Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных технологий.
Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных технологий.
Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных технологий.»
Музыкальный руководитель
Зуева Светлана Петровна
МАДОУ «Детский сад №56»
г. Березники Пермский край
Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных технологий.
Музыкальная культура человека, его вкусы формируются в процессе познания им опыта культурного наследия. Где и когда человек обретает этот опыт? Освоение его начинается в детстве. Поэтому дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Музыка обладает возможностями воздействия на детей самого раннего возраста. Пение по праву считается первичным из всех видов музыкального исполнительства, одним из первых проявлений музыкальности ребенка. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно выражают свои чувства, настроение. Постигая мир музыкальных звуков, учатся слышать окружающий мир, выражать свои впечатления, свое отношение к нему. Пение, как активная исполнительская музыкальная деятельность, очень способствует этому. Опираясь на эти факты, я для себя определила цель - развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий. Достижение данной цели считаю возможным через формирование основ певческих навыков, вокально-хоровых умений, повышения уровня певческих способностей дошкольников, развитие эмоциональной сферы.
Работу над данной проблемой осуществляю в три этапа:
1 этап – знакомство с новой песней, создание интереса (мотивация).
2 этап - разучивание песни.
3 этап - выразительное исполнение песни.
Первый этап - знакомство с песней начинаю с выразительного ее исполнения. Использую короткое вступительное слово, вношу яркие иллюстрации, объясняю непонятные слова, обращаю внимание на характер, настроение, темп произведения. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к песне, соответствующее настроение. Использование современных мультимедийных технологий, в сочетании с традиционными методами обучения пению дошкольников, позволяют детям включатся в процесс обучения с желанием, интересом. Предлагаю детям высказаться о характере прослушанной песни и определить ее настроение с помощью дидактическх игр: «Музыкальные клоуны», «Солнышко и тучка», «Выбери настроение», которые демонстрирую на экране мудьтимедиа и в виде специальных традиционных карточек, пособий. Для развития у детей способности эмоционально воспринимать музыку использую элементы «ТРИЗ». При помощи мимики, жестов дети передают настроение песни, «рисуют музыку» цветными карандашами, мелками. На следующем занятии предлагаю узнать песню по фрагменту, показать картинку к ней на «Загадочном круге», определить структуру (вступление, запев, припев), выстроить модель песни условными символами (треугольник, круг, квадрат).
Второй этап - разучивание песни. Предварительно провожу разминку голосового аппарата, сочетая распевание с оздоровительным самомассажем, способствующим четкой дикции и развитию артикуляции у детей. Пользуюсь техникой моделирования упражнений, вношу схемы интонационно - фонетических упражнений. Показываю, как можно пропеть тот или иной музыкальный фрагмент. Во время разучивания темп беру более медленный, чтобы дети успевали пропеть. Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни, моделируя наглядно при помощи пособия «Музыкальная цепочка», которое демонстрирую на мультимедийном устройстве. Если в песне есть запев и припев, то начинаю с припева, т.к. детям его легче запомнить. Для активизации процесса запоминания вношу красочный иллюстративный материал, схемы - модели песен, слайд - презентации, раскрывающие ее характер, если позволяет содержание, инсценируем песню. На данном этапе совершенствую работу над вокально – хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, исполнение песен в ансамбле). Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Активно применяю дирижерский жест, который помогает детям вовремя сделать короткий вдох. Во время пения слежу за осанкой детей, рекомендую сидеть ровно, дыхание брать свободно, петь естественным голосом. Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, специальные приемы и упражнения на изменение скорости речи. Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного материала предлагаю петь соло, тройками, по рядам, под фонограмму, под металлофон. На данном этапе применяю технологию «ТРИЗ» Г.С. Альтшуллера, ставлю перед детьми проблемные ситуации для развития логического мышления, творческого воображения. Например: «На каком музыкальном инструменте можно исполнить звуки капели из «Песенки о весне» Г.Фрида?, или «Сочините сказку с помощью пособия «Салат из сказок», украсив диалоги героев сочинением собственных песенных перекличек».
Третий этап - выразительное исполнение песни. Это достигается чистотой интонирования, динамическими оттенками, четкостью дикции, точностью выбранного темпа, выразительностью мимики лица, артистичностью.Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни, способствуют закреплению их в памяти детей.
В рамках своей деятельности использую современные образовательные технологии. Технология моделирования открывает возможности для развития памяти у детей в процессе разучивания песни. Составленные схемы упражнений для распевания формируют у детей логическогое мышление. Использую пособия: «Ритмическое лото», «Музыкальная цепочка», «Нарисуй музыку»; схемы интонационно-фонетических упражнений (автор С.В. Битус); разработанные модели знакомых песен и певческих упражнений «Звуки пошли гулять», «Прятки» (по В.В. Емелянову); модель речевой игры «Жук ленивый» (Т. Боровик), схемы - модели для импровизации со звуком (Т.Э. Тютюнниковой). Перечисленные схемы демонстрирую также на мультимедийном устройстве, что позволяет совершенствовать процесс обучения пению.
В содержание музыкального материала активно включаю элементы логоритмики, (пальчиковые и речевые игры с вокальным сопровождением, игры с палочками, фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова, проговаривание скороговорок, считалок и т.д.)
Чередование умственной работы с активным отдыхом осуществляю в игровой форме, что способствует снятию утомления. Дети с удовольствием выполняют упражнения для развития дыхательной системы: «Насос», «Тик – так»; для формирования правильной осанки: «У меня спина прямая», «Бутончик»; для укрепления плечевого пояса, шеи, рук: «Матрешки», «Любопытная Варвара»; на развитие подвижности пальцев рук: «Вот помощники мои», «Сидит белка на тележке»; для снятия нервного напряжения: «Шалтай–болтай», «Маятник». Опираясь на исследования В.Ф. Базарного, что «глазу удобнее воспринимать информацию в виде волны», демонстрационный материал располагаю на доске, полу, стене, панно, повторяя очертания волны. Слежу за соблюдением гигиенических условий в музыкальном зале: чистотой, температурой, свежестью воздуха, освещением. Тем самым использую здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.
Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».
Список литературы:
1.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М.: Сфера, 2008
2.Кисилева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. - М.: Аркти, 2005-96с.
3.Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет.- М.: ТЦ Сфера, 2006.-192с.
4.Орлова Т. М, Бекина С.И. Учите детей петь. М.: Просвещение