Просмотр содержимого документа
«Развитие у детей младшего возраста связной речи посредством образовательной технологии мнемотехника»
РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СВЯЗНОЙ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИМНЕМОТЕХНИКА
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Технология мнемотехники развивает все виды памяти, образное и логическое мышление, смекалку, внимание, развивает умение устанавливать причинно-следственные связи в событиях и рассказах.
Начинать занятия с использованием мнемотехнических приемов следует, как можно раньше, так как у детей младшего дошкольного возраста преобладает зрительно-эмоциональная память. Как правило, малыши сравнительно рано запоминают и без особых усилий воспроизводят увиденное и услышанное, если это вызвало их интерес. Можно сто раз повторить малышу стихотворение, но он все равно будет путать слова и предложения. А если нарисовать сюжет или предоставить схему из картинок, знаков малыш быстро сообразит что к чему.
Меня заинтересовала технология мнемотехники, и я решила ее использовать в работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как по результатам диагностики были выявлены некоторые проблемы. Дети второй младшей группы затрудняются вести диалог, неправильно употребляют в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, затрудняются согласовывать прилагательные с существительными в роде и падеже, испытывают трудности при пересказе, при заучивании стихотворений и потешек. Вследствие этого, я разработала и оформила дидактический материал по развитию связной речи детей, в соответствии технологии мнемотехники: это – мнемотаблицы (схемы), в которых заложена определенная информация. В них представлено, понятное детям, графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, природных явлений и некоторых действий.
Мнемотаблицы мы используем, для обогащения словаря детей, при
обучении детей составлению рассказов, при пересказе текстов художественной литературы, при составлении загадок, при заучивании стихотворений.
Детям младшего возраста сначала предоставляются цветные мнемотаблицы, так дети постепенно понимают, что значит «зашифрованное слово». Задачи для всех мнемотаблиц общие:
1. Учить детей пересказу, составлению рассказов, загадок, заучиванию стихотворений;
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Обогащать словарный запас детей;
4. Формировать у детей правильное звукопроизношение;
5. Формировать навыки культуры речи;
6. Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление;
7. Расширение кругозора.
Работа с использованием мнемотаблиц строится поэтапно:
- Заучивание стихотворения:
1 этап – образец чтения, педагог выразительно читает стихотворение; 2 этап - повторное чтение стихотворения, но с опорой на мнемотаблицу; 3 этап - детям задаются вопросы по содержанию стихотворения; 4 этап - педагог выясняет, какие слова в стихотворении были не понятны, дает объяснение их значения в доступной для ребенка форме; 5 этап - педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения, а ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу; 6 этап - ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу. - Пересказ произведения 1 этап - педагог читает текст рассказа 2 этап - педагог совместно с детьми рассматривают таблицу и то, что на ней изображено; 3 этап - педагог совместно с детьми преобразовывают графическое изображение в образы; 4 этап - педагог пересказывает текст с опорой на мнемотаблицу; 5 этап - педагог совместно с детьми пересказывают рассказ с опорой на мнемотаблицу.
Используя технологию мнемотехники с детьми младшего дошкольного возраста, мы увидели положительные результаты: дети стали с удовольствием вступать в речевое общение; отвечать на вопросы, используя простые распространенные предложения; по вопросам составлять по картинке рассказ из 3-4 простых предложений; совместно со взрослыми пересказывать знакомые сказки и читать короткие стихи.
Таким образом, важность мнемотехники необходима при дальнейшем формировании у детей способности связанно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях, пересказывать художественные произведения. В последующем это поможет подготовить детей к учебной деятельности, выработать навык грамотной обработки информации, усвоить сложный материал и развить речевые умения.