Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков самообслуживания у младших дошкольников»
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………..3
Анализ внешней ситуации……………………………………………5
Анализ внутренней ситуации………………………………………...6
Стратегия реализации проекта ………………………………………8
Ресурсное обеспечение проекта…………………………………….10
Этапы реализации проекта………………………………………….11
Система мероприятий по реализации проекта…………………….14
Мониторинг результатов проекта ………………………………….18
Отчет о реализации проекта………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………….24
Список используемой литературы………………………………………....25
Введение
Воспитание навыков самообслуживания маленьких детей – длительный процесс, требующий от воспитателя знания малышей и большого терпения. Самообслуживание включает в себя самостоятельное одевание и раздевание в определенной последовательности, гигиены тела, опрятности, навыки приема еды. Оно формируется под воздействием воспитания при определенном уровне развития у ребенка общей и мелкой моторики, зрения, слуха внимания, мышления. В процессе самообслуживания у детей формируется самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культуре поведения. Самообслуживание играет определенную роль в развитии ребенка раннего возраста, так как способно резко поднять его самооценку и тем самым знаменует собой самый большой шаг на пути к его независимости.
Многие родители не придают серьезного значения воспитанию самостоятельности у детей, и считая их слишком маленькими. Они уделяют больше внимания обучению детей, т.е. чтению и математике, чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее учиться самостоятельно пить, есть, умываться и.т.д.
Ребенку можно помочь в овладении тем или иным навыком, но для этого надо знать, когда и в каком объеме формируется данный навык у большинства детей при обычном развитии.
В настоящее время данная проблема является актуальной, так как ежедневная работа в детском саду и результаты показывают, что у детей слабо развиты навыки самообслуживания. А это усложняет работу воспитателей. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение навыков самообслуживания стало для них естественным.
Сюжетно-ролевые игры имеют огромную роль в формировании у детей навыков самообслуживания. В играх детей находят отражения разнообразные бытовые сюжеты и новые впечатления о жизни и труде людей (семья, магазин, детский сад, парикмахерская ) и.т.д. Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. И ребенок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому.
Поэтому и возникает потребность в разработке проекта по развитию у детей навыков самообслуживания.
Анализ внешней ситуации
Всем известно, что формирование навыков самообслуживания у детей необходимо в первую очередь для того, чтобы удовлетворять свои личные повседневные потребности. При формировании навыков самообслуживания у детей формируется самостоятельность , трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам , культура поведения .Овладев навыками самообслуживания , ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.
В процессе повседневной работы необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а навыки самообслуживания с возрастом совершенствовались.
Сохранение и укрепления здоровья – одна из главных стратегических задач страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как «Закон об образовании РФ» «О Санитарно-эпидемиологическом благополучии населения «, а также Указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации» «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» ,ФГОС ДО РФ.
Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи , тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции ,ориентироваться на образец , соблюдать определенную последовательность действий.
В связи с этим ДОУ необходим поиск новых подходов к развитию навыков самообслуживания у детей раннего возраста и создание определенных условий.
Анализ внутренней ситуации
МБДОУ «Детский сад №141 «Пилеш» комбинированного вида» расположен по адресу город Чебоксары Эгерский бульвар 47 а. В дошкольном учреждении для воспитательно-образовательной работы с детьми разработана «Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №141».
Содержание и организация образовательного процесса выстроена в соответствии с Примерной программой «От рождения до школы» под редакцией Т.С.Комаровой, Н.Е. Вераксы, М.А.Васильевой.
Списочный состав составляет 27 детей, из которых 15 девочек и 12 мальчиков. Для определения уровня развития навыков самообслуживания была проведена методика определения нервно-психических развитий детей по методике Н.М Аксарина, К.Л. Печора, Г.В.Пантюхина.
В группе созданы все необходимые условия для успешной работы по формированию навыков самообслуживания. И здесь важно все: удобная одежда и обувь детей, оборудование. Так необходимо в шкафах выделять ребенку нижние полки для удобства, сделать на соответствующем уровне крючки для одежды и отдавать предпочтение одежде без мелких застежек и легких в одевании и раздевании. Имеется достаточное количество игрового и дидактического материала. В процессе работы с детьми я замечала, что вопросы, связанные с гигиеной, этикетом, всегда привлекают особое внимание. Ребята с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Доктор Айболит», «Парикмахер», «Водитель и пассажиры», «Магазин», «Семья», рассматривают плакаты по гигиеническому воспитанию, задают множество вопросов. Но, к сожалению, во время наблюдений за играми детей, в различных режимных моментах прослеживаются неточности, ошибки в усвоении правил и норм поведения.
Анализ внутренней ситуации показывает, что необходимо вести работу в системе для получения хорошего результата.
Исходя из анализа внешней и внутренней среды, выделена основная проблема:
Проблема: отсутствие навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
3.Стратегия реализации проекта
Цель проекта: Создание системы работы по развитию навыков самообслуживания у детей младшего возраста в сюжетно-ролевых играх.
Задачи проекта:
1.Повысить уровень овладения детьми навыков самообслуживания.
2.Воспитание культурно-гигиенических навыков.
3.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
4.Создать предметно-развивающую среду для выражения навыков самообслуживания детей в повседневной и самостоятельной деятельности.
5.Разработать систему перспективного планирования занятий с детьми младшего возраста, разработать комплекс мероприятий по работе с родителями.
Срок реализации проекта: 1 сентября 2016 года – май 2017 год
Ожидаемые результаты:
-Наличие системы работы по развитию навыков самообслуживания детей младшего возраста.
-Система работы с родителями, позволяющая решать вопросы развития навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Заложатся основы эстетического вкуса: ребенок оценивает свой внешний вид, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности.
2.Рождается правильная самооценка.
3.Формируются волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
4.Освоятся элементарные навыки поведения за столом: правильно пользоваться столовой и чайной ложками, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу закрытым ртом; не разговаривать с полным ртом.
5.Освоятся правила сюжетно-ролевых игр
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1.Повысится родительская компетентность в вопросах навыков самообслуживания.
2. Примут активное участие в реализации поставленных задач.
3.Укрепление тесного контакта и развития чувства сплоченности в системе: родители-дети-педагоги.
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
1.Повысится педагогическая компетентность в вопросах формирования навыков самообслуживания у детей младшего возраста.
2.Обогатится предметно-развивающая среда, материально-техническое и программно-методическое обеспечение.