Просмотр содержимого документа
«Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста через использование логических игр»
Консультации для воспитателей
«Развитие математической способности у детей старшего дошкольного возраста через использование логических игр»
Интерес к проблемам математического образования связан с тем, что значение математики в жизни человеческого общества возрастает с каждым днем. Высокий уровень развития математики является необходимым условием подъема и эффективности целого ряда важнейших областей знания.
Понятие «математические способности» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.
Зачастую в начальной школе дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.
Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме, через использование логических игр, поможет ребенку с одной стороны легче усваивать школьную программу, а с другой способствовать развитию математических способностей.
Математическая способность - сложное структурное психическое образование, своеобразный синтез свойств, интегральное качество ума, охватывающее разнообразные его стороны и развившееся в процессе математической деятельности.
Способности являются прижизненными, а не врожденными, они формируются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение жизни, под влиянием обучения и воспитания.
Крутецкий В.А. различает девять способностей (компонентов математических способностей):
1) Способность к формализации математического материала, к отделению формы от содержания, абстрагированию от конкретных количественных отношений и пространственных форм и оперированию формальными структурами, структурами отношений и связей;
2) Способность обобщать математический материал, вычленять главное, отвлекаясь от несущественного, видеть общее во внешне различном;
3) Способность к оперированию числовой и знаковой символикой;
4) Способность к «последовательному, правильно расчленённому логическому рассуждению», связанному с потребностью в доказательствах, обосновании, выводах;
5) Способность сокращать процесс рассуждения, мыслить свернутыми структурами;
6) Способность к обратимости мыслительного процесса (к переходу с прямого на обратный ход мысли);
7) Гибкость мышления, способность к переключению от одной умственной операции к другой, свобода от сковывающего влияния шаблонов и трафаретов;
8) Математическая память. Можно предположить, что её характерные особенности также вытекают из особенностей математической науки, что это память на обобщения, формализованные структуры, логические схемы;
9) Способность к пространственным представлениям, которая прямым образом связана с наличием такой отрасли математики как геометрия.
Для развития математических способностей нужно создать условия, которые будут благоприятно влиять на развитие детей. Нельзя упускать синзетивный период, т.к. этим мы обрекаем их на низкие темпы развития, на низкий конечный результат.
Раннее начало, т.к. первые годы жизни - самое благодатное время, когда разумны заботы, окружающих ребенка взрослых дадут самые богатые плоды, которые останутся на всю жизнь.
Интерес к математической деятельности. Интересующийся математикой ребенок, склонный заниматься ею, настойчиво "изучает" математику и тем самым энергично упражняет и развивает свои способности. Интерес к математике необходим, но сам по себе он не является способностью. Без настойчивости математикой не овладеешь, но математической способностью ее назвать нельзя.
.
Использование логических игр в образовательном процессе оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка в целом, в связи, с этим я разработала методику развития математических способностей посредством использования логических игр. Для этого составила перспективный план, картотеку логических игр, обогатила предметно-развивающую среду группы. В работе использовались следующие игры, предложенные Михайловой З.А. и Заком А.З.:
Зак А.З. Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет: Учебно-методическое пособие для учителей/ М., Новая школа, 1996.
Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников/ М., Просвещение: Владос, 1994.
Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. дм воспитателей дет. сада / сост. Венгер Л.А. Говорова Р.И. М., Просвещение,1989.
Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников M., Просвещение, 1986.
Логикам математика для дошкольников: Методтгческое пособие / Авт.-сост. Непомнящая Е.А. Носова Е.А. СПб: «Акцидент», 1997.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей / Сост. Михайлова З.А. Непомнящая Р.Л. СПб: "Акцидент", 1998.
Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях: Учебн. Пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. Данилова B.B. М., Просвещение, 1987.
Способности ваших детей: Пособие для родителей и воспитателей/ сост. Линькова И. П. Шумилин Е.А. М.: Просвещение. 1969.