Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с искусством макраме.
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с искусством макраме.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед детским садом одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с искусством макраме.»
11
Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста
в процессе знакомства с искусством макраме.
Социально-экономическое, политическое и культурное развитие современного российского общества, интеграция в мировое образовательное пространство ставят перед детским садом одну из приоритетных задач – формирование личности, способной преодолевать возникающие трудности, делать осознанный нравственный выбор, строить свою деятельность творчески. В целостном педагогическом процессе формирование творческих способностей — это необходимое условие всестороннего развития личности.
Решение проблемы развития творческих способностей дошкольников в учебном процессе как ведущего фактора гуманизации образования требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения (содержания, форм, методов) с целью их индивидуализации. На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А.Бакушинский, В.Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б. Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).
Отечественные психологи и педагоги (Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, Н.А.Ветлугина, Т.С.Комарова, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, и др.) доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит в процессе специально организованного обучения. Так, В.В.Давыдов в послесловии к книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте» указывает на то, что творчество является постоянным спутником детского развития. Удивительно созвучны этому и идеи Л. Малагуцци (основателя известной во всем мире итальянской школы педагогики Реджио Эмилия), который, говоря о детской креативности, не считал ее «священной»: возникая из повседневного опыта, она является неотъемлемой характеристикой человеческого мышления; в нее входит свобода исследования за пределами известного, умение предсказывать и принимать неожиданные решения.
Формирование детского творчества невозможно без развития восприятия детей, обогащения их представлений об окружающем. Большое внимание уделяется развитию самостоятельности детей, предоставлению широких возможностей для выражения собственных замыслов и отражения личного опыта. Важное условие развития детского творчества – овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях, способов работы с ними. Детское творчество – первоначальная ступень в развитии творческой деятельности. [4].
По мнению исследователей (Т.С.Комарова, Р.Г.Казакова, Т.Г.Казакова, Л.В.Компанцева, Н.В.Подашуль и др.) художественная студия как форма дополнительного образования способствует становлению творческой личности, «вхождению» ребёнка в культуру, в мир искусства, обеспечивает его эмоциональное и интеллектуальное развитие. Т.С.Комарова считает, что работа в студии позволяет систематично и последовательно решать задачи дифференцированного индивидуального подхода, развивать самостоятельность, активность, инициативность дошкольников. [2].
Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально – чувствительного мира ребёнка, где он ощущает себя защищённым и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения: одарённые и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малообеспеченных семей. [3].
Взаимодействия детей с педагогом и близкими взрослыми, вовлечение их в соответствующие этому возрасту виды деятельности и взаимодействие со сверстниками, являются важнейшим фактором развития.
Исследователи Т.С.Комарова, Л.В.Компанцева, Н.В.Подашуль доказывают, что отсутствие принуждения, постоянная новизна и вариативность, свобода выбора создают условия для творческой деятельности детей в студии, делают художественную деятельность в студии привлекательной. Они считают, деятельность художественной студии повышает самостоятельность в ориентировке задания (анализировать объект, условия работы, устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы её выполнения и инструменты, правильность действий и результата, оценивать качество готовых изделий), что в свою очередь, повышает уровень художественной культуры ребёнка, позволяет ему приобрести уверенность в своих возможностях и способностях.
По мнению учёных, в работе студии могут быть использованы разнообразные программы (специально созданные или программы, которые действуют в конкретном ДОУ). Они подчёркивают, что существенное значение для эффективной деятельности студии имеет подбор педагогов – руководителей, которые должны быть в постоянном творческом поиске. Исследователи определили профессионально – личностную позицию педагога, позволяющую успешно развивать творческую активность ребёнка:
устанавливать с ребёнком тесные, дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть;
сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребёнок чувствовал себя свободно и мог не стесняясь, выражать свои чувства;
распознавать его эмоциональное состояние и учить осознавать свои переживания;
уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор;
не форсировать творческий процесс, минимально ограничивать деятельность ребёнка;
уметь экспериментировать с разными художественными материалами;
творчески нестандартно мыслить.
Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
Особый мир изостудии определяется наличием всего необходимого для взаимодействия с детьми, в этой среде могут быть:
стены с покрытием, позволяющим прикреплять детские работы;
натянутые под потолком струны для демонстрации творческих работ;
технические средства (диапроектор, музыкальный центр, маркерная доска, аудиокассеты с записями и др.);
художественные материалы: кисти, краски, гуашь, акварель, карандаши, маркеры, белая и цветная бумага, картон различных форматов, ткань разного цвета и разной фактуры, клей, бельевая и пеньковая веревки, шелковый, льняной и синтетический шнур, полумягкие подушки (размером 40X25X4 см.) обтянутые плотной мягкой тканью, дощечки (размером 30X45 см.), булавки, шпульки, бусинки, кусочки ткани, кожи, меха, пуговицы, скрепки и др.
В изостудии дети знакомятся с различными видами декоративно–прикладного искусства, в том числе, и с макраме. Макраме – это узелковое плетение. Слово «макраме» арабского происхождения и означает «бахрома». Искусство макраме имеет свою давнюю историю, технику плетения узлов. Плетение узлов использовали древние греки, римляне, жители Испании, Индии, Китая. Узелковое плетение использовалось на Руси. Искусством плетения во все времена владели очень немногие мастера. [5].
В России макраме стали увлекаться значительно позднее, чем в Западной Европе. Большой размах это рукоделие получило в России в конце XIX – начале XX столетия. Декоративные предметы – панно, сумки, детали украшения платья, сплетённые в технике макраме, привлекают не только любителей рукоделия. Этим видом плетения занимаются художники профессионалы. Выполнение изделий в технике макраме доступно, увлекательно, полезно и для детей, начиная со старшего дошкольного возраста.
В кружковой работе по макраме дети знакомятся с разнообразными узлами (узелковый, плоский, двойной плоский, бугорки и др.) и способами их выполнения. Плетение развивает мелкую моторику рук, способствует развитию координации движений, образному и пространственному мышлению ребёнка, учит его решать композиционные задачи. В процессе такого плетения дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движений пальцев.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Макраме влияет на развитие индивидуальных художественных возможностей детей.
Занятия макраме приучают детей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, т.к. в этом виде искусства большое значение для создания изделия (узора) имеет последовательность прикрепления нитей, плетения узлов.
На занятиях по макраме решаются задачи эстетического воспитания, открываются широкие возможности для творческого развития детей, формируется эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивается ассоциативно-образное мышление. Задача таких занятий разбудить и воспитать душу ребёнка, сформировать в нем творческое начало. В настоящее время макраме завоёвывает всё больше и больше поклонников. Увлекаются плетением взрослые и дети. Организуются кружки и студии макраме. Девочки, посещая их, осваивая макраме, становятся настоящими Марьями – искусницами. Знания, которые девочки получают на занятиях, обязательно пригодятся им в жизни, ведь каждая, когда вырастет, будет хозяйкой, и такие умения как вязание, плетение, фантазирование, помогут сделать дом более ухоженным, уютным и неповторимым, потому что в каждом изделии, изготовленными руками, частица души и тепла. [6].
В 2010 – 2011 учебном году, проводя исследование по данной проблеме, в ДОУ № 64 г.Новочеркасска, мы организовали изостудию «Весёлые нитки» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования: выявить условия, обеспечивающие эффективность художественно – творческого развития дошкольников в процессе ознакомления с искусством макраме.
Задачи исследования:
развивать у детей интерес к искусству макраме и к изготовлению поделок способом узелкового плетения;
разработать систему обучения детей макраме, способствующую проявлению творчества;
создание атмосферы сотрудничества педагога с детьми и детей друг с другом в процессе освоения узелкового плетения;
использование проблемных задач, творческих заданий, экспериментирования с новыми материалами, способствующими проявлению творческой активности ребёнка;
осуществление преемственности ДОУ и семьи в вопросах развития творчества дошкольников в совместной художественной деятельности (макраме).
Формирующий эксперимент проводился поэтапно.
На первом этапе мы ставили такие задачи:
развивать у детей интерес к искусству макраме, желание изготавливать изделия способом узелкового плетения;
обучать дошкольников элементарным способам узелкового плетения с опорой на наглядность (показ педагога, схема узелка).
Для развития творческого самовыражения каждого ребёнка мы разработали систему занятий, по освоению техники макраме.
Прежде чем приступить к обучению вязания узлов, мы познакомили детей с искусством макраме, его историей, техникой плетения, особенностями и секретами верёвок, нехитрыми инструментами для работы.
На последующих занятиях мы перешли к практической деятельности: нарезание нитей определённой длины, закрепление их на основе, ознакомление с основными приёмами плетения. Сначала дети учились завязывать простые узлы, затем те, что посложнее. Иначе говоря, изучили азбуку узлов, чтобы в дальнейшем строить из них любые комбинации, создавая собственные неповторимые плетёные изделия (Узор «Ягодка», ромб «Окошко», мережка «Фриволите», и др.).
Благотворное влияние на детей оказывала музыка. Плетение узелков на фоне музыки способствовало созданию комфортной обстановки, вызывало у детей особую эмоциональную настроенность, дети прикладывали максимум усилий, чтобы получились первые узелки.
На втором этапе преследовали задачи:
обучать детей технике макраме на основе решения задач проблемного характера, постановки творческих заданий, экспериментирования;
использовать сотрудничество воспитателя с детьми с целью развития творчества.
Наша роль заключалась в оказании помощи каждому ребенку в открытии для себя ценности познания и переживания эстетических характеристик отдельных предметов, которые можно использовать в изготовлении поделок, украшений в технике макраме.
Научив детей азбуке макраме, т.е. умению плести отдельные виды узлов, переходили к следующей серии занятий – создавали поделки, украшения, подарки в технике макраме на основе решения задач проблемного характера. Дети делали кулоны, закладки для книг, ремешки, цепочки с бусинками, коврики для кукол, браслет «Круглый медальон», панно «Этюд», брелок на ключи, сумочки для телефона и др. На занятиях задавали детям проблемные вопросы: «Объясни, как сделать узелок?», «Как бы ты сделал?», «Что можно изменить?» и др.
На начальном этапе нашей работы, дети испытывали затруднения по выполнению узлов, путали последовательность выполнения. Мы решили использовать два цвета верёвок, для лучшего ориентира детей, и нам удалось преодолеть это затруднение. Кроме того, выдвигали перед детьми творческие задания: сделать изделие для подарка; для украшения своей группы.
При изготовлении подарков к «23 Февраля» и «8 Марта» дети не сразу смогли определиться, что бы они хотели сделать в подарок. Для преодоления этого затруднения, мы предложили им рассмотреть книги и иллюстрации по макраме. В итоге дети самостоятельно определились с выбором, и с удовольствием принялись за работу. В самостоятельной художественной деятельности дети использовали экспериментирование с новыми материалами для плетений (шпагат, шерстяные нити, шнуры и т.д.).
На основании вышеизложенного можно сказать, что дети самостоятельно уже могли выбрать тему изделия, материал, способы плетения, а это значит – они приобрели ручную умелость, уровень их творческого развития значительно повысился.
На третьем этапе формирующего эксперимента основными задачами были:
совершенствовать технику макраме.
работать с семьёй по развитию творчества в совместной художественной деятельности (макраме).
В ходе данного обучения нужно отметить несколько моментов, важных для развития самостоятельности детей в художественной деятельности:
перед детьми с первых шагов обучения должна ставиться задача на «выразительность», все более усложняющаяся по содержанию, касающаяся цвета, формы, материала. Решая такие задачи, ребенок делает на доступном ему уровне то же самое, что и настоящий профессионал.
творческое развитие ребенка протекает нормально, когда он осваивает технологию искусства не в качестве самоцели, а в связи с решением конкретных задач. Тогда приобретенный навык становится не лишним грузом за плечами, а гибким инструментом в руках, средством воплощения собственных замыслов.
Мы предлагали детям стать «мастерами узелкового плетения». Беря на себя роль «мастера», ребята делились своими умениями узелкового плетения с другими детьми. Такие игровые роли увлекали детей, благотворно влияли на развитие их творчества. Вместе с воспитателем дети оформляли декорации для кукольного театра малышей.
Большое внимание уделяли работе с родителями. В процессе работы с ребёнком в изостудии одна из задач педагога – установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребёнка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводили до сведения родителей, благодаря чему ребёнок имел возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Каждое занятие с детьми завершалась 5 – 10-минутой встречей с родителями, где им раскрывали цель занятия, его задачи и успехи каждого ребёнка. Педагогу необходимо заручиться родительской поддержкой, заинтересовать их результативностью учебно-воспитательного процесса.
Информацию родители получали на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях. На родительском собрании «Развитие творческих способностей детей» знакомили родителей с тем, чему собираемся учить детей, объясняли, с какой целью это делается. Организовали проведение «круглого стола» с целью распространения семейного опыта художественно-эстетического воспитания дошкольников. Провели ряд индивидуальных и групповых консультаций по темам: «Учить понимать прекрасное», «Праздничное макраме» и др. Организовали «Мастер-класс» по плетению изделий в технике макраме. Вместе с родителями выпустили ряд буклетов «Сделаем вместе». Провели День открытых дверей: «Ребенок – творец прекрасного» и «Неделя Красоты», где родители занимались рукоделием вместе с детьми. Результатом таких дней становились выставки творчества, где все могли полюбоваться совместно созданными изделиями способом макраме.
Таким образом, проведённое исследование позволило выявит эффективность разработанной нами системы обучения детей макраме, которая заключалась в постепенном освоении способов узелкового плетения, использовании игровой мотивации, задач проблемного характера, постановке творческих заданий, экспериментирования с новыми материалами в самостоятельной деятельности, создании атмосферы сотрудничества педагога с детьми и родителями.
Макраме, основанное на глубоких художественных традициях, благотворно влияет на художественно – творческое развитие детей. Воспитательный потенциал макраме как вида декоративно- прикладного искусства следует реализовать за счёт расширения представлений детей об истории возникновения узелкового плетения, технике изготовления, его ценности, средствах выразительности и организации на этой основе художественно – творческой деятельности.
Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
Прохорова Л.Н. Опыт методической работы в ДОУ по развитию креативности дошкольников. – М.: 5 за знания, 2007.