагогической литературе определения образовательной среды. Особенно важными являются из них те, что служат реальными методологическими узлами порождения социально-педагогических практик – диагностики, мониторинга, проектирования и моделирования учебно-воспитательного процесса в ключе перехода к НЕПРЕРЫВНОМУ образованию.
Л.С.Выготский (1926): «На долю учителя выпадает новая ответственная роль. Ему предстоит сделаться организатором той социальной среды, которая является единственным воспитательным фактором…Если социальную среду условно понимать как совокупность человеческих отношений, то совершенно понятна та исключительная пластичность социальной среды, которая делает ее едва ли не самым гибким средством воспитания…Воспитательный процесс оказывается уже трехсторонне активным : активен ученик, активен учитель, активна заключенная между ними среда»(1:57).
А.С.Макаренко (1939): «Человек не воспитывается по частям, он создается всей суммой влияний, которым он подвергается…Диалектичность педагогического действия настолько велика, что никакое средство не может проектироваться как положительное, если его действие не контролируется всеми другими средствами, применяемыми одновременно с ним…ВСЕЙ СИСТЕМОЙ СРЕДСТВ, ГАРМОНИЧЕСКИ ОРГАНИЗОВАННЫХ» [2:30].
В.М.Сухомлинский (1969): «Воспитание средой, воспитание вещами, созданными самими учениками, обогащающими духовную жизнь коллектива, - это, на наш взгляд, одна из самых тонких сфер педагогического процесса»(Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа.[9: 24].
А.Куракин (1981): «Когда-то проблема организации взаимодействия школьного коллектива со средой сводилась лишь к проблеме включения его в систему социальных отношений позитивного характера. В настоящее время есть все основания рассматривать эту проблему значительно шире, ибо в конечном счете речь должна идти о взаимодействии школьного коллектива со средой, о педагогизации среды, о повышении ее воспитательного влияния на школьников за счет интеграции оказываемых ею воспитательных воздействий… Среда – это все то, что окружает коллектив
и с чем он вступает во взаимодействие…Среда ученического коллектива не равнозначна ни среде отдельного школьника, ни среде школ. Следует отличать внутреннюю среду ученического коллектива от его внешней среды».
В.И.Слободчиков (1997): « В предельно абстрактном смысле «среда» задается своими ГРАНИЦАМИ И СОСТАВОМ ; но если в первом случае достаточно определенно ( хотя все еще абстрактно) можно помыслить состав как совокупность условий, обстоятельств, окружающую индивида обстановку и, соответственно, границу, определяемую масштабом защиты от среды и ее утилизации (способностью к ассимиляции и аккомодации), то во втором необходимо выстраивать другой ряд представлений, где СРЕДА ЕСТЬ СРЕДИНА = СЕРДЦЕВИНА, СВЯЗЬ = СРЕДОСТЕНИЕ, СРЕДСТВО = ПОСРЕДНИЧЕСТВО…среда в первом смысле – для образования вообще не есть, она не существует для него как нечто налично-существующее и натурально-данное заранее. Само образование оказывается единым и одновременным процессом становления культуросообразного существа и творения им новых предметных форм культуры. Эти два полюса – предметности культуры (в широком смысле) и внутренний мир, 2 сущностные силы человека как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав» [ 5: 181-184].
Учит не только школа – она есть часть ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, куда входит семья, общение со сверстниками вне школы, газеты, радио и телевидение и многое другое.
И смешно думать, что в школьном классе мы можем решить все учебные, а в особенности воспитательные задачи, особенно если другие компоненты образовательной среды будут «работать» против нас. Когда мы говорим о СЕГОДНЯШНИХ учащихся, о СОВРЕМЕННОЙ массовой школе, то это прежде всего связано с ДИНАМИЧНОСТЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, ДАЖЕ И САМОЙ ЕЕ СТРУКТУРЫ[8:вып.1: :20-21].
Более широкое, принимаемое и нами понимание образовательной среды предполагает включение в нее мира массовых коммуникаций (пресса, радио, телевидение), круга чтения и создаваемой детьми и подростками собственной культурной (а точнее. «субкультурной» МИКРОСРЕДЫ (1999)…Каждому возрасту соответствует определенный тип ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…
В подростковом же возрасте ведущей выступает общественно-полезная деятельность, имеющая различные виды (художественная, спортивная, трудовая, учебная, общественно-организационная деятельность). В процессе их осуществления у подростков развиваются способности общения, являющиеся основой практического сознания людей. Каждый из этих видов деятельности первоначально имеет коллективную форму осуществления, которая постепенно становится индивидуальной. В процессе такого превращения подростки как раз и приобретают способности к общению.
