kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования.       Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой личности ребенка дошкольного возраста средствами дополнительного образования»

Развитие творческой личности ребенка
дошкольного возраста
средствами дополнительного образования


Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 « Колокольчик», г. Серпухов 

Дополнительное образование детей в современных условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства – неотъемлемая и важная часть их общего образования. Современная реальность показывает, что реформирование системы общего образования невозможно без использования потенциала дополнительного образования детей. Эта составляющая образовательного пространства обладает потенциалом преемственности, непрерывности и межструктурного взаимодействия. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро и точно реагировать на современный мир в интересах ребенка, его семьи, общества и государства, дополнительное образование детей социально востребовано.

Система дополнительного образования создает единое образовательное пространство с другими типами образования, пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования.

В соответствии с положениями Федерального закона «Об обра­зовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей необходимо рассматривать в контексте непрерывного образования, где данный подвид образования предназначен для всестороннего удовлетворения образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или), профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (гл. I, ст. 2, п. 14).

Понятие «непрерывное образование» хорошо известно. Во многих языках мира есть пословицы «Век живи — век учись» и «Учиться никогда не поздно», в соответствии с которыми непрерывное образование обозначает пожизненный последовательный процесс образования, обеспечивающий постоянное пополнение и расши­рение знаний у людей разного возраста.

О непрерывном образовании говорили еще древние мудрецы, а основателем современных представлений о непрерывном обра­зовании принято считать Яна Амоса Коменского. Однако тер­мин «непрерывное образование» активно вошел в практику толь­ко в 70-е гг. XX в. с момента опубликования доклада комиссии ЮНЕСКО под руководством Э. Фора (1972).

Согласно определению Р.Даве «непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение». Непрерывное образование в его понимании предполагает любое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе, с целью совершенствования знаний, умений и навыков (компетенций) в условиях информатизации общества, глобализации мировых процессов и стремительного научно-технического прогресса .

Выделяются шесть принципов построения системы непрерывного образования:

  • принцип многоуровневости образовательных программ

  • принцип дополнительности (взаимодополнительности) базового и последипломного образования

  • принцип базового образования

  • принцип маневренности образовательных программ

  • принцип преемственности образовательных программ основывается на единых целях всей системы непрерывного образования;

  • принцип интеграции образовательных структур предполагает многопрофильность, многоуровневость и многоступенчатость образовательных организаций и программ.

Непрерывное образование начинается со «свободного выбора» и определяется как процесс образователь­ной деятельности человека, его развития и роста как личности на протяжении всей жизни. Обеспечить этот выбор, рост и целост­ное развитие на протяжении всей жизни каждого гражданина об­щества призваны самые разные образовательные структуры — ос­новного и дополнительного образования, для детей и взрослых, государственных и общественных организаций, формальных и неформальных общественных институтов.

Современное дополнительное образование детей представляет собой открытую систему, обеспечивающую среду возможностей для самореализации и саморазвития человека, его профессионального и личностного роста, что позволяет дополнительному образованию стать кластером развития непрерывного образования. Содержание, организация,

методы образовательной деятельности, цели и задачи соподчинены общей направленности на улучшение качества жизни детей и общества в целом.

Дополнительное образование детей, его содержание, организа­ционная форма и результаты свободно выбираются. С накоплением опыта занятости в дополнительном образовании и по мере взросления каждый ребенок или подросток начинает осознавать, сколько ему вкладывать сил в свою образованность, какие способности развивать для своего будущего (благополучия, счастья, конкурентоспособности, успешности и пр.). Дополнительное образование осознается не как подготовка к жизни или освоение основ профессии, а становится суть основой непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.

Дополнительное образование детей характеризуется следующими качественными признаками:

  • открытость конкретным образовательным ожиданиям, ин­тересам и потребностям детей и подростков; запросам семьи, раз­личным социальным и профессиональным группам населения, за­интересованным в дополнительном образовании;

  • обеспечение доступного пути к образованию всем и каждому, независимо от материального положения, социального происхож­дения, уровня развития, культурных, национальных особенностей;

  • ориентация на пополнение знаний и умений, приобретение навыков и опыта деятельности, общения, компетентного участия в различных видах социально значимой деятельности, оказание поддержки и помощи детям в развитии их потребности в самооп­ределении, в обретении конкретных жизненных смыслов как средства противостояния негативным воздействиям социума (повышении способности личности к позитивной самореализации и успешной социализации);

  • приоритетность в образовательных отношениях с детьми пра­ва добровольного, свободного выбора вида деятельности, образова­тельной области и профиля подготовки, содержания своего обра­зования, объема и темпа его освоения; педагога, образовательной программы объединения, результатов ее освоения и результатом своей деятельности;

  • опора образовательной деятельности на совместное проектирование образовательной программы педагогом и детьми (группа, объединенная общностью интересов, образовательных отношений и совместной деятельностью) как основными участниками;

  • признание ценности индивидуального развития, динамики субъективного опыта каждого ребенка и подростка и соответственно обеспечение его через разнообразие и вариативность образовательных программ;

  • отсутствие единых, стандартизированных требований к содержанию и результатам освоения детьми и подростками образовательных программ, к результатам учебной и иной деятельное (участия) в образовательном процессе объединения, но подчиненность всех параметров содержания образовательной программы и деятельности по ее реализации природе ребенка, естественному росту, культур­ному и личностному становлению;

  • содержание образования, его цели и задачи, планируемые результаты и способы их достижения разрабатываются каждым педагогом и фиксируются в его собственной образовательной програм­ме с учетом принципов партнерства и сотрудничества;

  • признание результатов рассматривается как процесс, ведущий к достижению и накоплению выгод и преимуществ экономического, социального, психологического и образовательного характера.

Важным социальным фактором развития дополнительного образования детей в условиях напряженной современной жизни является то, что современное общество, где знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную.

В соответствии с этим к дополнительному образованию детей предъявляют определенные требования:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;

  • личностно - деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;

  • личностно - ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;

  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Меркулова Наталья Владимировна

Дата: 04.01.2020

Номер свидетельства: 534425

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И СЕМЬИ "
    ["seo_title"] => string(137) "organizatsiia-psikhologo-piedagogichieskogo-soprovozhdieniia-odariennykh-doshkol-nikov-v-usloviiakh-tsientra-razvitiia-riebienka-i-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "135841"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416995392"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая рекомендация "Особенности психологического развития детей дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_riekomiendatsiia_osobiennosti_psikhologhichieskogho_razvitiia_d"
    ["file_id"] => string(6) "455201"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517925251"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Семинар-практикум для педагогов ДОО «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»"
    ["seo_title"] => string(80) "seminar_praktikum_dlia_pedagogov_doo_lepbuk_kak_sovremennoe_sredstvo_obucheniia_"
    ["file_id"] => string(6) "572067"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1612198243"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Использование ИКТ для развития творческого мышления."
    ["seo_title"] => string(60) "ispol-zovaniie-ikt-dlia-razvitiia-tvorchieskogho-myshlieniia"
    ["file_id"] => string(6) "247447"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446561628"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniia-mietoda-proiektov-v-rabotie-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "306210"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458065917"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства