Дети в процессе творчества развивают очень много навыков и умений. Им приходится самостоятельно искать способы решения поставленных перед ними задач, что очень благоприятно отражается на их самооценке, дети становятся более уверенными в себе и своих силах, кроме того, как известно, игра является одним из самых эффективных методов развития креативного, нестандартного мышления у детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Белебеевская коррекционная школа для слабовидящих обучающихся
ДМО №2
ДОКЛАД
на тему:
Творческие способности детей в игре
Подготовил
Учитель- дефектолог
Калимуллина Р.И.
2018г.
Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Все исследования, которые проводят учёные и психологи в этой сфере доказывают, что дети, обладающие творческими способностями имеют более устойчивую психику, более общительны и коммуникабельны. В маленьком возрасте рекомендуется уделить внимание всестороннему развитию, то есть развивать и литературные, и художественные, и музыкальные способности дошкольников. Лучше всего происходит развитие творческих способностей через игру.
Диагностика творческих способностей дошкольников
Целью диагностики является установить, какой вид деятельности больше всего подходит ребенку и насколько у него развито воображение. В этом могут помочь педагоги-психологи, которые проводят специальные тесты, и по результатам подбирают игры на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста.Также можно определить возможности ребенка и самостоятельно, предлагая ему разные виды деятельности, и наблюдая, что вызывает наибольший интерес. Определить, насколько развито воображение тоже можно по поведению в игре. О высоком уровне свидетельствует умение оперировать придуманными образами, составлять из них целостные картинки или сюжеты. Но, независимо от изначального уровня, воображение тренируется так же, как и мышцы тела - с помощью регулярных упражнений. Музыкальные способности дошкольников тоже можно, и нужно развивать, независимо от изначальных способностей.
Развитие творческих способностей старших дошкольников
Если творческое развитие малышей происходит с помощью наблюдения и попыток манипуляций с предметами, то развитие более взрослых детей происходит при помощи попыток передачи своих ощущений с помощью доступных им средств. Проще говоря, стадия наблюдения постепенно переходит в действие. Поэтому способы и методы развития заключаются в стимулировании ребенка к действиям. Лучше всего в этом возрасте ненавязчиво, но методично предлагать ребенку игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста. Особенно полезными для детей будут занятия в театральном кружке, так как театральная деятельность развивает дошкольников в разных направлениях. Дети не только учатся исполнять заданные роли, участие в театральных представлениях развивает воображение, художественное видение, умение воспринимать целостность произведений, способность к импровизации. Но в этом возрасте для развития творческих способностей очень важно участие родителей. Они должны проявлять живой интерес к деятельности ребенка в кружке и играть с ним в развивающие игры дома.
Развитие художественно творческих способностей дошкольников
По исследованиям психологов считается, что к трем годам способности к изобразительному искусству у всех детей находятся примерно на одном уровне. Поэтому, ожидать от ребенка проявления особого таланта и только после этого его развивать не стоит. Развить художественные способности можно у каждого ребенка, соблюдая несколько простых условий. Действовать нужно поэтапно: в начале заинтересовать ребенка рисованием, потом поддержать в нем интерес к передаче придуманных образов, и только тогда, когда станет ясно, что ребенок готов к более углубленному изучению, начинать преподавать азы изобразительного искусства. И, конечно же, не забывайте хвалить и поощрять деятельность малыша.
Развитие музыкально творческих способностей дошкольников
Развитие музыкальных способностей детей начинается со знакомства с детскими музыкальными произведениями и инструментами. С дошкольниками полезно анализировать, какие образы вызывает та или иная композиция, так же рекомендуется вместе разучивать песни. Родители должны принимать активное участие в развитии музыкальных способностей ребенка. Даже если они не причастны к миру музыки и не стремятся вырастить музыканта, необходимо заниматься с ребенком в этом направлении. Начинать нужно с простых игр, например повторения мелодии хлопками в ладоши, напевания детских песенок. Далее, можно усложнять задачи, используя специальные методики развития музыкального слуха.
Творческие способности играют такую же важную роль, как и интеллектуальное развитие. Ведь если знания мы считаем пищей для ума, то творчество смело можно назвать пищей для души.
Словесные игры для развития творческих способностей детей
Как уже было отмечено, в дошкольном периоде закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, восприятие, мышление, речь, воображение, память), активно развиваются личностные качества, а на их основе – способности и склонности. Дошкольное детство становится переломным моментом в развитии внимания, когда дети впервые начинают сознательно управлять им. В значительной степени этому способствует совершенствование планирующей функции речи. Речь дает возможность заранее словесно выделить значимые для определенной задачи явления и предметы, организовать внимание, учитывая характер предстоящей деятельности.
Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес. Во многом, развитию произвольного запоминания способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения приводит к достижению успеха. Становление мышления в этом возрасте в большей степени связано с возможностью оперировать представлениями на произвольном уровне, которая существенно повышается к 6-7 годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Цель предлагаемых словесных игр, в развитии творческих способностей детей 5 – 7 лет.
«Придумай название рассказу»
Цель: развивать умение подбирать названия к заданным объектам.
Педагог читает детям рассказ (на выбор), затем они придумывают к нему название.
«Придумай имя» (цель: та же)
Педагог показывает детям рисунок, на котором изображен портрет фантастического животного и предлагает придумать ему имя.
«Какие бывают иголки? (кисти и т.п.)»
Цель: Дать представление о многозначности слов.
Педагог задает детям вопросы: Какие иглы вы знаете? (швейные, сосновые, медицинские, ежовые). Чем они похожи?(острые, тонкие, колючие) Чем отличаются?(назначением)
Педагог просит подобрать слова похожие по звучанию: лягушка- квакушка, ракета- карета, роза…. И т. п.
2 вариант. С этой парой слов придумать небольшое стихотворение.
«Где что можно делать?»
Цель: активизировать глаголы, употребляющиеся в определенной ситуации.
Педагог. Что можно делать в лесу? (гулять, слушать птиц, собирать, отдыхать)
Педагог. Что можно делать на реке? (нырять, плавать, купаться, кататься…)
«Фантастические гипотезы»
Цель: Развивать связную речь, творческое воображение и теоретическое мышление.
Что было бы, если… (город умел летать, часы шли наоборот и т.п.)
«Перепутавшиеся сказки»
Цель: учить составлять сказки с опорой на название
Педагог говорит детям, что названия сказок «Красная шапочка», «Три медведя», «Снежная королева», «Бременские музыканты» перепутались. Дети должны сочинить и рассказать сказки, у которых теперь новые названия «Снежные музыканты», «Три королевы», «Красные медведи».
«Сказка по кругу»
Цель: учить использовать сюжетно-смысловые повторы.
Педагог предлагает детям придумать сказку в которой Емеля должен семь раз встретиться с персонажами других сказок.
« Дразнилки» Цель: Учить словотворчеству.
Педагог предлагает детям придумать, как можно с юмором назвать обычные предметы: нос (раздувалка, сморкалка…), зубы (кусалка, разгрызалка, пережевалка…), хвост (махалка, укрывалка…).
«Придумай слова» Цель: Развивать умение подбирать различные варианты слов на заданный слог.
Педагог дает задание придумать слова, начинающиеся на слоги ( СА, МА, РЕ…) и заканчивающиеся на (ТА, КА и т.п.)
«Придумай предложение» Цель: развивать вариативность мышления при составлении предложений по опорным словам.
Педагог предлагает детям придумать предложение или составить небольшой рассказ, используя следующие слова: автобус, город, случай, море, дельфин, песок, дети. Поощряются предложения, имеющие необычное содержание.
Таким образом, дети в процессе творчества развивают очень много навыков и умений. Им приходится самостоятельно искать способы решения поставленных перед ними задач, что очень благоприятно отражается на их самооценке, дети становятся более уверенными в себе и своих силах, кроме того, как известно, игра является одним из самых эффективных методов развития креативного, нестандартного мышления у детей.
Рекомендации:
Педагогам в работе с детьми продолжать использовать разнообразные игры, формы, методы и приемы для развития творческих способностей детей, с целью повышения самооценки детей, уверенности в своих силах.