Проблема развития речи. В процессе общения у ребёнка появляются позновательная и предметная деятельность, поэтому овладение речью меняет мир ребёнка, позволяя ему более ососзнано принимать окружающий мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у детей дошкольного возраста»
Развитие словаря детей 5-6 лет посредством игровой деятельности.
Речь маленького ребенка формируется посредством общения со сверстниками и взрослыми. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью меняет мир ребенка, позволяя ему воспринимать явления более осознанно и произвольно.
На всех этапах развития человека были достойны восхищения, те люди, которые имели богатый словарный запас. Великие русские педагоги считали, что родное слово является основой всякого развития и кладезью всех знаний. Поэтому также важно заботиться о современном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности. Большой интерес для нас представляет развитие речи посредством игровой деятельности, которая своим разнообразием влияет на развитие личности и самостоятельности. Находя и определяя зависимость от определенных ситуаций, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, общаться. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость. Предлагая ребенку понятное и значимое для него поручение и спрашивая о его выполнении, взрослый привлекает внимание, интеллект, память, моторику, речь, а затем, когда у детей развивается самостоятельность, сообразительность, они учатся рассказывать. Полноценному общению, не только ребенка, но и взрослого, мешает бедность словаря а, следовательно - это тормозит процесс общего развития. Сегодня исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний и формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности и предметного мира.
Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь и активный словарь. В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребёнок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить её много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении – ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы. Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставление слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике. В старших и подготовительной к школе группах детей приучают дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности, а также усвоенные ранее понятия. В этих группах, особенно в подготовительной к школе группе, уделяется внимание ознакомлению детей с образным словарём, синонимами, антонимами, эпитетами, сравнениями. Дошкольников следует знакомить и со словарём, используемым в фольклорных произведениях. Ребёнка дошкольного возраста, особенно старшего, следует приучать воспринимать, т. е. слышать, понимать и отчасти запоминать, и использовать в речи отдельные простые по содержанию, доступные ему выражения из народно – разговорной фразеологии, в том числе устойчивые словосочетания, пословицы и поговорки. Но главная суть заключается в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости трех компонентов:
Центральное место занимает речь воспитателя. Своей речью педагог учит ребенка родному языку, общаясь на протяжении всего дня. Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду, и он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям. Беседы, игры, и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка, которые проводятся со всеми детьми, частью детей и в индивидуальной форме. Они могут быть кратковременными и более длительными, могут быть спланированы заранее, а могут возникнуть стихийно - у педагога должно быть чутье на “момент”.
Педагогами должны быть созданы определенные условия – специальные места, обособленные от игровых зон, где проходит индивидуальная и подгрупповая работа по развитию речи – речевой уголок.
Проводя словарную работу, мы одновременно решаем задачи нравственного и эстетического воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведения. В отечественной методике обучения русскому и языку работа над словом рассматривается не только в узком смысле. В ее традиции уроки родного языка – это уроки воспитания нравственности.
Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Организация дидактических игр является традиционным методом в дошкольном образовании, но требует творческого подхода, обновления методики и поиска эффективных приёмов мотивации детей.
Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра служит одним из основных средств развития речи детей. Она помогает усвоению, закреплению знаний. Использование дидактической игры повышает интерес детей к речи, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение речевого материала.
Характерная особенность дидактической игры – связь учебных элементов с элементами игры. Учебное, дидактическое содержание уравновешивается другой стороной дидактических игр – деятельностью. Поэтому деятельность в большинстве дидактических игр организуется так, чтобы она как можно больше сосредотачивала внимание детей. В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры. При проведении дидактической игры дети должны всегда чувствовать, что они играют, а не учатся.
Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий.
На основе взаимно противоречивых тенденций ребенка к самостоятельности и к совместной жизни со взрослым, рождается такая деятельность как ролевая игра, в которой ребенок берет на себя роль взрослого и проигрывает его жизнь, деятельность и отношение к другим людям, тем самым осознавая социальные условия жизни, таким образом приобщаясь к жизни взрослых.
