Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе
Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи детей раннего возраста через наблюдение в природе»
МБДОУ «ДЕТСКИИЙ САД» №108 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА Г. ВОРОНЕЖА
ТЕМА: РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ НАБЛЮДЕНИЕ
ВОСПИТАТЕЛЬ: ПОРУЦ Ю.Г.
Воронеж 2016
Ранний возраст является периодом, наиболее благоприятным для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.
Природа – богатейший источник для речевого развития ребёнка. Основная задача развития речи детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а так же развитие у детей коммуникативных способностей, развитию интеллекта.
Закономерны проблемы, с которыми сталкиваются родители и педагоги детей раннего возраста:
- Недостаточный словарный запас;
- Неспособность отвечать на вопросы взрослого;
- Неспособность пользоваться речью как средством общения.
У детей раннего возраста, поступающих в дош. учреждение слабо развита речь:
- Некоторые дети не говорили, не пользовались облегчёнными словами;
- Не умели слушать речь взрослых;
- Не заменяли облегчённые слова правильными.
Наблюдению как важному методу познания природы уделяли большое внимание многие педагоги дошкольного воспитания, а именно Е.И. Тихеева, А.А. Быстров, С.А. Веретенникова, П.Г. Саморукова, С.Н. Николаева, Т.Н. Зенина.
- «Ранее детство: развитие речи и мышления». Л.Н. Павлова.
- «Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада». В.В. Гербова.
- «Ознакомление детей раннего возраста с природой». Т.Н. Зенина.
- «Ознакомление детей с природой». С.Н. Николаева.
Цель работы с детьми:
· Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы.
А так же конкретные задачи:
· Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.
· Учить детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.
· Учить слышать и понимать заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.
· Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.
· Уточнять представления детей о растениях на участке детского сада и в природном уголке.
· Знакомить детей с птицами на участке детского сада (ворона, воробей и т.п.) и их характерными признаками.
· Наблюдать с детьми за красотой природных явлений (падает снег – снегопад, кружатся листья – листопад, в небе появилась радуга, распустились цветы) и их сезонными изменениями.
В зависимости от поставленных задач используют различные виды наблюдений:
· Кратковременные (за погодой, поведением птиц, животных). В процессе наблюдений, учу детей различать и называть форму, цвет, величину (например, ворона большая, чёрная), пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными – характер движения, издаваемые звуки и т.д.
· Длительные (за развитием растений, сезонными явлениями). Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе использую более сложный вид наблюдения – длительное наблюдение; дети при этом сравнивают и называют наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше (например, Что происходит с деревьями в разные сезоны?).
Длительные наблюдения заключают в циклы. Например, циклы наблюдений за птицами на участке, за развитием растений, за снегом и т.д.
В ходе этих наблюдений у детей развивается сообразительность, наблюдательность, совершенствуются процессы анализа, сравнения, умозаключения.
Наблюдения проводят как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой воспитанников. Это зависит от целей, задач и содержания наблюдения. Наблюдения в природе используют систематически, тем самым приучаю детей приглядываться, подмечать её особенности. Например, наблюдая за одуванчиками, которые доставили детям огромную радость и восторг, малыши высказывались: «Какие красивые цветы»; «Саша, посмотри, одуванчики мягкие»; «Как много одуванчиков». Красота и многообразие природы во все времена года, изменения внутри каждого из них непосредственно влияют на эмоциональное состояние детей, вызывают у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать (например, почему опадают листья, идёт снег, дождь).
В процессе наблюдений в природе знакомят детей с объектом или явлением, а также учат замечать изменения в окружающей обстановке, развивают наблюдательность, учат детей бережно относиться к природе. Помогают детям овладеть деятельностью наблюдения; ставят перед ними познавательную задачу, обучают различным способам обследования объектов.
Наблюдения связывают:
- с игрой «Полетели птички», «Солнышко и дождик»
- продуктивной деятельностью «Посмотрим на цветочек, а потом нарисуем его», «Наблюдаем за снегом, и лепим его»
- дыхательной гимнастикой «Подуем на листочек, снежинку»
Для успешного достижения поставленной цели наблюдения продумывают и используют специальные методы и приёмы, организующие активное восприятие детей: задают вопросы, предлагают обследовать объект наблюдения, сравнивают объекты между собой - Например, предлагают посмотреть на воробья и голубя и сравнить, кто из них больше? Или подбирают два растения и предлагаю сравнить их. Основной задачей сравнения является установление признаков отличия одного объекта от другого. Учат детей замечать, что растения отличаются друг от друга по величине, цвету, форме листьев и т.д., устанавливать связи между отдельными объектами и явлениями природы (например, листочки опадают, потому, что дует ветер; светит солнце – становится теплее, дует ветер – качаются деревья). Чтобы детям раннего возраста проще было усвоить предлагаемый материал, сопровождают наблюдение точной речью, регулируют наблюдение по времени, объёму и содержанию.
Для своевременного и полноценного развития речи у детей устанавливают частый эмоционально-положительный контакт, создают благоприятные условия для развития самостоятельной речевой активности.
Используя метод наблюдения для речевого развития детей, руководствуются рядом требований к его организации:
1. Цель и задачи наблюдения ставят чётко и конкретно. Во всех случаях задача имеет познавательный характер, заставляет ребёнка думать, вспоминать, искать ответ на поставленный вопрос.
2. Для каждого наблюдения отбирают небольшой круг знаний. Представления об объектах природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое последующее наблюдение даёт детям новые знания, постепенно расширяя и углубляя первоначальные представления.
3. В организации наблюдений предусматривают системность, что обеспечивает их взаимосвязь. В результате у детей формируется полное, глубокое представление об окружающей природе.
4. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей. Активизация умственной деятельности достигается разнообразными приёмами: ставлю перед детьми конкретную и доступную задачу наблюдения, вместе с детьми проговаривают результаты наблюдения, сравнивают один объект с другим, предъявляют к детям вопросы разной степени сложности.
5. Наблюдение возбуждает интерес детей к природе, желание как, можно больше узнать о ней.
6. Знания, полученные детьми в процессе наблюдений, закрепляют, уточняют, систематизируют с помощью других методов и форм последующей работы, а именно рассказывают об объектах и явлениях природы, читаю книги о природе, беседуют с детьми об увиденном, рассматриваю иллюстрации, картины, фотографии, репродукции (картины «Времена года», оформляю фотовыставки, и т.д.), использую дидактические игры и игры с природным материалом.
7. В результате каждого наблюдения у детей формируется представление, элементарное понятие о том или ином объекте природы, и очень важно отношение к нему.
Подводя итоги, пришла к выводу, что целенаправленная работа по развитию речевой активности детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы способствует более глубокому решению речевого развития, а также развития личности ребёнка.
НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ
Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя деточки, ждут малолеточки! *** Дождик, дождик, Полно лить, Малых детушек мочить! *** Бабочка - коробочка, Ветер или дождь! Полетишь - так ветер, Упадешь - так дождь! *** Свет-светлячок, Посвети в кулачок! Посвети немножко, Дам тебе горошка, Кувшин творога И кусок пирога! *** Мотылек-ветилек, Принеси нам ветерок: От ворот поворот Гнать кораблик в ручеек. *** Уж ты, бор-борок, Дай ягод коробок, Грибов кузовочек, Орехов мешочек!
Земле Вместе с солнышком встаем, Небу мы улыбку шлем, Всей Земле — большой привет! Ведь ее прекрасней нет! Ветру Здравствуй, ветер озорной, Летом, осенью, весной Ты прохладу даришь нам И деревьям, и цветам. Солнцу Ты всех любишь, ты всех греешь, Всех ласкаешь и жалеешь, Наше Солнышко, наш свет, Все тебе мы шлем привет! Цветам Мы цветочки рвать не будем, Пусть растут на радость людям! Красные и голубые, Все красивые такие! Животным Всем зверушкам, птичкам, рыбкам И жучкам мы шлем улыбки. Всех, друзья, вас очень любим. Обижать мы вас не будем!
ПОТЕШКИ ДЛЯ «ОБЩЕНИЯ»
С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ
Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку - на донышко! Ждут меня котята, Малые ребята! Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко. Всем дает здоровье Молоко коровье.
Курочка-тараторочка, По двору ходит, Цыплят водит, Хохолок раздувает, Малых деток потешает.
Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глаза смелые, Зубки белые.
Привяжу я козлика К белой березке. Стой, мой козлик, Стой, не бодайся. Белая березка, Стой, не качайся.
Петушок, петушок, Золотой гребешок, Что так рано встаешь, Деткам спать не даешь?
ПОТЕШКИ ДЛЯ НЕСЛОЖНЫХ ИГР
Тарара ли, тарара, Ушли кони со двора. (Дети идут, высоко поднимая ноги) А ребятки их поймали, На колхозный двор загнали. (двигаются прямым галопом) *** Еду, еду к бабе, деду (выполняют прямой галоп) На лошадке в красной шапке. По ровной дорожке На одной ножке (меняют ногу), В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам. Все прямо и прямо, А потом вдруг в ямку - бух! (приседают)
***
По кочкам, по кочкам, По маленьким дорожкам, В ямку-бух! – Провалился петух. *** Встанька на дорожке, Хлопни-ка в ладошки, Топни каблучками, Потанцуй-ка с нами! Всем, Надюша, расскажи, Да проворней покажи, Как девчата пляшут. *** Наши уточки с утра – Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда -Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора -Бал-бал-бал! Балды-балды! Наши гуленьки вверху – Гру-гру-гру! Наши курочки в окно – Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! А как Петя - петушок Ранним рано поутру Нам споет - ку-ка-ре-ку! подражают голосам домашних животных)
*** Скачет зайка маленький Около заваленки. Быстро скачет зайка, Ты его поймай-
ОСЕНЬ
Карточка № 1
Рассматривание сухого песка.
Цель: Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.
Наблюдение: Рассматривание небольшой горстки сухого песка на белой или черной бумаге. Каждому ребенку воспитатель дает возможность рассматривать, используя лупу, трогать песок на ощупь.
Какого цвета песок? (Желтый или темно-коричневый). Из чего состоит песок? (Состоит из мелких песчинок). Рассмотреть песок из разных песочниц. Как выглядят песчинки? (Они очень маленькие, круглые, полупрозрачные, в зависимости от разновидности песка, твердые, неровные, разного цвета). Легко ли сыплется песок? (Легко). Как можно назвать песок? (Сыпучий).
Художественное слово
Песочница, песочница,
В песке вся детвора.
Построить домик хочется,
Забавная игра.
Речной песочек, меленький –
Хорош для куличей.
Склонился повар беленький
Над формочкой своей.
А вот Андрюша с Васенькой –
Ребята хоть куда
Везут в машинах красненьких
Песок туда-сюда.
Загадка.
Он очень нужен детворе,
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(Песок)
Дидактическая игра «Что я построю из песка» - дети рассказывают, что можно построить из песка. Цель– научить составлять предложения на заданную тему.
Подвижная игра «Огуречик, огуречик».
Цель — научить детей ходить стайкой на цыпочках, соотносить слова и действия, бегать не толкаясь. Ход игры. Ребенок («мышка») сидит («спит»), дети тихонько идут и читают стихотворение:Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик,
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.«Мышка» догоняет детей.
Труд в природе Очистка песка от мусора.
Индивидуальные физические упражнения
Прыжки на двух ногах с продвижением вокруг песочницы.
ОСЕНЬ
Карточка № 2
Наблюдаем за солнцем
Цель: познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием «продолжительность дня».
Наблюдение: Поддержать у детей радостное настроение перед прогулкой в солнечный день, отметить, что солнышко совсем не горячее, не так сильно греет, как летом. У малышей спросить: «Где солнышко? Какое оно?» Подставить ладошки солнечным лучам и поиграть с солнечными зайчиками. Обратить внимание старших детей на то, как освещается участок: где больше солнца утром, днем, вечером.
Художественноеслово Смотрит солнышко в окошко,
Смотрит в нашу комнатку.
Мы захлопали в ладошки
Очень рады солнышку.
(А Барто )
Солнце землю осмотрело,
Каждый луч оставил след.
В мире нет важнее дела,
Чем дарить тепло и свет.
(В. Нестеренко)
Загадка.
Золотое яблочко
По небу катается,
С утра улыбается,
А в улыбке лучи
Очень горячи. (Солнышко)
Дидактическая игра. «Ласковые слова» - образовать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Подвижная игра
«Пузырь».
Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры. Дети встают в круг и со словами:
«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся. Пух!»
увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.
Труд в природе: Очистить песочницу от листвы.
Индивидуальные физические упражнения. Перепрыгнуть дорожку из листьев.
ОСЕНЬ
Карточка № 3
Наблюдаем за небом и облаками
Цель: продолжить закреплять знания о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча».
Наблюдение: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? (Закрыли солнце.). Предложить детям посмотреть на тучи, низко повисшие над землей, и охарактеризовать состояние погоды. Активизировать словарный запас словами «пасмурная», «хмурая», «холодная».
Художественное слово Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит...
(А.Плещеев)
Осень все-такитеперь!
Солнце бледнее, небо холоднее.
(Е. Благинина)
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день...
(А Пушкин)
Загадки:
Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже —
Тем дождик ближе.
(Туча)
Голубая простыня
Весь свет покрывает.
(Небо)
Дидактическая игра. «Какое небо?» - дети рассматривают небо, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.
Подвижные игры «Пузырь».
Цель — научить детей становится в круг, делать его то шире, то уже, приучать их согласовывать свои движения с произносимыми словами. Ход игры. Дети встают в круг и со словами:
«Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой,
Оставайся такой, Да не лопайся. Пух!»
увеличивают его, на последние слова разрывают круг и приседают.
«День — ночь». Цель — развивать быстроту, ловкость, навыки пространственной ориентации. Ход игры.Дети делятся на две команды — «день» и «ночь». По сигналу «День!» дети этой команды убегают, а другая их догоняет. По сигналу «Ночь!» наоборот.
Труд в природе
Собрать природный материал.
Индивидуальные физические упражнения Брось мяч вверх и поймай.
ОСЕНЬ
Карточка № 4
Наблюдаем за ветром
Цель: конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. Научить определять силу ветра.
Наблюдение: С детьми младших групп слушать, как шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки. Почему шуршат ленточки? Можно подбросить опавшие листики и посмотреть, как они кружатся и летят далеко.
С детьми в ветреную погоду хорошо наблюдать, как движутся облака. Для определения силы ветра можно предложить им поиграть с вертушкой, султанчиками. Обратить внимание, что ветер стал холоднее. Определить, сильный или слабый ветер, по тому, как он воздействует на растения (слабый — слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону; сильный — качает крупные ветки, срывают листья с деревьев, метет по земле упавшие листья). Почему так неспокойно ведут себя деревья?
Художественное слово
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет голый лес.
( Н.Некрасов)
Ветрено, ветрено,
Вся земля Проветрена?
Ветер листья с веток
Разогнал по свету...
(Токмакова )
Загадка. Фырчит, рычит,
Ветки ломает,
Пыль поднимает,
Людей с ног сбивает,
Слышишь его,
Да не видишь его.
(Ветер)
Дидактическая игра. «Какой ветер?» - дети рассуждают о ветре, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.
Пальчиковая игра. «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Подвижные игра «Самолеты».
Цель — научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.
Труд в природе. Собрать разлетевшиеся от ветра листья.
Индивидуальные физические упражнения Прыжки в высоту на мес
ОСЕНЬ
Карточка № 5
Наблюдение за росой.
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как роса.
Наблюдение: Почему трава влажная? Что это за влага и откуда она взялась? Что это за явление? (Роса) Как образовалась роса? (Она появилась потому, что земля, трава, листья, после захода солнца начали остывать. А воздух над землей еще теплый. Водяной прозрачный пар, который всегда есть в воздухе, прикасается к остывшей земле и оседает на траве крохотными капельками). В каких местах больше всего выпадает роса? (Больше всего росы выпадает в низинах, возле рек, прудов) В какую погоду она появляется? В ясную или в пасмурную? (В пасмурную погоду росы нет, она появляется только при ясном небе). А кому-нибудь нужна роса? Полезна ли она? (Роса нужна и полезна растениям также, как дождь. Ее капельки пьют с травы птицы и насекомые).
Художественное слово
«Роса» Хорошо в лесу
Утром пить росу.
Наклонить цветок
И отпить глоток
Колокольчик – чашка,
Блюдечко – ромашка.
Дидактическая игра «На каком цветке лежит роса?» — описать предложенный цветок.
Цель - развить умение подбирать прилагательные, обогатить словарный запас.
Пальчиковая игра «Цветы».
Наши алые цветы
(Локти прижаты друг к другу, кисти сомкнуты в виде лодочки).
Распускают лепестки.
(Перед лицом, затем раскрывают в виде чаши).
Ветерок чуть дышит,
(Кисти делают движения по часовой и против часовой стрелки).
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
(Кисти рук наклоняются вправо и влево).
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
(В. Волина)
Подвижная игра «Догони мяч»
Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.
Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза.
Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.
Труд в природе
Очистить песочницу от листвы
Индивидуальные физические упражнения
Учить ходить по ограниченной поверхности, удерживая равновесие.
ОСЕНЬ
Карточка № 6
Что такое воздух
Цель: Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.
Наблюдение: Чем мы с вами дышим? Давайте, сначала вдохнем глубоко – глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы вдыхали? (Воздух) Но что же такое воздух? Кто-нибудь его видел? (Мы его не видим, но он всегда вокруг нас). Почему мы его не видим? Почему называем его невидимкой? (Воздух – легкий, невидимый). Как доказать, что мы дышим? Поднесите свою ладошку сначала ко рту, затем к носу и подышите. Что вы чувствуете? (Ладошке становится тепло от вашего дыхания).
Художественное слово
В комнате воздух осенний –
Влажный, холодный, грибной.
Запахи летних растений
Он забирает с собой.
В комнате воздух осенний –
Места не стало теплу.
Птиц улетающих тени
Тихо скользят по стеклу.
Загадка.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь,
Oн невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Дидактическая игра. «Какой воздух?» - дети рассуждают о воздухе, описывают его. Цель – научить подбирать относительные прилагательные.
Пальчиковая игра. «Осень».
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вод дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Подвижная игра. «Самолеты».
Цель — научить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, приучать их внимательно слушать сигнал и начинать движение. Ход игры. Дети, изображая самолеты, двигаются по площадке.
Труд в природе Уборка участка от листьев.
Индивидуальные физические упражнения Прыжки на двух ногах с продвижением вперед вокруг песочницы.
ОСЕНЬ
Карточка № 7
Наблюдение за погодой.
Цель: Познакомить с комплексом признаков, характеризующих погоду.
Наблюдение: Предлагает рассмотреть небо и сказать, какого оно цвета, что на нем (облака, тучи, солнце), идет ли дождь? Дает по состоянию неба определение погоды (пасмурная, солнечная, облачная, дождливая). Далее определяют, есть ли ветер (ищут признаки, по которым его можно обнаружить). Дает другое определение погоды: ветреная (тихая). Далее обсуждаются температурные особенности погоды. Обращает внимание детей на их одежду, на ее соответствие погоде и сезону и предлагает дать определение погоды (теплая, прохладная, очень теплая, немного прохладная, холодная). Подводится итог.
Художественное слово
«Осень» Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья,
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Дидактическая игра «Угадай по описанию». Цель — научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.
Упражнение «Как шумит вода?».Цель - закрепить произношение звуков [с], [ш]. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какой звук издает вода, сочащаяся из крана. Дети произносят звук [с]. Затем дети вспоминают, какой звук производят волны, набегающие на берег, — звук [ш].
Пальчиковая гимнастика "Вышел дождик погулять".
Раз, два, три, четыре, пять,
(Удары по коленям пальцами обеих рук. Левая — начиная с мизинца, правая — с большого пальца).
Вышел дождик погулять.
(Беспорядочные удары).
Шел неспешно no привычке,
("Шагают" средним и указательным пальцами.)
А куда ему спешить?
Вдруг читает на табличке:
(Ритмично ударяют то ладонями, то кулачками).
"По газону не ходить!"
Дождь вздохнул тихонько: "Ох!"
(Часто и ритмично бьют в ладоши).
И ушел. Газон засох.
(Ритмичные хлопки по коленям).
Подвижная игра «Догони мяч» Цель: воспитывать умение действовать по сигналу воспитателя, бегать в прямом направлении.Ход игры: Воспитатель катит мяч вдоль дорожки и предлагает детям догнать его. Затем педагог переходит на другую сторону и снова прокатывает мяч, дети догоняют. Игра повторяется 2-3 раза.
Вариант игры: можно приготовить мячи по количеству детей. Воспитатель кладет мячи в корзину и предлагает каждому догнать мяч, взять его и принести.
Труд в природе Помощь в уборке участка группы.
Индивидуальные физические упражнения: Брось мяч вверх и поймай
ОСЕНЬ
Карточка № 8
Наблюдение за туманом
Цель: Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.
Наблюдение: Как вы думаете, как образуется туман? (Теплый и влажный воздух поднимается от нагретой земли и встречается с более прохладным. Водяной пар из воздуха превращается в крохотные капельки воды. Эти капельки так малы, что они не падают, а висят в воздухе, пока их не прогонит ветер или не высушит солнышко) В какое время года часто образуется туман? (Особенно частые и густые туманы осенью). В какое время суток часто бывает туман? (Утром) Тепло или холодно в туманное утро? (В туманное осеннее утро на улице сыро и прохладно) Хорошо ли видны вдалеке дома? Дорогу? Деревья? (В густой туман видимость очень плохая)
Художественное слово
«Туман»
Лес – в карман,
Поля – в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Спрятал копны и стога,
И лужайки, и луга.
Даже солнышко в карман
Спрятал Дедушка Туман.
Загадка.
Седой дедушка у ворот
Все глаза нам заволок.
(Туман)
Дидактическая игра
Здравствуй, солнце золотое!
(Руки вверх.)
Здравствуй, небо голубое!
(Руки вверх, немного разводим, будто хотим обнять небо.)
Здравствуй, легкий ветерок!
(Покачиваем руками из стороны в сторону.)
Здравствуй, маленький цветок!
(Медленно приседаем, затем встаем.)
Здравствуй, утро!
(Правая рука в сторону.)
Здравствуй, день!
(Левая рука в сторону.)
Нам здороваться не лень!
(Обнимаем себя руками.)
Подвижная игра «Мой веселый, звонкий мяч»
Цель: развиваем ловкость, дисциплинированность, терпение, упражняем в беге.
Ход игры: Взрослый бросает мяч, ребенок по команде «Догони мяч!» бежит за ним. Взрослый ритмично читает стихотворение С. Маршака:
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
Труд в природе
Расчистка участка от опавших листьев.
Индивидуальные физические упражнения: Брось мяч вверх и поймай.
Зима.
Карточка № 1
Наблюдение за снегопадом
Цели: Знакомить со свойствами снега. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие.
Ход наблюдения:
Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предложить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку — большую и маленькую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?
В январе, в январе
Много снега на дворе.
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла на моей ладошке.
Трудовая деятельность -Сооружение построек из снега.
Цель: Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место Развивать двигательную активность Воспитывать трудолюбие
Подвижная игра: « Снег кружится»
Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры
Ход игры:
Воспитатель:
« Снег, снег кружится, белая вся улица!»- дети кружатся.
« Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»- дети приближаются к воспитателю.
« Спать легли снежинки, белые пушинки»- дети приседают
« Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»- дети разбегаются по площадке.
Индивидуальная работа: ходьба через предметы.
Цель: Упражнять в ходьбе по прямой дорожке с перешагиванием через предметы . Развивать чувство равновесия. Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке
Зима
Прогулка №2
Наблюдение за льдом
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды, формировать представление о том, что лед скользкий, можно упасть. развивать наблюдательность, память, речь, воспитывать любознательность
Ход наблюдения:
Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный.
Зима, зима на улицах бело!
И превратились лужицы
В прозрачное стекло!
Трудовая деятельность: Очищение дорожек от снега.
Цели: учить работать лопаткой.
Подвижная игра:
«По ровненькой дорожке».
Цели: приучать ходить свободно в колонне по одному, развивать чувство равновесия, ориентировку в пространстве, согласованность движения рук и ног.
Ход:
По ровненькой дорожке, дети идут друг за другом
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки раз, два, раз, два
По камешкам, по камешкам прыгают с продвижение вперед
По камешкам, по камешкам...
В яму бух! Присаживаются на корточки.
Индивидуальная работа: прыжки с продвижением.
Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, развивать двигательную активность. воспитывать желание выполнять физические упражнения
Зима.
Прогулка 3.
Наблюдение за небом
Цели: продолжать знакомство с различными природными явлениями;учить отличать погоду, связывая ее с состоянием неба, обогащать словарь существительными (ясно, облачно, пасмурно, облака, тучи).
Ход наблюдения:
Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно. (Чис тое, голубое.) Значит, погода ясная, солнечная. Зимой небо бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно, вечером рано темнеет.
Трудовая деятельность: Сооружение построек из снега.
Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место , учить работать сообща, добиваться выполнения цели общи ми усилиями ,развивать двигательную активность, воспитывать трудолюбие
Подвижная игра:
«Догони меня». Цели: учить быстро ориентироваться в пространстве;
Индивидуальная работа: развитие движений. Цель: упражнять в ловле мяча
Зима.
Прогулка №4
Наблюдение за ветром.
Цели: формировать представление о том, что зимой ветер холодный, учить определять наличие ветра, обогащать словарь (мягкий, колючий, холодный, теплый).
Ход наблюдения:
Понаблюдать за верхушками деревьев. Если деревья качаются, значит есть ветер. Спросить мерзнет ли у детей лицо, чувствуют ли они ветер. Когда ветер сильный, он кажется колючим, сильно мерзнут щеки. Обычно тогда на улице мороз. Понаблюдать как ветер поднимает снег.
Где ночует ветерок?
У развилки трёх дорог
На высокой на сосне,
Часто падая во сне.
А вокруг не шевелятся
Ни травинка, ни листок —
Разбудить они боятся.
Задремавший ветерок.
Трудовая деятельность: сбор мусора на участке.
Цели: приучать соблюдать чистоту и порядок на участке детского сада; развивать двигательную активность, воспитывать желание оказывать взрослым помощь.
Подвижная игра: «Снег кружится»
Цель: Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры . Развивать слуховое внимание, двигательную активность Воспитывать желание играть в подвижные игры
Цель: формировать представления о том, что снег холодный, вода в кране .
Зима.
Прогулка №5
Наблюдение за солнцем.
Цели: продолжать знакомство с природными явлениями; показать, что солнце светит во все времена года, формировать представление о том, что нельзя смотреть на солнце, развивать познавательный интерес. воспитывать желание общаться с воспитателем.
Ход наблюдения:
Светит солнце, значит день солнечный. Снег красиво блестит на солнце. Солнце не светит- пасмурно. Светит солнце, но на улице мороз. Зимой солнце светит, но не греет. Мороз щиплет нос и уши.
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди солнышко скорей.
Приласкай и обогрей!
Трудовая деятельность
Цели: учить правильно наполнять ведерко снегом до определенной отметки; доводить начатое дело до конца, учить работать сообща, не мешать друг другу, развивать двигательную активность, воспитывать трудолюбие
Подвижная игра
«Кто бросит дальше мешочек?»
Цель: упражнять в метании , развивать силу рук. воспитывать желание выполнять физические упражнения
Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением.
Цели: учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развивать двигательную активность, воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям
Зима.
Прогулка №6
Наблюдение за облаками.
Цели: познакомить с различными природными явлениями; развивать воображение, воспитывать любознательность.
Ход наблюдения: Какого цвета облака? Понаблюдать как они плывут. На что похожи?
Художественное слово:
Белые-белые, легкие-легкие
В небе глубоком плывут облака.
Ждут впереди их страны далекие,
Будет дорога у них не легка.
Трудовая деятельность: Расчистка дорожек от снега.
Цели: учить правильно держать лопату.
Подвижная игра «Кто бросит дальше мешочек?»
Цель: упражнять в метании . развивать силу рук, воспитывать желание выполнять физические упражнения.
Индивидуальная работа: прыжки на двух ногах с продвижением.
Цели: учить прыгать на двух ногах с продвижением вперед, развивать двигательную активность, воспитывать положительное отношение к физическим упражнениям.
Зима.
Прогулка № 7.
Наблюдение за снегом.
Цель: знакомить детей со свойствами снега, обогащать словарь прилагательными, развивать навыки связной речи, наблюдательность воспитывать эстетическое восприятие окружающей среды.
Ход наблюдения:
Выйти с детьми на прогулку и внимательно посмотреть вокруг себя. Что вы заметили? Все заметено белым снегом. Снег на солнце искрится, даже глазам больно. Предложить детям походить по снегу и послушать, как он скрипит. Снег белый, холодный, легкий.
Падал снег, сыпал снег, а потом устал...
Чем же, снег, снег-снежок, на земле ты стал?
Для озимых стал я периной теплою,
Для сосенок — кружевною периною,
Для зайчишек стал — подушкой пуховою,
Для детишек — их любимою игрой.
Трудовая деятельность Расчистка дорожки, запорошенной снегом.
Цели: учить правильно пользоваться лопаткой, доводить начатое дело до конца, развивать двигательную активность ,воспитывать желание помогать взрослым
Индивидуальная работа: развитие движений.
Цели: упражнять в бросании мяча из-за головы , развивать умение сохранять устойчивое положение тела, силу, воспитывать желание выполнять физические упражнения
Подвижная игра « Зайка беленький»
Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом , упражнять в прыжках, развивать двигательные навыки, воспитывать желание играть в подвижные игры.
Ход:
Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок, скок, скок, скок,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг... и ускакал.
Зима.
Прогулка №8.
Как одеты люди.
Цели: учить устанавливать взаимосвязь между погодой и одеждой людей, закреплять названия предметов зимней одежды, обогащать словарь, развивать наблюдательность, навыки связной речи, воспитывать любознательность.
Трудовая деятельность: расчистка дорожек от снега.
Цели: учить работать лопаткой.
Подвижная игра: «По ровненькой дорожке».
Цели: приучать ходить свободно в колонне по одному; развивать согласованность движения рук и ног, чувство равновесия, ориентировку в пространстве, воспитывать дружеские взаимоотношения.
Ход:
По ровненькой дорожке, дети идут друг за другом
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки раз, два, раз, два
По камешкам, по камешкам прыгают с продвижение вперед
По камешкам, по камешкам...
В яму бух! Присаживаются на корточки.
Индивидуальная работа: Метание мешочков.
Цели: упражнять в метании мешочков в горизонтальную цель ,развивать глазомер, силу , воспитывать желание заниматься физическими упражнениям.