kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Развитие образной речи детей в процессе художественно-эстетического воспитания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка представляет собой статью о развитии образной речи дошкольников и конспект интегроированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Музыкальное путешествие в сказку "Колобок"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Развитие образной речи детей в процессе художественно-эстетического воспитания"»

Наталья Арновна Владимирова,

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад № 179 о. в.»


РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ

В ПРОЦЕССЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является художественно-эстетическое воспитание детей. Эффективность этого направления во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического цикла: театра, музыки, художественной литературы, изобразительной деятельности.

Интеграция в системе специально организованных занятий объединяет эти

средства и поэтому очень актуальна, так как:

  • интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

  • помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

  • развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

  • воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка.

В работе по музыкальному воспитанию дошкольников я стараюсь опираться на следующие методические принципы:

    1. Принцип деятельности. На занятиях ребенок находится в

постоянном процессе открытия новых знаний.

    1. Принцип вариативности. Этот принцип дает педагогу свободу

выбора музыкального и иллюстративного материала, подходящего к теме.

    1. Принцип креативности (организации творческой активности

детей). Педагог должен все время стимулировать и поощрять творческую активность детей, создавать ситуации, в которых каждый ребенок становится артистом и реализует свое творческое начало через коллективную и индивидуальную деятельность. Здесь важную роль играет театрализованная деятельность детей на занятиях, а также различные пластические этюды-импровизации.

    1. Принцип непрерывности. Важно, чтобы процесс эстетического

развития не заканчивался на музыкальных занятиях, а продолжался и на других.

    1. Принцип гуманности. Любовь к жизни, любовь к искусству, любовь

к ребенку! Без этого триединства невозможно формирование личности, невозможно создание творческой атмосферы на занятиях.

Для решения задач формирования художественной культуры дошкольников большое значение я придаю творческим заданиям.

Творческие задания на активизацию внимания предполагают сравнение произведений различных видов искусства.

Творческие задания на развитие ассоциативного мышления предполагают сравнение настроения. Здесь важна роль педагога, который может помочь детям определить сходство и различие с помощью наводящих

вопросов.

Творческие задания на развитие воображения и фантазии. Дети очень любят такие задания. Я предлагаю им поставить себя «внутри» произведения

или сюжета, представить себя героем музыкальной пьесы, пофантазировать.

Творческие задания «Мы рисуем музыку». Рисование доставляет детям особое удовольствие. Чувство цвета как средство эмоциональной выразительности позволяет даже не владеющему графическими навыками ребенку выразить собственное эмоциональное после прослушивания музыкального произведения. Зрительные образы рисунков детей часто делают видимыми их желания и проблемы, высказанные по-детски искренне. Задача взрослых понять истоки этих мыслей, чувств ребенка и помочь в их разрешении.

Творческие задания «Сочини сказку об услышанном», «Подбери созвучные музыке поэтические строчки или сочини их сам», «Придумай название музыкальному произведению» - варианты для развития литературного языка ребенка, культуры его чувств и умственной деятельности, которые закладываются, в том числе, и через слово. Слушая стихи, ребенок учится воспринимать красоту русского языка.

Яркая, живая речь педагога и детей на музыкальных занятиях имеет разновидности: поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одно из направлений беседы—характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Эти пояснения музыки являются важнейшими для понимания детьми сущности ее содержания. Характеристики музыки— веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная и т. д.— это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Характеристики эмоционально-образного содержания музыки—это слова-качества, прилагательные. Известно, что в словаре дошкольников они представляют наименьшую группу слов. Если активно формировать «словарь эмоций», дополняя высказывания ребят, разъясняя новые слова-образы, используя приемы, побуждающие применить новое слово, речь детей обогащается, восприятие музыки становится более глубоким, разноплановым. Ребенок начинает понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков—нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т. д.

Развитие образной речи детей на музыкальных занятиях предполагает использование стихотворений, сказочных сюжетов. Стихотворение может предварять прослушивание музыкального произведения, если оно близко по настроению характеру музыки, или может звучать несколько стихотворений в сравнении уже знакомых и новых. Этот прием уместен после неоднократного прослушивания произведения, когда дети прочувствовали характер музыки.

Если в стихотворении содержатся поэтические выражения и образные слова, близкие музыке, можно воспользоваться ими для характеристики музыкального произведения.

Применение сказочного сюжета, знакомого детям, незнакомого, сочиненного ими самостоятельно, объединяет занятие (или его часть) сюжетной канвой, вносит ощущение необычности обстановки, уводит от будничности. Сюжетные занятия расковывают детей, способствуют проявлению их творчества в разных видах музыкальной и художественной деятельности.

Музыкальное путешествие в сказку «Колобок»

Конспект интегрированного занятия

(музыка и развитие речи)

с детьми старшего дошкольного возраста

Цели:

  • Способствовать развитию речи, музыкальных способностей и творческого мышления, обогащению знаний детей об окружающем мире;

  • Формировать у детей яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со сверстниками и взрослыми.


Задачи:

  • Закрепить знания детьми русской народной сказки «Колобок»;

  • Развивать память, творческое мышление;

  • Закрепить навык произношения звуков «с», «ш», «т», «п», «к» в слогах, словах, скороговорках;

  • Совершенствовать диалогическую форму речи детей;

  • Обогащать словарный запас детей, уточняя понятия: шоссе, амбар;

  • Развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление;

  • Развивать навыки танцевальной и песенной импровизации;

  • Развивать умение ориентироваться в пространстве, выполнять образные движения в соответствии с музыкой и текстом;

  • Формировать артикуляцию, умение правильно брать дыхание между музыкальными фразами;

  • Развивать чувство ритма:

  • Развивать выразительность мимики, жестов, интонации, движений детей с помощью игровой ситуации и театрализованной деятельности;

  • Закрепление песенного и музыкального материала в игровой форме;

  • Вызвать радость от совместного творчества.

Предварительная работа.

  • Знакомство с народными традициями, семейным укладом жизни, скороговорками.

  • Разучивание песен «Колобок» Струве, «Сказки гуляют по свету» Роот.

  • Инсценировка сказки «Колобок».

  • Разучивание танца «Барбарики».


Материал и оборудование

  • Избушка,

  • Атрибуты для разыгрывания сказки;

  • Детские музыкальные и шумовые инструменты;

  • Музыкальный центр с записью,

  • Ритмосхемы;

  • Магнитная доска

  • Угощение .


Ход занятия.

Муз. руководитель. Сегодня я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в страну сказок! Согласны? Но для начала нужно вспомнить пословицы и поговорки о сказках. (Сказка – ложь, да в ней намек… Скоро сказка сказывается, да не скоро…Ни в сказке сказать, ни пером описать…) Назовите известные вам сказки. (дети называют сказки)

Как можно попасть в сказку? (Сказать волшебное заклинание, по мановению волшебной палочки, с помощью волшебной музыки или песни)

Действительно, мы знаем с вами песню о сказках. Попробуем ее спеть. Может, получится…


Дети исполняют песню «Сказки гуляют по свету» муз. Роот.

По окончанию песни звучит волшебная музыка.


Муз. руководитель. Слышите, ребята, какая волшебная музыка звучит? Значит, у нас все получилось: мы очутились в сказке.

А вот в какой – нам предстоит отгадать.

(загадка про колобка или мелодия песни про Колобка - ?)

Муз. руководитель. Добраться до начала нашей сказки можно двумя путями – по дороге, которая называется «шоссе», но тогда надо сказать скороговорку про девочку Сашу, и путь галопом на коне со скороговоркой «От топота копыт». Выбирайте сами.

Дети поочередно проговаривают выбранную скороговорку и либо спокойно доходят до сказочной избушки, либо двигаются прямым галопом.

Муз. руководитель. Вот мы и добрались до сказочной избушки. Здесь и начинается наша сказка.

С каких слов обычно начинаются сказки? (Однажды…, В некотором царстве, в некотором государстве…, Жили-были…)

А как начинается сказка «Колобок»? Жили-были дед и баба.) Правильно. Только вы никогда не задумывались, а как они жили, что делали? Что делала бабка? Дед? (Предположения детей).

Под музыку вы сейчас превратитесь мальчики – в дедушек, девочки – в бабушек. Попробуйте показать в движении, что делали бабка с дедом.

Игровые импровизации детей: Девочки- метут двор, стирают, вяжут, шьют, кормят кур; мальчики- колют или пилят дрова, забивают гвозди и т.д.

Муз. руководитель. Что же было дальше? (Решили испечь Колобок, разбираем значение слов «амбар», «сусеки») Положили на окно, чтобы остыл.

Как вы думаете, о чем думал Колобок, когда на окошке студился? (Сейчас остыну и меня съедят…И решил убежать)

Что же было за окном сказочной избушки? (Ответы детей) Представьте, что мы с вами – художники. Сейчас мы все это нарисуем. Наши руки – кисти, опускаем правую руки в голубую краску, рисуем небо и т.д.

Проводится игровая импровизация «Художники»


Муз. руководитель.Ребята, обратили внимание, какая звучала музыка, когда вы рисовали? (Спокойная, плавная, нежная, волшебная, таинственная, красивая и т.д.)

И покатился Колобок. Вам не кажется, что сейчас самое время спеть веселую песню про Колобка?


Дети исполняют песню «Колобок» муз. Струве.


Муз. руководитель. Сделайте круг и продолжим нашу сказку. Возьмите в руки веревочку. И покатился Колобок дальше. (Дети под музыку перебирают руками веревку, на которую прикреплен плоскостной Колобок. С концом музыки ребенок, у которого в руках оказался колобок, исполняет роль Колобка.)

А навстречу ему… Чьи это следы?

Детям демонстрируется ритмосхема «Зайка»:

__ __ __ __

Скок, скок, по - скок,

__ __ __ __ __ __ __

Я зай- чиш-ка се – рый бок

Дети по схеме отстукивают ритмический рисунок на деревянных ложках. Затем на любого ребенка надевается шапка зайца.

Муз. руководитель . Навстречу Колобку - Заяц. Какой он? Дети подбирают эпитеты: Серый, маленький, быстрый, пушистый, трусливый,…)

Ребенок-Зайка продолжает текст сказки.

Заяц. Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою! (Песенное творчество на слова: Я Колобок, Колобок! И т.д.

Муз. руководитель. И покатился Колобок дальше.

(Плоскостной Колобок «покатился» по рукам) А навстречу ему…

Демонстрируется ритмосхема «Волк»:

__ __ __ __ __ __ __ __

Я се –рый волк, зу – ба – ми щелк.

Ребята, расскажите, какой волк? (Серый, злой, страшный, голодный…)

Волк. Колобок, Колобок, Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою! (Песенное творчество на слова: Я Колобок, Колобок! И т.д.


Муз. руководитель. И покатился Колобок дальше.

(Плоскостной Колобок «покатился» по рукам) А навстречу ему…

Демонстрируется ритмосхема «Медведь»:

__ __ __ __ __ __ __ __

Я топ- тыж- ка, бу – рый Миш-ка

Расскажите, какой мишка? (неуклюжий, косолапый, мохнатый, большой, добрый…)

Медведь. Колобок, Колобок, Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою! (Песенное творчество на слова: Я Колобок, Колобок! И т.д.


Муз. руководитель. И покатился Колобок дальше.

(Плоскостной Колобок «покатился» по рукам) А навстречу ему…

Демонстрируется ритмосхема «Лиса»:

_ _ ___ _ _ ___ _ _ ___ _ _ ___

Я ли-са, я ли-са, все-му ле-су кра-са

А теперь вспомним, какая лиса? (Рыжая, пушистая, хитрая, плутовка…)

Волк. Колобок, Колобок, Я тебя съем!

Колобок. Не ешь меня, я тебе песенку спою! (Песенное творчество на слова: Я Колобок, Колобок! И т.д.


Муз.руководитель. Чем же заканчивается сказка?

Попробуем придумать хороший, веселый, добрый конец.

  • Дед и баба пошли искать Колобка и выручили его из беды.

  • Колобок обхитрил Лису и покатился дальше навстречу новым приключениям.

  • Лиса проглотила Колобка, но тот так весело и громко пел песни в ее животе, что Лисе надоело, и она выплюнула Колобка.

  • Колобок всех зверей пригласил в гости к деду и бабке, а сам остался у них жить вместо сына. И т.д.

Наша сказка про Колобка закончилась хорошо. Все живы и здоровы!

И на радости такой продолжим мы веселье!

Приглашаю танцевать всех без исключенья!


Танец «Барбарики»


Муз.руководитель. Колобку мы помогли,

От беды его спасли.

Он, конечно, очень рад,

Угощает всех ребят!


Детей угощают круглым печеньем в виде колобка.

Под музыку дети выходят из зала.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Развитие образной речи детей в процессе художественно-эстетического воспитания"

Автор: Владимирова Наталья Арновна

Дата: 14.06.2018

Номер свидетельства: 473310


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства