Просмотр содержимого документа
«"Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста"»
Развитие внимания у детей
старшего дошкольного возраста
Развитие человека происходит поэтапно. К определенному возрасту он должен иметь необходимый багаж знаний, умений и навыков. Для ребенка самым значимым моментом в жизни является переход из дошкольного детства на ступень более зрелую – школьную.
От родителей в первую очередь и от педагогов, работающих с ребенком, - во вторую зависит, какие знания и умения понесет он с собой в новую социальную среду.
Сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Именно в этом возрасте формируется произвольное внимание, которое во многом обусловливает развитие всех остальных психических функций и, как следствие, успешное обучение в школе.
Не развитое в полной мере внимание может привести к нарушениям навыков счета, письма и чтения. Не внимательный ребенок плохо справляется или не справляется вовсе с заданиями, с трудом поддерживает внимание в игре, не слушает то, что ему говорят взрослые, часто теряет вещи и легко отвлекается.
Как известно, внимание бывает двух видов: произвольным и непроизвольным.
Непроизвольное внимание привлекает данного человека в первую очередь интересом к объекту внимания. Однако для успешного обучения в школе ребенку гораздо важнее уметь использовать произвольное внимание, объект которого сам по себе не представляет интереса, но требует концентрации внимания. В этом случае проявляется «косвенный» интерес. Ведь в школьном обучении очень важно быть внимательным на всех предметных уроках, а не только на любимых.
В тоже время нельзя забывать о том, что в процессе работы, косвенный интерес может перерасти в настоящий и вызвать непроизвольное внимание. Последнее, в свою очередь, снова может смениться произвольным вниманием. Очевидно, что, для того чтобы менее любимые занятия не стали для ребенка неприятными и отнимающими много сил, необходимо чередование произвольного и непроизвольного внимания. Поэтому воспитателю следует опираться на ведущую деятельность дошкольников – игру (вызывающую у детей настоящий интерес), которую он должен направлять и мотивировать (что внесет в игру элементы, представляющие косвенный интерес). Чередуя, таким образом произвольное внимание с непроизвольным, педагог развивает у воспитанников и то и другое.
Перед тем, как планировать работу по развитию детского внимания на занятиях, в игровой и самостоятельной деятельности дошкольников, педагогу необходимо с помощью критериев оценки развития внимания определить, на каком уровне находится умение детей концентрироваться. План работы по развитию внимания детей должен быть основан на ведущей деятельности – игре.
Для развития различных свойств внимания мы предлагаем перечень игровых упражнений, которые используются нами в развивающей работе с детьми дошкольного возраста. Данная работа проводится с учетом ряда принципов:
Целенаправленности;
Наглядности;
Систематичности и последовательности;
Доступности;
Активности детей.
Для развития устойчивости внимания предлагаются следующие игры:
«Найди игрушку по описанию»
«Найди отличия»
«Фотограф»
«Робот»
«Найди одинаковые предметы в ряду»
Разнообразные упражнения на развитие мелкой мускулатуры рук (лабиринты, дорожки, дорисовывание по образцу, мозайка, нанизывание бусинок по образцу и т. д.).
Развивая степень сосредоточенности, концентрация внимания, мы используем дидактические игры:
«Путешествие жука» (графические диктанты);
«Внимательные ушки»
«Что перепутал художник»
«Шифровка»
«Найди пару»
Развивать способность быстро ориентироваться в изменяющейся ситуации, переключаемость внимания предлагаем с помощью следующих игр:
«Решай примеры действуя»
«Найди пропущенное число»
«Засели квартиру»
«4 – й лишний»
« Зеркало»
Трудности вызывает развитие распределения внимания, так как для этого необходимо, чтобы мозг ребенка находился на определенном уровне физиологического созревания. Кроме того, для достижения даже небольшого результата работа в этом направлении должна вестись систематично, кропотливо и в течение продолжительного времени. Хорошим подспорьем здесь станут дидактические игры и упражнения:
«Посчитай одновременно»
«Решай примеры, действуя»
И наконец, для совершенствования такого свойства, как объем внимания, мы используем следующие задания:
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}