kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческого воображения средствами дизайнерской деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 141 «Маленькая страна»











Развитие творческого воображения

детей старшего дошкольного возраста

в процессе дизайнерской деятельности









Ермакова Юлия Сергеевна

Воспитатель
















Содержание:

Введение

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы

    1. Понятие о воображении. Творческое воображение. Дизайнерская деятельность в ДОУ.

    2. Организация условий развития творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности старших дошкольников.

Глава II. Практическая часть работы.

2.1. Система работы по развитию творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности.

Глава III. Заключение.

3.1. Выводы. Определение перспективы.

Литература.

Приложение.
































Введение.

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы

    1. Понятие о воображении. Творческое воображение. Дизайнерская деятельность в ДОУ.

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования диктует необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Специфика детского творчества раскрывалась в работах психологов – Л. А. Венгер, Л. С. Выготского, В. Т. Кудрявцева, педагогов – Н. А. Ветлугиной, Т. С. Комаровой, Т. Г. Казаковой и др.

Проведя анализ психологической и педагогической литературы можно сделать вывод, что понятие «творчество» можно определить, как «один из видов человеческой деятельности, нацеленный на решение творческой задачи, то есть на разрешение противоречия». Для того, чтобы решить творческую задачу необходимо создать объективные (материальные, социальные) и субъективные личностные условия (наличие творческих способностей, определенных знаний и умений). В результате решения творческой задачи, мы получаем оригинальный результат, обладающий новизной, значимостью для личности [1]

Проблемой изучения воображения занимались такие психологи и педагоги как Л. С. Выготский, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн, Я. И. Пономарев и другие.

Творческой деятельностью называется деятельность, направленная на создание чего-то нового. Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психологи называют воображением или фантазией [3].

Воображение – психический процесс создания человеком в своем сознании образа объекта, которого не существует в реальной жизни. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим [1, 3].

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема и т.д.). Ведущую роль в воссоздающем воображении играют образы памяти [2, 3].

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. В творческом воображении исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление [1].

Наиболее оптимальной для развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста, на наш взгляд, является дизайнерская деятельность, которая включает в себя постановку задач, изучение аналогов, поиск формы различных объектов и воплощение их в определенный дизайн-проект. В дизайнерской деятельности изначально заложено экспериментирование, смелые находки, поиск, которые стимулируют проявление способностей и творчества.

Дизайнерская деятельность с детьми старшего дошкольного возраста – это художественно-декоративная деятельность детей по изготовлению предметов, имеющих практическое применение (игрушек, сувениров, изделий быта, реквизита для инсценировок, элементов украшения игрового и реального интерьеров) [15]. Работая с материалами, дети познают свойства, возможности их преобразования, использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие представления о предметах и явлениях окружающей жизни [15]. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н. Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению».

Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. Поэтому необходимо вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества детей дошкольного возраста.

Новизной и отличительной особенностью данной работы является развитие у детей интереса к поиску, пространственных представлений, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными действиями, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к труду.



















    1. Организация условий развития творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности старших дошкольников.

Для оптимальной организации условий развития творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности старших дошкольников, на наш взгляд, необходимо создание эстетической среды (красивый интерьер, предметы и пособия искусства, зонирование и одомашнивание детских помещений); организация художественно-декоративной деятельности ребенка, с опорой на уже имеющиеся знания и опыт; наблюдения природных объектов, предметной среды, результатов собственной дизайнерской деятельности.

Детский дизайн носит утилитарный характер, т. е. он должен быть полезен. Детским работам обязательно находимо найти практическое применение. Их можно использовать как подарки малышам, сверстникам, взрослым, как атрибуты к играм, для оформления интерьера группы детского сада, собственной комнаты дома, оформления выставок детского творчества, для украшения костюмов к праздникам и развлечениям.

Работа с детьми строится с учетом ФГОС, индивидуальных и возрастных особенностей детей.

Предполагается широкое использование информационно-коммуникативных технологий, иллюстративного, демонстрационного, изобразительного материала.


























Глава II. Практическая часть работы.

2.1. Система работы по развитию творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности.

Работа по развитию творческого воображения в процессе дизайнерской деятельности детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе подготовительной к школе группы детского сада № 141 «Маленькая страна». Участники – дети подготовительной группы, воспитатели, специалисты детского сада, родители воспитанников. Форма организации – совместная деятельность взрослого и детей. Для работы по данному направлению мы наметили следующие задачи:

    • знакомить детей с видами дизайна;

    • развивать художественные способности детей, используя различный изобразительный материал;

    • формировать умение использовать наиболее рациональные способы достижения результата,

    • способствовать решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;

    • развивать умение ставить цель, планировать работу, подбирать соответствующие замыслу материалы.

