Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.
Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.
Среди наглядного материала преобладающее место в логопедической работе занимают также сюжетные картинки. Сюжетные картины служат эффективным средством познания ребенком окружающей действительности. Они позволяют уточнить представления детей о предметах и явлениях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.»
Развитие речи дошкольников в процессе беседы по сюжетной картине.
Мухаметкалиева Ереш Кинаятовна
воспитатель класса предшкольной подготовки
КГУ «Средняя школа № 26» акимата города Усть –Каменогорска
Среди наглядного материала преобладающее место в логопедической работе занимают также сюжетные картинки. Сюжетные картины служат эффективным средством познания ребенком окружающей действительности. Они позволяют уточнить представления детей о предметах и явлениях.
Одним из основных приемов при рассматривании картин являются вопросы педагога. Педагогу необходимо так построить беседу с детьми, чтобы в ее ходе была обеспечена полнота восприятия картины. Вопросы помогают ребенку понять общий смысл картины, направляют его внимание на выяснение взаимосвязей между фрагментами, предоставляют возможность высказать свое отношение к изображенным событиям.
Правильно построенная беседа по картине является очень важной формой работы по развитию речи.
Ушакова О.С. и Смирнова А.К. проводя исследование о роли сюжетных картинок в развитии связной речи старших дошкольников, убедились в эффективности использования в работе логопеда наглядного дидактического материала.
В своей работе ими были поставлены следующие задачи:
Разработать содержание и методику работы по использованию серий сюжетных картин для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Выявить особенности восприятия детьми сюжетных картин, зависимость, содержания и словесного оформления высказывания от сюжета картин.
Разработать серии картин, сюжеты которых дали бы детям представление о композиции, структуре высказывания, помогли бы использовать картины как средство, стимулирующее формирование различных синтаксических конструкций, разнообразных типов связей между предложениями, между частями высказывания.
Составляя серии сюжетных картин, они учитывали особенности восприятия картин дошкольниками и стремились, чтобы содержание серии было детям понятно, близко их жизненному опыту, персонажи - выразительны; в сюжетах четко прослеживается логическая последовательность, завершенность; содержание картин интересно детям не только изображением, но и нравственным смыслом; учитывалось и эстетическое оформление картин, решение умственных задач.
Особое значение они придавали разработке методики работы с сериями сюжетных картин, чтобы использовать их для формирования представлений о композиции рассказа (завязка, кульминация, развязка), умений придумать заглавие рассказу, логически переходить от одной картины к другой, включать в связное высказывание разнообразные синтаксические конструкции. Варианты предъявления картин были также разнообразными. В каждую серию входит от 3 до 5 картин:
1 серия. «Девочка и еж» (на 1-й картинке изображена встреча на лесной полянке девочки и ежика; на 2-й картинке - ежик показывает девочке гриб; на 3-й - девочка вместе с ежом срезает гриб; на 4-й - девочка прощается с ежиком).
2серия. «Верный друг» (1 - мальчик с санками на горе, рядом сидит собака; 2 - мальчик попал в прорубь, зовет на помощь; 3 - собака вытаскивает мальчика на крепкий лед; 4 - мальчик лежит в постели с завязанным горлом).
3 серия. «Больная белочка» (1 - девочка с корзинкой и мальчик с сачком идут в лес; 2 - дети заметили раненую белочку, из лапки течет кровь; 3 - дети перевязывают лапку платком; 4 - дети несут белочку домой лечить, корзинка пуста).
4 серия. «Шишка» (1 - заяц и белочка на полянке прыгают через веревочку, из-за кустов выглядывает волк; 2 - волк бросается за зайцем, белочка прыгает на дерево; 3 - белка бросает на голову волку шишку, заяц убегает; 4 - волк держится за перевязанную голову, рядом валяется шишка).
5 серия. «День рождения» (1 - мама-медведица с медвежонком стоят у раскрытого окна, в комнате накрыт праздничный стол, из окна видно, как идет заяц, в конуре лежит собака; 2 - в комнате медведей нет, кот тащит со стола коробку с конфетами, собака смотрит в окно; 3 - медведи с гостями (белка, заяц пришли), конфет на столе нет, одна ленточка на
полу. Мишка плачет, мама его успокаивает; 4 - собака приносит конфеты, все рады; 5 - белка, заяц, собака, медвежонок сидят за столом, мама-медведица разливает чай, кошки со всеми нет).
6 серия. «Сильный дождь» (1 - ясная погода, стоит дерево, светит солнце; 2 - надвигается туча на солнце, от ветра колышутся ветви дерева; 3 - сильный дождь, дерево покачнулось, колышется трава; 4 - ветер стихает, туча уходит, видна половина солнца; 5 - такая же, как и 1).
7 серия. «Помогли ветерану» ( 1 – на скамейке сидит ветеран в очках, читает книгу; 2 - мальчик и девочка стоят у скамейки, на которой лежат очки и книга; 3 - дети относят очки и книгу в милицию; 4 - милиционер отдает ветерану его пропажу, он благодарит детей за находку).
8 серия. «Убираем огород» (1 - маленький мальчик играет в песочнице, рядом с ним грузовик; 2 - дети идут на огород собирать урожай; 3 - они приглашают мальчика помочь им, грузят на его грузовик часть овощей).
9 серия. «Помогаю бабушке» (1 - дома в комнате спит бабушка, внук сидит за столом; 2 - внук убирает комнату, подметает пол; 3 - бабушка благодарит внука за помощь).
Эти серии картин использовались нами для развития связной речи, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.
Наряду с традиционными приемами развития связной речи по сюжетным картинам (составление рассказа по образцу педагога, по плану, предложенному воспитателем вместе с детьми, придумывание рассказа по вопросам воспитателя), они разработали различные варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(253) "конспект по развитию речи "обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности "
["seo_title"] => string(158) "konspiekt-po-razvitiiu-riechi-oboghashchieniie-slovarnogho-zapasa-u-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-protsiessie-tieatralizovannoi-dieiatiel-nosti"
["file_id"] => string(6) "224134"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1438515401"
}
}