Просмотр содержимого документа
«Развитие музыкальных способностей детей»
Консультация для родителей на тему:
«Развитие музыкальных способностей детей».
Подготовила: Белокина Н.М.
музыкальный руководитель дошкольных групп
МБОУ «Озеркинская СОШ».
Развитие музыкальных способностей детей.
Ребенок с самого рождения способен воспринимать музыку и эмоционально реагировать на нее. Вы видели, как расплывается в радостной улыбке лицо малыша, когда он слышит мамину колыбельную? Или как едва научившийся ходить кроха неуклюже притопывает в такт энергичной песне? Такая живая ответная реакция становится важнейшей предпосылкой для формирования детской музыкальности.
Музыкальное воспитание в семье.
Огромную роль в раскрытии музыкальных способностей ребенка играет семья. Родители сами должны начать обучение: не стоит ждать, когда дети достигнут возраста 4–5 лет, чтобы отправить их в музыкальную школу к опытным педагогам. Ведь наиболее продуктивный возраст для занятий музыкой – младенческий (от 0 до 2 лет) и дошкольный (до 8 лет).
Чтобы музыкальное развитие происходило гармонично, родители должны учитывать особенности детей дошкольного возраста:
Дети учатся, подражая взрослым. Вот почему первым учителем музыки становится мама. Она напевает малышу детские песенки и колыбельные, наигрывает ему мелодии. Кроха, видя это, принимается ей подражать. Так формируются основы музыкальности.
Обучение в этом возрасте – приятная игра, а не обязанность. Нельзя заставлять детей часами сидеть за фортепиано или петь песни: они не должны чувствовать принуждения. Продуктивное развитие музыкальных способностей возможно только тогда, когда малыш весел, доволен и готов учиться.
Обучение ведется на основе интуитивного восприятия, а не технического мастерства. На этом этапе достаточно, чтобы он увлеченно воспроизводил услышанные звуки. Так развивается самое важное качество музыканта – музыкальная память.
Методы и приемы музыкального развития детей разного возраста.
1–3 года
Этот возраст наиболее благоприятен для знакомства ребенка с характеристиками звука: длительностью, силой и высотой.
Рекомендации родителям:
поочередно извлекая из музыкального инструмента высокие и низкие звуки, просите детей сравнивать их со звуками животных (например, спросите, какой звук больше похож на рык медведя, а какой – на пение синицы);
научите ребенка подражать звукам животных: попросите его пожужжать, как комарик, или помычать, как корова;
познакомьте малыша с длительностью звука: пусть он считает вслух или рисует карандашом линию, пока длится нота;
научите ребенка различать звуки разной силы: предложите ему хлопать всякий раз, когда он слышит громкий сильный звук во время вашей игры;
учите малыша пению: пойте вместе с ним песенки с большим количество повторяющихся слов («Гуси-гуси – га-га-га», «Антошка»).
Во время пения хлопайте в ладоши или топайте, задавая ритм. Ребенок будет повторять за вами действия и слова, постепенно осваивая музыкальное произведение.
3–5 лет Теперь пришло время для развития слуха и чувства ритма.
Рекомендации родителям:
попросите ребенка ходить или бегать под музыку, научите его водить хоровод;
научите малыша хлопать или топать в такт музыке, сопровождать любимую песню ритмичными звуками бубна, ложек или колокольчиков;
помогите ребенку освоить простейшие танцевальные движения и потанцуйте с ним под бодрую мелодию;
играйте в музыкальные игры.
Ребенок должен уметь выявлять музыкальные образы. Предложите малышу закрыть глаза, включите спокойную мелодию без слов, а после прослушивания спросите, какие картины он представлял себе. Можно упростить работу: дайте ребенку нарисовать увиденный образ или соотнести готовые картинки с настроением музыкального произведения.
5–8 лет
В это время следует перейти к развитию творческих способностей малыша. Усадите его перед фортепиано или ксилофоном, наиграйте несложную мелодию и попросите его продолжить произведение. После упражнения обсудите результаты.
Играйте в «ансамбль». Воспроизведите известную детскую песенку на фортепиано и попросите малыша подыграть вам на бубне или барабане.
Музыкальные игры
«Угадай, что звучит». Возьмите несколько предметов – кастрюлю, стеклянный стакан, тарелку – и постучите по каждому из них кончиком карандаша. Пусть ребенок попытается запомнить звук. Затем попросите его отвернуться и постучите снова. Малыш должен отгадать, какому предмету принадлежит звук. Если он затрудняется, дайте ему карандаш: пусть он стучит по тарелкам и стаканам до тех пор, пока не услышит знакомое звучание.
«Музыкальные бутылки». Возьмите несколько стеклянных бутылок и наполните их разным количеством воды. Дайте ребенку металлическую вилку и попросите постучать по каждой бутылке. Предложите ему расставить емкости в ряд: первой в ряду станет бутылка с самым высоким звуком, последней – с самым низким.
«Угадай мелодию». Усадите ребенка перед собой и прохлопайте ему припев знакомой детской песенки. Задача ребенка – угадать песню. Если он пока не может этого сделать, сопровождайте хлопки звуками: «ля-ля-ля» или «пам-пам-пам».
В результате от доступного всем восприятия мелодии малыш должен перейти сначала к репродуктивной деятельности (исполнительству), а затем и к творческой работе – созданию собственных музыкальных произведений.
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(255) "Консультация для родителей на тему "Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста через игру на музыкальных инструментах."
["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_dlia_roditelei_na_temu_razvitie_muzykalnykh_sposobnostei_detei_dos"
["file_id"] => string(6) "529998"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
["date"] => string(10) "1575373474"
}
}