Предварительную работу для занятий детей дизайном мы осуществляли в различных формах организации детской деятельности. Так во время проведения прогулок, наблюдая пейзажи, разнообразие флоры и фауны, явления природы, дети собирали с воспитателем материалы на прогулках для будущих аранжировок, украшения одежды, сервировки стола и благоустройства интерьера (букеты, гербарии, гирлянды). В играх и в быту дети знакомились с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращали внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах. Мы создавали условия для формирования умений детей планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Каждую неделю мы знакомили детей с одной темой (перспективное планирование представлено в приложении № 1). Эта тема проходила через все формы работы с детьми (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, самостоятельная деятельность). У детей обогащалась познавательная сфера, накапливался художественный опыт. Образ темы фиксировался сначала в рисунке на бумаге, затем переносился в макет (изделие, комната, дом, участок) и т. д. Одна и та же тема разрабатывалась неоднократно с разными детьми в разных условиях и на разном материале. На основе полученного опыта дети уже могли проявить творчество на занятиях детским дизайном. Важно поддержать поисковую активность ребёнка: «а можно ещё и так…», «нет, лучше по-другому…», «а если сделать вот так…» и т. п.

Занятия детским дизайном предполагают формирование у ребёнка способности к прогнозированию итогов своей поисковой и по сути «проектной» деятельности [15].

Л. Д. Морозовой выделены три уровня проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих. Первый уровень – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняя действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Второй уровень - развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы. Третий уровень - творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно - ориентированый характер. Выбор темы - это первый шаг воспитателя в работе над проектом. Второй шаг - это тематическое планирование по выбранной проблеме на неделю, где учитываются все виды детской деятельности: игровая, познавательно-практическая, художественно-речевая, трудовая, общение и т.д. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов деятельности, связанных с темой проекта, воспитатели особое внимание уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом. Среда должна являться фоном к эвристической, поисковой деятельности, развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя и детей.


Практически мы и осуществляли метод проектов. Использовали следующие проекты: «Золотая осень», «День мамы», «Зимушка-зима», «Новогодние игрушки», «Книжки-малышки» и другие.

Хорошей предпосылкой выполнения ребёнком творческих заданий является опыт моделирования с использованием предметов и их заместителей (В.В. Давыдов, Н. Н. Поддъяков и др.). Моделировать – значит воссоздавать явление, предмет или среду с целью его (её) изучения. Как дидактический метод моделирование мы использовали при проведении игр, в организации занятий с детьми и их досуга. Модель того или иного предмета можно исследовать тактильно и зрительно, с её помощью можно изучать характеристики и свойства конечного продукта будущей творческой деятельности. Изготавливая вместе с детьми модели различных предметов, мы давали детям мощный стимул к развитию творческого воображения в дизайн-деятельности. Детям предлагались задания, в которых присутствует некий драматический момент, действие в его динамике. Интерес ребёнка стабильнее, а решение задачи перспективнее, если в ней присутствует потенция развития, если вывод – естественное следствие творческого решения своего замысла.

Организуя для детей проблемно-поисковые ситуации при моделировании в макетах, мы старались побуждать детей осваивать разные способы, как-то: замена, перестановка, дооформление компонентов при создании новых композиций (экспозиций).

В целях повышения эффективности развития творческого воображения мы использовали прием визуального зонирования [15]. Например, метод визирной рамки «фотоаппарата». Этот метод позволяет композиционно выделять (зонировать) в интерьере и на пленере объекты эстетического любования (настенный декор, фрагменты одежды и праздничного убранства, изменения пейзажа, узор листвы и т. п.). Визирная рамка (фотоаппарата) выполняется из листа плотной бумаги, картона, пластика (8 х 12 см), в середине которого вырезается отверстие (3 х 4 см). Очень полезно поработать с визирной рамкой, наблюдая в кадре естественную красоту цветосочетаний микромира. Накладывая и передвигая по палитре (любой другой плоскости – дерево, камень и др.) рамку «фотоаппарата», дети видели в цветной мозаике образы природы. Рассматривая на прогулках природные материалы (камни, кора, спил дерева, листья и т. п.), дети компоновали их в рамке «визира».

В совместной деятельности по детскому дизайну, мы старались уйти от традиционной модели обучения, используя поисковую деятельность (дети сами искали способ решения творческих заданий, подбирали новые комбинации из знакомых элементов). Например, эффективным было использование метода «мозговой штурм», благодаря которому ребенок понимает, что в решении любой ситуации есть альтернатива. Темы для «мозгового штурма» самые разнообразные: «Помощь сказочным героям», «Космический детский сад», «Подводный мир», решение бытовых проблем (у нас закончилась бумага, на чем рисовать, или нет кисточек, чем рисовать? Как можно обойтись без клея? Как изобразить снег, дождь, с помощью каких материалов?)

Эффективность развития творческого воображения во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание, ассортиментом материального оснащения, высокими художественными и поделочными качествами материалов, комфортностью оборудования, информативностью и красочностью пособий.

К творческим заданиям мы предъявляли определенные требования: создание мотивации, возможность различных способов решения поставленной задачи, учет возрастных интересов детей.

Совместно с детьми и родителями мы организовали зоны (уголки) «дизайн-фонда», где сосредотачиваются иллюстративный материал и наглядные пособия по дизайну. Дети приносили красочные каталоги, рекламные буклеты, проспекты. В группе детского сада мы готовили из них вырезки для создания тематических картотек, альбомов для рассматривания. Девочки проявляли интерес к альбомам с фотографиями и рисунками модной одежды, причесок, фито-аранжировок, кулинарных изделий, сервировок стола. Мальчиков интересовали изображения воинских наград, мундиров, транспортных средств, спортивного инвентаря.

Дизайнерской деятельностью дети могут заниматься и дома, поэтому большое значение мы придавали работе с родителями (фрагмент работы с родителями представлен в приложении № 2). Провели анкетирование родителей, с целью выявления значимости данной проблемы. В начале учебного года вместе с родителями проводили конкурс на лучшую семейную поделку. Это способствовало активизации родителей, формированию у них осознанного отношения к дизайнерской деятельности детей.

Хочется отметить, что интерес детей к творчеству настолько возрос, что родители стали проявлять интерес к данной проблеме. Они интересовались методикой деятельности, помогали в подборе материалов, поддерживали интерес детей к творчеству дома. Таким образом, родители включились в совместную работу по развитию творческого воображения дошкольников в дизайнерской деятельности.

Консультации для родителей проводили с целью освещения вопросов развития творческого воображения детей, открытые занятия клуба позволяли познакомить родителей с методикой работы, периодическое оформление родительских витрин по данной теме расширяло знания родителей о дизайне, индивидуальные консультации и беседы были направлены на помощь родителям в работе с конкретным ребенком.



Глава III. Заключение.

3.1. Выводы. Определение перспективы.

К концу учебного года дети подготовительной группы, с которыми организовывалась совместная деятельность по детскому дизайну, проявляли интерес к эстетической стороне окружающей действительности, искусству, художественной деятельности. Повысилась способность к творческому воображению, что проявлялось в разнообразии замыслов, нестандартных решениях поставленных задач, в самостоятельном создании новых образов. Дети активно использовали разнообразные изобразительные материалы, оборудование. Ориентировались в нетрадиционных техниках изготовления поделок. Ребята умели планировать свою деятельность, проявляли интерес к самостоятельному творчеству.

Вывод: успешное развитие творческого воображения возможно лишь при создании определенных условий. Такими условиями являются:

- систематичность работы;

- создание обстановки, опережающей развитие детей;

- самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения;

- предоставление ребенку свободы выбора деятельности, изобразительных материалов, продолжительности занятий;

- умная доброжелательная помощь (а не подсказка) взрослых;

комфортная психологическая обстановка;

- поощрение взрослыми стремления к творчеству.

Перспектива:

- ввести в систему использование методов и приемов, направленных на развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях и в совместной деятельности;

- обобщить опыт работы по данной теме для ознакомления педагогов детского сада;

- разработать перспективный план работы по подготовке к дизайнерской деятельности детей младшего дошкольного возраста;

- обогатить и разнообразить развивающую предметно-пространственную среду группы для занятий детским дизайном;

- разработать рекомендации родителям для индивидуальной работы дома.










Литература.

  1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики М., 2011. - С. 113..

  2. Венгер Л. А. Путь к развитию детского творчества. //Дошкольное воспитание, 1983, №11.

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.:СОЮЗ, 1997. - 96 с.

  4. Г.Н.Давыдова “Детский дизайн”. - М.: Скрипторий. 2003, 2008.

  5. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1986.

  6. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 2008.

  7. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект, 2003. - 34 с.

  8. Журнал “Ребенок в детском саду”. 1/ 2004.

  9. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. М., 2014. - С. 244.:

  10. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. 1989.

  11. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, М. : Академия, 2000. – 450 с.

  12. Л.А. Лялина “Дизайн и дети”. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

  13. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль: Академия Развития, 1997.

  14. Новоселова С.Л., Зворыгина Е. В., Парамонова Л.А. Всестороннее воспитание детей в игре. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.:Просвещение, 1989.

  15. Пантелеев Г.Н. « Детский дизайн. Художественное творчество в детском саду» Карапуз-дидактика. ТЦ Сфера 2006.

  16. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 1999.

  17. Парамонова Л.А. Особенности поисковой деятельности детей в конструировании. Содержание и методы умственного воспитания дошкольников. / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М.: Педагогика, 1980.

  18. Парамонова Л.А., Христ О.А. Развитие творческого воображения в процессе конструирования из природного материала. - Ровно, 1992.

  19. Перевертень Г.И. Искусные поделки из разных материалов. – М.: ООО «АСТ», 2005.

  20. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. М., 2014. - С. 231.

  21. Скоролупова О.А “Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством”. - М.: Скрипторий. 2003, 2007.

  22. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997. - 240 с.



Приложение

Приложение № 1.Примерная тематика занятий с детьми

Месяц/ раздел

Тема/количество занятий

Программные задачи

Материал

Сентябрь

(работа с нитью)

Беседа «Кто такие дизайнеры»

Познакомить детей с профессией дизайнера, с видами дизайна. Вызвать желание заниматься дизайном.

Презентация.




Нетрадиционное рисование: «Озорные кляксы»

«Цветные ладошки»(2)



Познакомить детей со свойствами волокнистых нитей (разрезается, наклеивается, скручивается, закрашивается), со способами использования нитей для украшения интерьера





Цветная тушь, трубочки для коктейля, фломастеры, тонированная бумага.

Альбомные листы, гуашь, поролон,кисти.


«Море»

«Улитка»

«Необычные цветы»

Познакомить детей со свойствами волокнистых нитей (разрезается, наклеивается, скручивается, закрашивается), со способами использования нитей для украшения интерьера


Белый картон, клей ПВА, цветные нити, цветная тушь.

Октябрь

(работа с природным материалом)

«Волшебные листочки»

«Декоративные тарелки»(2)

«Художница Осень»(2)

«Панно из семян»(2)

«Ежик с грибами»


Познакомить детей с разнообразными природными материалами и их свойствами (ломается, склеивается, слоится, плавает, намокает); познакомить с инструментами (шило, ножницы) и правилами безопасной работы с ними. Поощрять творческие задумки детей.

Карточки с наклеенными листьями от разных деревьев, акварель, кисти.

Одноразовые тарелки, листья деревьев, гуашь, кисти.




Альбомные листы, акварель, широкие кисти, засушенные листья, ножницы, клей ПВА.

Картонные основы для панно, кисти, семена овощей, фруктов, деревьев, карандаш, клей ПВА.

Шишки, желуди, скорлупки грецких орехов, листья, палочки, клей, шило, ножницы.

Ноябрь

(бросовый материал)

«Карандашница»(2)

«Сказочные домики» (2)

«Ракета»

«Кувшинка»

«Золотая рыбка»

«Звери»

Знакомить детей со способами изготовления поделок из разнообразного бросового материала, используя знакомые приемы работы. Показать детям, что бросовый материал может приобрести «вторую жизнь» и приносить пользу. Предоставить детям возможность проявить творчество, фантазию.

Коробочки от соков, чая, цветная бумага и картон, клей ПВА и «Момент», ножницы, крышки от йогуртов, газированной воды, зубной пасты, пластиковые бутылки, пластиковые стаканчики от йогуртов, старые диски, трубочки от соков и чупа-чупсов.

Декабрь

(работа с бумагой, картоном)

«Открытка-игрушка»

«Пушистый зайка»(2).

Подвеска – талисман года

«Ангелочки»(2)

«Елочка-красавица»(2)


Познакомить детей с техникой изготовления объемных открыток «Киригами».

Продолжать знакомить детей с бумагой и ее свойствами (легко режется, впитывает воду, склеивается, мнется, плохо разглаживается руками); закрепить правила обращения с ножницами, упражнять в вырезании из бумаги несложных деталей, делать надрезы; воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Показать доступные способы украшения интерьера к празднику.

Белая, цветная, гофрированная бумага, клей, ножницы, фольга, пайетки, конфетти.

Январь

(работа с поролоном)

Коллажи:

«Зимушка»(2)

«Аквариум»(2)

«Зимняя фантазия» (композиция из веток, поролона, бросового материала)


Нетрадиционное рисование: «Лунная зимняя ночь»


Познакомить детей с новым материалом для изготовления поделок и его свойствами (легкий, не тонет, впитывает воду, красится), бывает разного цвета и толщины, им наполняют игрушки, мебель. Закрепить умение пользоваться ножницами в преобразовании кусочка поролона в нужную поделку. Воспитывать умение радоваться результату своего труда.

Знакомить детей с нетрадиционными видами рисования, возможностями украшения интерьера. Способствовать повышению самооценки.

Альбомные листы, акварель, кусочки поролона, тонкие веточки, клей ПВА.

Веточки, пенопласт, поролон, старые диски, клей ПВА, бросовый материал. Альбомные листы, восковые мелки, акварель, кисти, поролон.

Февраль (ткань)

«Клубничка»(2)

«Цветы в корзине»(3)

«Сова»

«Божья коровка»

«Бабочка»

Познакомить детей с тканью и ее свойствами (склеивается, сшивается, стирается, линяет, режется, мокнет, рвется, мнется). Показать детям способ переплетения полосок ткани и использование полученного полотна для изготовления панно. Способствовать развитию умения пришивать пуговицы. Развивать художественный вкус.

Лоскутки ткани, ножницы, клей ПВА, пуговицы, иголки, нити, картон.

Март

(Работа бумагой)

«Цветы для мамы» (3)

«Фоторамка» (3)

«Праздничная открытка» (2)

Познакомить с техникой «Квиллинг». Показать детям, как правильно накручивать полоску бумаги на стержень. Упражнять в нарезании полосок бумаги до отмеченной линии.

Продолжать знакомить с техникой «Киригами». Обогащать художественный опыт.


Полоски бумаги для квиллинга, стержни для накручивания полосок, кисти, клей, картон, цветная бумага.

Белая и цветная бумага, ножницы, клей, кисти.

Апрель

(соленое тесто)



(бросовый материал)


«Волшебные картины»

«Украшаем рамочки»(2)

«Угощение для кукол»

«Овечка» (3)


«Топиарий»

Заинтересовать детей изготовлением декора из соленого теста. Предоставить возможность проявить фантазию. Развивать эстетический вкус.

Предоставить возможность при изготовлении игрушки использовать изо-материал по своему усмотрению.

Коллективная работа

Соленое тесто, формочки, гуашь, картон.



Бумажные салфетки, полоски для квиллинга, упаковки от киндер – сюрпризов, ушные палочки.











Приложение № 2. Фрагмент перспективного планирования работы с родителями

Месяц

Мероприятие

Форма организации

Сентябрь

Анкетирование «Поговорим о творчестве»


Информационный стенд «Мы – будущие дизайнеры!»


Выставка поделок «Художница Осень»

Индивидуальная


Коллективная



Коллективная

Октябрь

Консультация «Развитие творческих способностей дошкольника»


Открытый показ НОД с детьми «Наши золотые руки»


Мастер – класс «нетрадиционные техники изготовления поделок»


Беседа «Чем увлекается ваш ребенок»

Коллективная



Открытый показ НОД с детьми.


Подгрупповой мастер – класс


Индивидуальные беседы

Декабрь

Выставка коллажей «В ожидании Новогоднего чуда»


Фотоотчет «Украшаем группу к Новому году»


Консультация «Новогодний костюм для ребенка своими руками»

Коллективная



Фотовытавка



Индивидуальные, подгрупповые беседы

Март

Встреча с интересным человеком «Моя мама - рукодельница»



Консультация «Чем занять ребенка в выходной день?»


Конкурс семейных поделок «Весна идет, весне дорогу!»


Демонстрация видеофрагментов НОД «Секрет для мамы»

Мастер-класс мамы воспитанника группы «Поделки из атласных лент»

Информация на стенде



Коллективная



Индивидуальная демонстрация видеофрагментов НОД


Приложение № 3. Фрагмент картотеки дидактических игр на развитие воображения и творческих способностей дошкольников

Игра – упражнение «Три краски»

Предложить ребенку взять три краски наиболее подходящие друг другу и заполнить ими весь лист любым образом. По окончании проделанной работы ребенок рассказывает – на что похож рисунок.


«Продолжи рисунок»

Цель: развивать воображение детей, мелкую моторику рук.

Ход игры: простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?


«Клякса»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: листы бумаги, на которых нанесены кляксы.

Ход игры: по этому принципу построен знаменитый тест Роршаха.

Дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.


«Оживление предметов»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной. Представить: пояс - это змея, а меховая рукавичка - мышонок. Каковы будут ваши действия?


«Так не бывает! »

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: участники игры по очереди рассказывают какую-нибудь невероятную историю, короткую или длинную. Победителем становится тот игрок, которому удастся придумать пять сюжетов, услышав которые, слушатели воскликнут: «Так не бывает! ».


«Нарисуй настроение»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Материал: бумага, акварельные краски

Ход игры: Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.



«Новое назначение предмета»

Цель: развивать творческое воображение детей.

Ход игры: Ребята сидят в кругу. Ведущий запускает какой-то предмет (старый утюг, зонтик, горшок, пакет, газету). Каждый придумывает новое назначение для этого предмета. Например, утюг можно использовать как гирю или приспособление для разбивания кокосовых орехов. Побеждает тот, кто придумает самые невероятные применения этого предмета.

Предмет может "гулять" по кругу, пока для него придумываются новые назначения.


«На что похожи облака?»

Дети рассматривают карточки с облаками разной формы и угадывают в их очертаниях предметы или животных. При этом они отмечают, что облака бывают разные не только по цвету, но и по форме.

Воспитатель обращает внимание на то, что когда на небе много облаков, то они похожи на воздушный город, где есть башни и купола.


Игра «Портрет заговорил»

Педагог предлагает ребёнку выбрать репродукцию картины с детским портретом и рассказать от имени персонажа картины о себе


Игра «Угадай настроение»

Цель. Формировать умение описывать настроение человека по выражению лица.

Ход. Педагог изображает на лице испуг, восторг, грусть, радость. Дети определяют настроение. Затем дети самостоятельно выполняют задание воспитателя, передают настроение выражением лица: радость, задумчивость, печаль и т.д.


Игра. «Отгадай и обойди»

Цель. Научить детей определять на слух и восстанавливать в памяти предмет объёмного или плоскостного вида. Находить предмет и проверять себя методом обследования - обойди этот предмет.

Ход. Педагог называет слова, а дети говорят, объёмный или плоскостной предмет. При этом они должны показать это руками (если объёмный – руки обнимают предмет, если плоскостной – руки его показывают движениями по плоскости стола).


Игра «Найди недостаток в портрете»

Цель. Развивать умение видеть недостающие части лица в портрете. Продолжать знакомиться с жанром портрета, его особенностями.

Ход. Детям раздаются изображения одного и того же лица с разными недостатками (нет ресниц, бровей, носа, зрачков, линии губ, верхней или нижней части губ, радужной оболочки, ушей). Педагог предлагает определить недостающие части и дорисовать их графитным материалом – чёрным фломастером.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста

Автор: Ермакова Юлия Сергеевна

Дата: 13.10.2021

Номер свидетельства: 588511

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(299) "Роль изобразительной деятельности в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (как результат работы над проектом «Разноцветный мир»)"
    ["seo_title"] => string(80) "rol_izobrazitelnoi_deiatelnosti_v_razvitii_tvorcheskogo_voobrazheniia_detei_star"
    ["file_id"] => string(6) "602932"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1647944485"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
    ["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "125932"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415097260"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(252) "Консультация по инновационной деятельности Развитие творческих способностей у старших дошкольников посредством нетрадиционных техник"
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_po_innovatsionnoi_dieiatiel_nosti_razvitiie_tvorchieskikh_sposobn"
    ["file_id"] => string(6) "424384"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1500829291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(243) "Тезисы: «Картотека поручений по ручному художественному труду как средство развития творческих способностей детей старшей группы»"
    ["seo_title"] => string(80) "tezisy_kartoteka_poruchenii_po_ruchnomu_khudozhestvennomu_trudu_kak_sredstvo_raz"
    ["file_id"] => string(6) "652662"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1718193871"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "«Развитие тонкой моторики руки посредством квиллинга у детей старшего дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_tonkoi_motoriki_ruki_posriedstvom_kvillingha_u_dietiei_starshiegho_dos"
    ["file_id"] => string(6) "375102"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1483450639"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства