«Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»
«Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»»
Проект
«Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом»
Воспитатель: Килодченко Юлия Владимировна
МОУ «Начальная школа»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области
…Детский рисунок, процесс рисования – это частица
духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом
мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются
этой красотой.
В.Л.Сухомлинский
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно – прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по – своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются.
Воспитывающая или, как выразился Г.Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека – именно сферу его чувств». Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности.
Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности – рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.
Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и удерживать его на всем протяжении деятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию.
Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности.
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
Поэтому ребенка необходимо познакомить с самыми нетрадиционными изобразительными технологиями. В каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому – то трудно выразить себя в линии, кто – то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Следует предлагать детям, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п.
Таким образом, вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая предпосылку для «самостоятельного вхождения» и определяя фазы этого пути: от простого к сложному, от конкретного к общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой изображения, разнообразными графическими средствами и нетрадиционными способами рисования, буде свободно и творчески создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Это определило тему исследования: «Развитие у детей дошкольного возраста элементарного изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом».
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи проекта:
Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно – двигательную координацию.
Развивать творческое мышление.
Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
База исследования: МОУ «Начальная школа»
Этапы реализации проекта:
I этап – Практический – старшая группа
II этап – Обобщающий – подготовительная группа
Участники проекта:
Дети
Педагоги
Музыкальный руководитель
Родители
Модель реализации проекта
Направления работы
Содержание деятельности
Срок исполнения
Работа с детьми
Игры – занятия в кружке «Веселый карандаш».
в течение учебного года
Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью.
2 раза в год
(октябрь, апрель)
Посещение детьми познавательных занятий и выставок картин.
в течение учебного года
Чтение художественной литературы.
1 – 2 раза в неделю
«Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом.
в течение учебного года
Продуктивная деятельность детей
в течение учебного года
Участие в городских выставках детского творчества.
в течение учебного года
Творческие отчеты – организация выставки работ кружка «Веселый карандаш».
1 раз в год
(май)
Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками».
май
Сотрудничество с родителями
Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе.
в течение учебного года
Анкетирование родителей.
1 раз в год
Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике ДОУ.
в течение учебного года
Оформление фотоальбома кружка «Веселый карандаш».
в течение учебного года
Участие в Неделе Семьи «Город мастеров».
май
Участие в викторинах и конкурсах.
в течение учебного года
Методическое сопровождение
Организация предметно – развивающей среды, связанной с художественно – эстетическим развитием детей.
в течении реализации проекта
Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника.
апрель
Картотека нетрадиционных способов рисования.
май
Подборка игр с рисунками для детей.
май
Конспекты игр – занятий.
в течении реализации проекта
Сценарии развлечений.
в течении реализации проекта
Консультационный материал для педагогов.
в течении реализации проекта
Консультационный материал для родителей.
в течении реализации проекта
Обобщение и распространение наработанного материала.
в течении реализации проекта
Работа с педагогами
Выступление на педагогических советах, методических объединениях.