kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие связной речи детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе рассматривается, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие связной речи детей. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие связной речи детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру»»

М.М. Маренникова,

воспитатель «МБДОУ «Детский сад №1

«Золотой петушок» комбинированного вида», г. Северодвинск


«Развитие связной речи детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру»


Главное направление развития речи на 5 году жизни – это освоение связной монологической речи. Активный словарь ребёнка обогащается словами, обозначающими качества предметов. Действия, которые с ними производятся. Увеличивается речевая активность ребёнка. На пятом году начинается возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Проблема развития речи является одной из актуальных [1].

В данной работе рассматривается, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие связной речи детей. Игра является особой формой общественной жизни дошкольников, в которой они объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы. Игровая деятельность способствует психическому и физическому развитию ребенка воспитанию нравственно-волевых качеств, творческих способностей. Именно поэтому советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Элементы ролевой игры начинают развиваться еще в раннем детстве. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые взаимоотношения. Они указывают на то, что в психике детей 4–5 лет возникают качественные изменения, дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей [2].

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника. Прежде всего, ребенку свойственно стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок берет на себя роль, стремясь подражать тем взрослым, образы которых сохранились в его опыте. Играя, ребенок действует самостоятельно, свободно выражая свои желания, представления, чувства. Игра выступает в роли своеобразного мостика от мира детей к миру взрослых, где всё переплетено и взаимосвязано: мир взрослых влияет на мир детей и наоборот. Игры часто подразумевают «исполнение» детьми определённых социальных ролей взрослых. Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры [5].

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игру создают сами дети, а их деятельность носит явно выраженный самодеятельный характер.

Основные черты сюжетно – ролевой игры: 1) эмоциональная насыщенность и увлечённость детей; 2) самостоятельность; 3) активность; 4) творчество.

Главной особенностью сюжетно – ролевой игры является то, что в игре ребёнок воплощает свой взгляд, свои представления, своё отношение к тому событию, которое развивается.

Виды сюжетно – ролевых игр:

1) Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники», «дни рождения». В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2) Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей. Для этих игр темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, библиотека, почта, парикмахерская, больница, транспорт, автобус, поезд, самолет, корабль, милиция, пожарные, цирк, театр, зверинец, завод, фабрика, шахта, строительство, колхоз, армия).

3) Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.).

4) Игры, на темы литературных произведений, кино, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка (по содержанию мультфильмов, в четырех «танкистов» и собаку (по содержанию кинофильма) и др. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5) «Режиссерские» игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - и за куклу и за себя, направляя ее действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол кукольного и пальчикового театров, театра игрушек «действовать» в соответствии с взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.

Между связной речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, этим самым осмысливает их, словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства [2].

В сюжетно – ролевых играх при разыгрывании различных моделей жизненных ситуаций у детей возникает естественная потребность в связной речи.

Сюжетно – ролевую игру нужно планировать по следующему алгоритму:

1. Выбор темы. Выбор игры, которую включают в коллективную деятельность, определяется конкретной воспитательной задачей.

2. Педагогическая разработка плана игры. Это наметки сюжета игры, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием.

3. Создание воображаемой ситуации. Очень важно помочь ребёнку войти в игровую ситуацию, чтобы игра захватила его воображение, принесла радость творчества. Дошкольники всегда начинают сюжетно-ролевые игры с наделения окружающих предметов персональными значениями: стулья — поезд, кустарники — граница, бревно — корабль и т. д. Создание воображаемой ситуации — важнейшая основа начала творческой сюжетно-ролевой игры.

4. Распределение ролей. При распределении ролей в длительной сюжетно-ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развернутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т. е. каждому дает желаемую роль, предлагает очередность разыгрывания ролей разной степени активности, ищет возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игровую роль.

5. Начало игры. Важно позаботиться о создании интересного игрового действия, в котором бы сразу возникла воображаемая ситуация.

6. Сохранение игровой ситуации. Воспитатель должен соблюдать условия сохранения у детей стойкого интереса к игре не разрушать воображаемую ситуацию; обыгрывать любое дело детского коллектива меры педагогического воздействия осуществлять в игровом ключе [3].




Существуют некоторые условия сохранения у детей стойкого интереса к игре:

1) Взрослый, организатор игры обязан задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя условную игровую терминологию (в военизированных играх — четкость и лаконизм команд, требовать ответное: «Есть товарищ командир!».

2) Для того, чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний, педагог по возможности должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

3) Все меры педагогического воздействия на детей — требования, поощрения, наказания — педагог должен осуществлять в игровом ключе, не разрушая воображаемой ситуации.

4) В ходе длительной сюжетно-ролевой игры целесообразно включать развернутые творческие игры или игры на местности с идентичными сюжетами. Это позволяет внести в длительную игру атмосферу свободного игрового творчества и укрепить воображаемую ситуацию игры.

5) В процессе длительной сюжетно-ролевой игры воспитатель может организовать коллективное соревнование между небольшими группами играющего коллектива.

6) Завершение игры. Необходимо позаботиться о таком окончании игры, которое вызвало бы у детей острое эмоциональное состояние и желание сохранить в жизни коллектива всё лучшее, что принесла с собой игра.

Структура и содержание сюжетно – ролевых игр в средней группе более доступны и знакомы детям, близко по смыслу и содержанию. Они связаны с повседневными событиями, которые хорошо известны детям: «Строитель», «Семья», «Угощение», «Больница», «Парикмахерская», «Детский сад», «Кафе», «В гостях», «Ветеринарная клиника».

Сюжетно – ролевая игра осуществляется в два этапа:

1-й этап – подготовительная работа к сюжетно – ролевой игре;

2-й этап – непосредственно сама сюжетно – ролевая игра.

Подготовительная работа занимает от двух до трёх недель в зависимости от цели и содержания игры, и осуществляется по определённой схеме: экскурсии, беседы, чтение художественных произведений, пересказ рассказа или сказки, составление рассказа по сюжетной картинке, составление рассказа из личного опыта, дидактические игры, разыгрывание игровых обучающих ситуаций.

Параллельно с подготовкой к игре создаются условия для её реализации. Это различные части декораций для обозначения того или иного места действия, элементы одежды, придающие достоверность ситуации, игрушки, игрушки – заместители. Большая часть оборудования для игр комплектуется по коробкам, где есть надпись с названием игры и картинка, обозначающая её тематику, что позволяет детям выбирать игру по своим интересам. Мобильность предметно - игровой среды позволяет детям её трансформировать в соответствии с собственными замыслами и развитием сюжета. Учитывая специфику речевого развития детей группы, воспитатель использует метод прямого руководства игрой, что позволяет активно воздействовать на развитие связной речи у детей [6].

Продолжительность и примерный перечень сюжетно-ролевых игр:

1) младшая группа до 15 минут в I квартале, до 25 мин. в III квартале: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «транспорт», «Строительство».

2) средняя группа до 30-35 мин.: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «работа медсестры», «Парикмахерская», «В гости», «Ветеринарная клиника», «Кафе».

3) старшая группа до 45 мин.: «Семья», «Детский сад», «Шоферы», «Строительство», «Магазин», «Больница», «Парикмахерская», «Почта», «Поликлиника», «Аптека», «Военные» (полиция, моряки, летчики, пограничники) [7].

Сюжетно-ролевая игра — хозяйка игрового процесса. Уже переходя от раннего возраста к дошкольному, малыш начинает воспринимать взрослых как носителей различных социальных ролей — папы, мамы, врача, пожарного, воспитателя. Малым очень хочется быть взрослыми, делать, как они. И только один-единственный вид деятельности помогает устранить противоречие между желаемым и возможным, это — сюжетно-ролевая игра.

Развитие игры происходит постепенно: от ознакомительной предметно-игровой деятельности в раннем возрасте до сюжетно — отображающей, а впоследствии развитой сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников. Уже на третьем году жизни дети отличают игровое действие от реального. Они принимают воображаемую ситуацию и свободно действуют в ней: кормят, например, куклу из пустой тарелки, набирают воду из воображаемого крана. Дети осваивают игровые действия «я — полицейский», «я — воспитатель». Позже эти игровые действия начинают объединяться простым сюжетом, который воспроизводит несложные ситуации из реальной жизни: «я повар — готовлю обед», «я папа — иду на работу».

Игры, моделирующие отношения взрослых людей и требуют взаимодействия нескольких партнеров, то есть сюжетно - ролевые, становятся доступными для большинства дошкольников уже на пятом году жизни  .


Таким образом, все виды сюжетно-ролевой игры способствуют развитию связной речи, так как с помощью слова дети организуют сюжет и передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях. Применение сюжетно–ролевых игр в работе с детьми позволяет пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении. Расширяются представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. Активизируется речь ребёнка, совершенствуется интонационная выразительность речи, улучшается дикция. Совершенствуется диалогическая речь, дети в процессе ролевых взаимоотношений учатся участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их, развивается умение рассказывать.


Список информационных источников:


  1. Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Г.А.Любина. – Мн.: Науч.-метод. Центр учеб. КН. И средств обучения, 2002.

  2. Казанкова, Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю. Ю. Казанкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27 (131). — С. 669-673.

  3. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду/ Н.Я. Михайленко, Н.А.Короткова. М.,2000.

  4. Новоселова С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989.

  5. Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

  6. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А.В.Запорожца. М., 1976.

  7. Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий/ О.С.Ушакова, Е.М,Струнина, Л.Г.Шадрина, Л.А.Колунова, Н.В.Соловьева, Е.В.Савушкина. – М.: Сфера, 2001.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Развитие связной речи детей 4-5 лет через сюжетно-ролевую игру»

Автор: Маренникова Мария Михайловна

Дата: 03.03.2021

Номер свидетельства: 574714


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства