Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных способностей посредством творческого конструирования»
Развитие познавательных способностей посредством творческого конструирования.
Слайд 1.
Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью с дошкольного возраста готовить детей к жизни. И жизнь во всех ее направлениях, становится разнообразнее и сложнее, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, первичных действий, а подвижности ума, мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей, через которые можно совершенствовать их умственные и творческие способности.
Конструирование занимает значительное место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Существующая система обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях предусматривает овладение детьми разнообразием методов и приемов конструирования:
1.Создание построек из игрового строительного материала разного по сложности и размерам;
2.Постройки из плоскостных геометрических фигур;
Размеры, объем, форма, количество деталей отличаются по сложности в зависимости от возраста и уровня развития конструктивных навыков детей.
Педагог создает условия для поддержки и дальнейшего развития конструирования в самостоятельной деятельности.
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Практика показала: с помощью традиционных форм работы нельзя решить в полной мере эту проблему - проблему развития творческой личности. Для этого необходим индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его интересы и способности, т. е. нужно искать новые формы работы с детьми и родителями, развивать потребность в творческой деятельности.
Практика работы показывает, что в большей степени развивают у дошкольников познавательную активность и творческие способности такие формы организации обучения конструированию (по Л. А. Парамоновой) как:
• конструирование по образцу – обеспечивает переход к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера, помогает детям овладеть обобщенным способом анализа,
• конструирование по теме – позволяет детям сами создавать замысел конкретных построек и поделок, выбирать способы их выполнения, материал,
• конструирование по замыслу – развивает умение строить замысел, искать решение, не боясь ошибок,
• конструирование по условиям – задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, что соответствует принципам деятельностного подхода.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка.