Просмотр содержимого документа
«Развитие у детей дошкольного возраста саморегуляции в двигательной сфере.»
В методической литературе по вопросам физического воспитания дошкольников в 60-е годы 20 века возникает проблема реализации принципа сознательности при обучении физическим упражнениям. Выдающиеся педагоги А. В. Кенеман, Г. П. Лескова отмечали влияние осознанного выполнения движений на быстроту усвоения материала, прочность сохранения и гибкость использования. В последующем программы для дошкольных учреждений стали выдвигать задачу учить детей «осознанно выполнять движения». Эта задача ставится и в современных программах дошкольного образования («Истоки»). Однако, ни одна программа не содержит перечня, объема знаний, которые дошкольник должен приобрести при обучении физическим упражнениям, не выделяет стороны физических упражнений для познания.
Подведение дошкольников к самостоятельному управлению двигательной деятельностью требует вооружения знаниями, которыми ребенок сможет руководствоваться при овладении новыми физическими упражнениями, выполнении движений, овладении разными способами действий, выборе рационального способа действий в зависимости от ситуации, при внесении видоизменений с учетом решаемых задач и результата собственных действий.
Обучение физическим упражнениям начинается с овладения техникой, правильностью выполнения движений. Техника позволяет предупредить травматизм и является условием достижения положительного результата при решении двигательных задач. В связи с этим следует изменить формулировку заданий в процессе обучения физическим упражнениям. Чаще всего задания звучат таким образом: «сегодня будем прыгать через ручеек», «Подлезать под дугу», «бросать мяч в корзину» и т. п. Такая формулировка нацеливает детей на процесс действий, каков бы ни был результат, задание будет выполнено. А, кроме того, ребенок не задумывается, зачем нужно готовиться к выполнению, когда можно действовать с хода; не придает значениям установкам педагога на исходное положение рук, ног. Иной эффект выполнения наблюдается при следующем оформлении задания: «Нужно перепрыгнуть через ручеек». «Подлезть под дугу, не задев ее», «Забросить мяч в корзину». В этом случае действия детей направлены на достижение результата и устанавливается связь: выполнение – результат. Привлечение внимания ребенка к достижению результата позволяет формировать целенаправленность действий. Оценить самостоятельно выполнение задания для дошкольников вполне доступно, так как результат наглядно оформлен. Зрительно и с помощью тактильных ощущений ребенок узнает, задел, перепрыгнул, попал или нет. Следовательно, он начинает прислушиваться к действиям взрослого, и, оценивая свой результат, присматриваться к действиям сверстников.
С младшего дошкольного возраста необходимо приучать детей различать и называть двигательные действия, которыми они пользуются. В этом случае создаются благоприятные условия для использования словесных указаний, инструкций при управлении двигательной деятельностью дошкольников.
Овладение техникой выполнения физических упражнений предусматривает наличие знаний структуры двигательного действия.
Нет ниодного универсального способа выполнения какого-либо двигательного действия. Каждый целесообразен в определенных условиях, и от правильного его выбора зависит эффективность действий. Дошкольники нуждаются в знаниях об эффективности использования того или иного способа для успешного решения двигательных задач в различных условиях.