kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие речи у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие речи у детей дошкольного возраста.Основные особенности развития речи, рекомендации для воспитателей

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие речи у дошкольников»

Развитие речи в дошкольном возрасте

Речь является одной из самых сложных форм высших психических функций. Речевую деятельность характеризуют многозначность, многоуровневая структура, подвижность и связь со всеми другими психическими функциями. Осуществление речевой деятельности на всех фазах (уровнях) ее реализации обеспечивается рядом сложных психологических механизмов. Эти механизмы были и являются до сих пор предметом исследования многих психологов и психолингвистов (Жинкин Н.И., Зимняя И.А., Зинченко В.П. и др.).

Речь - одно из важнейших свойств человека, главное орудие мышления и основное средство общения между людьми. Речь человека - показатель его интеллекта и культуры. Психолог Н.И. Жинкин считает, что речь - это канал развития интеллекта [8, с.5].

Чем раньше осваивается язык, тем легче и полнее усваиваются знания. Чем речь точнее и образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. Речь, речевое развитие является центральным каналом психического развития ребёнка.

Одним из первых значение речи для развития психики ребёнка стал изучать советский психолог Л.С. Выготский [6, с.416].

Позднее этому вопросу посвятили много исследований психологи А.А. Люблинская, А.Р. Лурия, Н.Х. Швачкин и др. Они установили, что с ранних этапов развития ребёнка слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности. Совершенно исключительное значение имеет речь в приспособлении ребёнка к требованиям человеческого общества, установлении контакта с другими детьми.

Речевое развитие дошкольника проходит два закономерно сменяющих друг друга этапа:

а) пассивное владение словом, когда ребёнок понимает обращённую к нему речь, но ещё не умеет говорить;

б) активное использование речи.

Речь тесно связана со многими психическими функциями: познанием, мышлением, эмоциями, личностью человека, и оказывает значительное влияние на их формирование. Имея свою самостоятельную ценность как возможность обрести цивилизованные способы самовыражения, речь играет исключительно важную роль в становлении человеческого сознания, высших психических функций, развитии и социализации личности.


Основные особенности развития речи в дошкольном возрасте:


  1. речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;

  2. проявляются связные формы речи, возрастает её выразительность;

  3. ребёнок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;

  4. ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;

  5. развивается регулирующая функция речи, которая выражается в понимании литературных произведений, подчинении инструкции взрослого;

  6. складывается планирующая функция речи, когда она начинает предварять решение практических и интеллектуальных задач;

  7. возникает звуковая функция речи, выделение слова как абстрактной единицы, возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь;

  8. складывается понимание форм языковой деятельности;

  9. речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней;

  10. речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;

  11. завершается процесс фонематического развития: ребёнок правильно слышит и произносит звуки;

  12. возникают предпосылки для освоения грамоты.


В дошкольном возрасте, естественно, не заканчивается для ребёнка процесс овладения речи. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически правильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствования умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни.


Рекомендации


Речь - это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих - ребёнок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребёнку в формировании правильной, чёткой речи. Поэтому к речи окружающих предъявляются следующие культурные и методические требования:

  1. Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна. Педагог должен разбираться в особенностях своей речи, учитывать её ошибки и погрешности, бороться с ними путём постоянного самоконтроля и совершенствование своего языка. Этому способствует общение с людьми, владеющими совершенной речью, слушание художественного чтения в исполнении мастеров художественного слова и самостоятельное внимательное чтение художественной литературы.

  2. Особого внимания к себе требует культура речи, её этика. Речь воспитателя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

  3. Структуру речи следует согласовать с возрастом детей. Чем моложе ребёнок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращённой к нему речи: предложения должны быть короткими простыми. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

  4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт.

  5. Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчётливость понимания, а стало быть, и мышления. В этом смысле язык людей изобилует погрешностями. Мы часто употребляем слова не по назначению: называли детское кресло стульчиком, форточку окном, кирпичик кубиком, предлагаем детям одевать туфли или шапки, а их надо надевать и т.п. Это вредит вниманию детей, точности и ясности их восприятий, обедняет словарь и извращает язык.

  6. Включать в свою речь детские словечки, подчас столь милые и забавные, недопустимо. Этим замедляется процесс овладения ребёнком правильной речью.

  7. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребёнок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестаёт слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает, нервирует.

  8. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую, переходящую в шёпот речь дети не слышат, не улавливают её содержания. Прислушиваться они не способны. Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тону слова и их содержание.

  9. Мы не можем предъявлять к речи педагога требования художественности, но его речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, ту любовь к ребёнку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

  10. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приёмов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с детьми.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие речи у дошкольников

Автор: Шкирман Наталья Викторовна

Дата: 20.09.2016

Номер свидетельства: 344786

Похожие файлы

object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "«Особенности современных форм, методов работы в ДО по развитию речи дошкольников» Тематический педсовет"
    ["seo_title"] => string(80) "osobiennosti_sovriemiennykh_form_mietodov_raboty_v_do_po_razvitiiu_riechi_doshko"
    ["file_id"] => string(6) "453717"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1517335414"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Предметно-развивающая среда, как средство развития  речи дошкольников. "
    ["seo_title"] => string(80) "priedmietno-razvivaiushchaia-srieda-kak-sriedstvo-razvitiia-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "189475"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426928335"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Консультация для родителей «Развитие речи дошкольника в семье»"
    ["seo_title"] => string(71) "konsul_tatsiia_dlia_roditieliei_razvitiie_riechi_doshkol_nika_v_siem_ie"
    ["file_id"] => string(6) "392265"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1487179302"
  }
}
object(ArrayObject)#888 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»"
    ["seo_title"] => string(99) "piedsoviet-osobiennosti-sovriemiennykh-form-mietodov-raboty-v-dou-po-razvitiiu-riechi-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "291090"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1455071500"
  }
}
object(ArrayObject)#866 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность. "
    ["seo_title"] => string(73) "razvitiie-riechi-doshkol-nikov-chieriez-tieatralizovannuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "130386"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415892822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства