Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.
Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения помогает в танце движениями подчеркнуть красоту музыкального произведения и правильно выразить характер музыкального образа.
Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный.
Для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.
Чувство ритма может формироваться в следующих видах деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, в процессе игры в ритмические игры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.»
Развитие ритмического слуха у детей дошкольного возраста.
Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого и дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.
Ритм — неотъемлемая часть выразительности музыки, поэтому именно осознание его выразительного значения помогает в танце движениями подчеркнуть красоту музыкального произведения и правильно выразить характер музыкального образа.
Восприятие ритма, а следовательно, и музыки – это активный процесс. Иначе говоря, всякое полноценное восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом. Оно всегда – процесс слухо-двигательный.
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Музыка – эмоциональна. Ритм – одно из выразительных средств в музыке, с помощью которого передается ее содержание, поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характер музыкального ритма позволяет передавать мельчайшие изменения настроения музыки и тем самым постигать музыкальный язык. Таким образом, чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.
Так как чувство ритма образует основу эмоционального восприятия музыки, для воспроизведения ритма и характера музыки применяют все виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры.
В процессе игры развиваются музыкальные способности, физические.
Кроме этого, движения под музыку являются важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познание музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, совершенствуются в выразительности выражения эмоций через движения. У них активизируется музыкально-танцевальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, благоприятное эмоциональное состояние детей.
Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно:
-помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей;
Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Согласованность ритма движений и музыки также одно из условий, необходимых для развития этой способности. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Эти занятия важно подчинить развитию способностей детей, музыкального восприятия, а не только обучению двигательным навыкам.
Чувство ритма может формироваться в следующих видах деятельности: пении, игре на музыкальных инструментах, в процессе игры в ритмические игры. Ритмические игры развивают чувство ритма, интонационную вырази-тельность речи с помощью двигательных упражнений.
Специалисты утверждают, что ритмические упражнения и игры под музыку способствуют развитию у детей :
-слухового и зрительного восприятия музыки, внимания, памяти;
-согласованности движений с характером музыки, ее темпом и ритмом;
-быстроты двигательной реакции, развитию пространственной ориентировки;
-музыкальных и коммуникативных способностей.
У детей занимающихся ритмикой однозначно формируются:
-умственные умения и действия;
-культура слушания, эстетическое отношение к играм, окружающему миру;