Эти виды деятельности имеют вполне определенное содержание, которое, на наш взгляд, должно войти в содержание современного образования. Понимание подлинного значения этого содержания позволяет раскрыть понятие «образовательная среда», значительную часть которого составляют различные виды общественно-полезной деятельности подростков.
Анализируя содержание приведенных выше определений и описаний образовательной среды, отметим ее общие, типологические признаки, выделяемые большинством исследователей:
1.Образовательная среда любого уровня является сложносоставным объектом системной природы. Системность этого педагогического объекта, преобразующего совокупность внешних условий обучения, воспитания и развития детей (и взрослых!), обусловливает применение принципов природо- и культуросообразности в непрерывном дидактическом «единстве и борьбе противоположностей» обучения и учения, формирования и становления, воздействия и взаимодействия, традиции и развития (со-развития) со-бытийной общности, коллектива и личности.
2.Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте конкретной социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, а мира - к человеку.
3
3.Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующей разнообразие типов и видов локальных сред различного, порой и взаимоисключающего качества.
4.Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социального, пространственно-предметного и психодидактического компонентов, образуя систему координат ведущих условий, влияний и тенденций развития детской, взрослой и детско-взрослой общности (общностей) в параметрах более широкой социокультурной среды, соотносимой с качеством жизни, с качеством среды обитания.
5.Образовательная среда может выступать не только как условие, но и как средство воспитания (как общественного явления), обучения (как предмет совместной педагогической деятельности) и развития ( социального индивида в личность, общности в общество). Добавим, что «попадая» в различные образовательные среды, «проявляясь» в этих средах или формируя их, одни и те же ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ и ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ НЕОДИНАКОВО И НЕОДНОЗНАЧНО «выдают» в педагогический процесс свои характеристики.
В завершение нашего краткого обозрения наиболее отрефлексированных в отечественной литературе психолого-педагогических определений , описаний и характеристик термина «образовательная среда» ( и связанного с этим термином понятийного ряда) приведем формулировку В.Д.Семенова и Ю.С.Бродского (1986):
ШКОЛА – ЭТО СУБЪЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ (М, Советская педагогика, № 6).
Представляется практически доказанным, что системно-функциональная связь ВАРИАТИВНОСТИ и НЕПРЕРЫВНОСТИ образования (и воспитания как общественного явления) может быть реализована только посредством целевого развития СФЕРНОЙ, многоуровневой и со-бытийно-вариативной ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ (среды воспитания, питаемой лучшими традициями отечественной духовности, трудовой этики, науки, культуры, просвещения и воспитания, объединяющего поколения в НАРОД, понимающий и любящий НАШУ РОДИНУ, уважительный и открытый ко всему доброму, честному, справедливому и прекрасному на ЗЕМЛЕ).
Высокая этика ЖИЗНИ, видимо, и есть имплицитное качество образовательной среды, «выращиваемой» как целенаправленное педагогическое взаимодействие всех «со-бытийных» участников обучения, учения, воспитания и «со-развития».
Разве не в этом заключен смысл работы педагога как воспитателя?
4
ЛИТЕРАТУРА.
1.Выготский Л.С.Педагогическая психология \ Под ред.В.В.Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 1996. – (Психология; Классические труды).- 536 с.
2.Макаренко А.С.Воспитание гражданина \ Сост. Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1988.- (Б-ка учителя. Пед. раздумья ).- 304 с.
3.Рубцов В.В Основы социально-генетической психологии. – М.:Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «МОДЭК», 1996.- 384 с.
4.Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов \ Ред.составитель Н.Б.Крылова, М.: ИПИ РАО, 1995.
5.ШКОЛА 2000…Выпуск 1.Концепция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы (1997).Выпуск 2.Концепции, программы, технологии (1998).Выпуск 3.ШКОЛА 2100.Образовательная программа и пути ее реализации (1999).Выпуск 4.Приоритетные направления развития образовательной программы (2000) \\ Под науч. ред. А.А.Леонтьева.- М. :Баласс.
6.Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: Сб.науч.статей \ Сост. и отв.ред. Д.В.Григорьев, ред.Е.И.Соколова.- Пермь, 2001.- 201с.( ИТОиП РАО, Науч.центр совр.проблем воспитания, Перм. обл. ин-т повышения квалификации работников образования).
7.Ясвин В.А.Образовательная среда: от моделирования к проектированию. ЦКФЛ РАО, 1997. – 248 с.
8.Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. \ \Под ред. Н.Л.Селивановой.\М.: Педагогическое общество России, - 284 с.
9. В.А.Сухомлинский. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С. Соловейчик). Изд. 2-е.- М., Политиздат, 1975.- 272 с.