Просмотр содержимого документа
«Развитие способностей к творчеству в дошкольном детстве»
Статья на тему:
«Развитие способностей к творчеству в дошкольном детстве»
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний, эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, можно разработать программы изостудий. Традиционные и нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, сочетание таких техник раскрывает универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
На практике эти задачи реализуются через занятия изостудии «Художники-волшебники». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку дается возможность активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Формирование художественного мышления через различные способы рисования с использованием традиционных и нетрадиционных техник решает следующие задачи:
Образовательные:
Формировать у детей умение изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
Формировать духовные качества, эстетический вкус у детей.
Обогащать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.
Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций.
Развивать мелкую моторику рук детей.
Воспитательные:
Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
Вовлечь ребят в художественно-творческую деятельность.
Приобщить воспитанников к эстетической культуре.
Дошкольникам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Дети приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ребёнка в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
На практических занятиях применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Организация занятий кружка:
Занятия проводятся 2 раза в неделю в средней и старшей группах и 4 раза в неделю в подготовительной группе в вечерний отрезок времени, продолжительность занятий от 25 до 30 минут в зависимости от возраста воспитанников. По окончанию занятий организуются выставки детских работ для родителей, и тематические выставки в ДОУ ежеквартально.
Материал:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролон;
• трубочки коктейльные;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти;
• кисти.
Методика организации работы детей дошкольного возраста по изобразительной деятельности основывается на принципах дидактики: систематичность, последовательность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Качество детских работ зависит от:
• грамотного методического руководства со стороны взрослых;
• уровня умственного развития ребёнка, развития представлений, памяти, воображения (умения анализировать образец, планировать этапы работы, адекватно оценивать результат своего труда и т.д.)
• степени сформированности у детей конкретных практических навыков и умений работы с материалом;
• развития у ребёнка таких качеств как настойчивость, целеустремлённость и внимательность, любознательность, взаимопомощь и др.
Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей два раза в год по усвоению программы, для которого разработаны контрольные и индивидуальные беседы, диагностические критерии.
Предполагаемый результат:
Дети имеют представление об изобразительных техниках;
Умеют различать техники изображения;
Приобретут практические умения по работе с различными изобразительными материалами;
У детей появится интерес к изобразительному творчеству;
Развивается художественный вкус, дети научатся видеть красивое вокруг себя, выражать свои впечатления, эмоциональное отношение через свое творчество;
Приобретут трудовые навыки и умения, стремясь овладеть традиционным мастерством.