Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у дошкольников»
Развитие речи в дошкольном возрасте
Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Речевую деятельность характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. Эти механизмы были и являются до сих пор предметом исследования многих психологов и психолингвистов (Жинкин Н.И., Зимняя И.А., Зинченко В.П. и др.).
Речь - одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышления и основное средство общения между людьми. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта [8, с.5].
Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь, речевое развитие является центральным каналом психического развития ребёнка.
Одним из первых значение речи для развития психики ребёнка стал изучать советский психолог Л.С. Выготский [6, с.416].
Позднее этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин и др. Они установили, что с ранних этапов развития ребёнка слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности. Совершенно исключительное значение имеет речь в приспособлении ребёнка к требованиям человеческого общества, установлении контакта с другими детьми.
Речевое развитие дошкольника проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:
а) пассивное владение словом, когда ребёнок понимает обращённую к нему речь, но ещё не умеет говорить;
б) активное использование речи.
Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.
Основные особенности развития речи в дошкольном возрасте:
речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
проявляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
ребёнок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;
складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;
возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;
складывается понимание форм языковой деятельности;
речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;
речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
завершается процесс фонематического развития: ребёнок правильно слышит и произносит звуки;
возникают предпосылки для освоения грамоты.
В дошкольном возрасте, естественно, не заканчивается для ребёнка процесс овладения речи. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствования умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.
Рекомендации
Речь - это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, чёткой речи. Поэтому к речи окружающих предъявляются следующие культурные и методические требования:
Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна. Педагог должен разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствование своего языка. Этому способствует общение с людьми, владеющими совершенной речью, слушание художественного чтения в исполнении мастеров художественного слова и самостоятельное внимательное чтение художественной литературы.
Особого внимания к себе требует культура речи, её этика. Речь воспитателя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.
Структуру речи следует согласовать с возрастом детей. Чем моложе ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи: предложения должны быть короткими простыми. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт.
Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчётливость понимания, а стало быть, и мышления. В этом смысле язык людей изобилует погрешностями. Мы часто употребляем слова не по назначению: называли детское кресло стульчиком, форточку окном, кирпичик кубиком, предлагаем детям одевать туфли или шапки, а их надо надевать и т.п. Это вредит вниманию детей, точности и ясности их восприятий, обедняет словарь и извращает язык.
Включать в свою речь детские словечки, подчас столь милые и забавные, недопустимо. Этим замедляется процесс овладения ребёнком правильной речью.
Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает, нервирует.
Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую, переходящую в шёпот речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Прислушиваться они не способны. Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тону слова и их содержание.
Мы не можем предъявлять к речи педагога требования художественности, но его речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, ту любовь к ребёнку, наличие которой необходимо каждому педагогу.
Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.