В то же время умение играть в ролевые игры предполагает достаточно высокий уровень речевого развития. Так дети, плохо владеющие речью, не могут играть в сюжетно-ролевые игры: они не умеют планировать сюжет, не могут взять на себя роль, их игры носят примитивный характер (в основном это манипуляции с предметами) и распадаются под влиянием любых внешних воздействий. Игра может оказаться более ценной с возрастом для становления самодеятельных форм поведения, где от ребенка требуется умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками и старшими, реализуя свои игровые замыслы.
На сегодняшний день замечено «вытеснение» игры, учебными занятиями, студийной и кружковой работой в дети уже не играют, а выполняют учебные задания, что приводит к переутомляемости, снижению интереса к осуществляемой деятельности и процессу познания в целом.
Современные дети окружены большим потоком информации (телевидение, компьютер, общение со взрослыми вне дома). Реальный опыт детей ограничивается с одной стороны повседневным бытом, а с другой — сюжетами боевиков и виртуальных персонажей. У современных детей даже в старшем дошкольном возрасте явно доминируют бытовые сюжеты, а профессиональные и общественно-политические вытесняются телевизионными, огромное количество дошкольников предпочитают проигрывать сюжеты, заимствованные из мультфильмов. Это может свидетельствовать о том, что дети лучше знакомы с жизнью и отношениями героев ,чем окружающих их близких взрослых. И хотя содержанием игр остаются поведение людей и их отношения, слабая представленность профессиональных и социальных ролей и оторванность игр от жизни близких взрослых может свидетельствовать о том, что социальная жизнь взрослых перестает быть содержанием детских игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Происходит разрыв между жизнью современных детей и взрослых.
Так же нельзя не отметить то, как речевому развитию способствуют и самостоятельная театральная деятельность, которая включает в себя не только само действие детей с куклами и персонажами, или собственные действия по ролям, но также художественно- речевую деятельность.
Одним из этапов в развитии речи в театрализованной деятельности является работа над выразительностью речи. Выразительность речи развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей к интонационной речевой у детей средней группы и к языковой выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста. Анализ литературы позволяет констатировать, что, понятие “выразительность речи” имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства. Театрализованная игра задействует эмоции дошкольников: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, что облегчает процесс развития речи. Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Поэтому, для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы выявить свои эмоции, чувства и взгляды, причем не только в разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. Кроме того, при обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, в которых проявляется вся совокупность выразительных средств русского языка, и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Обыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании. В связи с чем работу в этом направлении воспитатели должны проводит начиная с младших групп.
Произведения народного фольклора бесценны. Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову. Развивается речь, формируются нравственные привычки. Народные песенки, потешки, частушки, -все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности. Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Малые фольклорные формы можно использовать как прекрасный образец такого средства художественной выразительности, как сравнение.
Связная речь, выполняет важнейшие функции: наряду с формированием фонетической стороны речи, обогащением и развитием словарного запаса, грамматического строя речи и речевого творчества, она помогает общаться с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, это и является решающим условием для развития личности.
Использование предлагаемых игр и проводимая работа по развитию речи и основам безопасности жизнедеятельности лишь тогда будет иметь успех, когда она будет проводиться непрерывно, систематически, планомерно при постоянном общении детей со взрослым "на равных".
Все сказанное выше побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного, осознанного и ответственного отношения к развитию и активации функции речи, подготовки к сюжетно-ролевой игре дошкольников, к активной познавательной и развивающей деятельности. Эта проблема должна быть актуализирована в широкой педагогической и родительской общественности на уровне государственной образовательной политики, и отражена в разработке методических приемов организации сюжетно-ролевой игры при помощи самостоятельно изготовленных реквизитных лепных материалов, инструментов и предметов, и программ повышения квалификации работников ДОУ в данной области.