Просмотр содержимого документа
«"Развитие творческих способностей детей посредством тестопластики" (из опыта работы)»
Тестопластика - увлекательный вид деятельности для детей дошкольного возраста.
Авторы: Попова Екатерина Рафаиловна, Хахалева Нина Константиновна
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 295 Красноармейского района Волгограда» - воспитатели.
Хотим поделиться своим опытом по работе с детьми лепкой из соленого теста.
Для начала несколько слов об истории этого вида художественного творчества. На Руси поделки из теста выполняли не только декоративную функцию, но и были исполнены глубоко сакральным смыслом. Так во времена, когда Новый год праздновали первого сентября, а заодно и справляли свадьбы, было принято дарить фигурки из соленого теста, украшенные росписью, характерной для той местности, в которой жили люди. И такой сувенир становился оберегом и хранителем дома, семьи, считалось, что поделка из соленого теста - символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе, поэтому эти фигурки нередко называли очень просто - "хлебосол". Замечательная традиция пережила века, почти была утрачена из за недостатка муки, в период мировых войн прошлого века, и, возродившись заново, оказалась не только модным массовым увлечением, но и прекрасным материалом для детского творчества.
Даже не говоря о том, что дети всегда встречают на "ура" этот вид деятельности, и он пользуется непроходящей у них популярностью, на наш взгляд он имеет ряд несомненных преимуществ:
- экологическая чистота (при работе с детьми - аллергиками, это приобретает особенную важность).
- доступность и дешевизна материалов.
- простота создания поделок.
- "мукосольки", созданные детьми, прочные, а покрытые лаком - практически " вечные".
Тестопластика позволяет детям с разным уровнем развития, темперамента, возраста, смело отражать свою самобытность, мироощущение, реализовывать свой творческий потенциал, испытывая радость и гордость от изготовления и созерцания плодов своего труда. Таким образом, развиваются способности и возможности ребят в декоративно - прикладной деятельности.
Начинать занятия целесообразно с ознакомлением детей с материалом. Малышам обычно раздаем по кусочку теста, которые они с удовольствием и (не побоимся этого слова) восторгом, раскатывают, плющат, мнут, отрывают от теста кусочки. Нужно чтобы ребенок осязая, " прочувствовал" материал, это придает детям особую уверенность в последующем взаимодействии с тестом, потом постепенно добавляю "штампики" - крупные резные и рельефные пуговицы, колпачки от фломастеров, выпуклые кусочки кружева, для приобретения навыка при оттиске на плоскостных изделиях - дети отлично учатся регулировать силу нажатия на "штампик".
В первый год обучения хорошо подходят для "мукосолек" формочки, готовые изделия получаются эффектными и имеют опрятный вид (дети в восторге), в последствии осваиваем шаблоны, аккуратно обрезая тесто по краю пластмассовой стекой.
К концу первого года плоскостные изделия "обрастают" несложными налепами. Потом (на втором году деятельности), простые "шарики" на плоскости трансформируются, превращаясь в овощи и фрукты, а в выпускной группе дети создают композиции, украшенные цветами и резными листьями.
С какой гордостью ребята дарят свои изделия родным и близким на праздники, с какими сияющими глазами украшают поделками новогоднюю елку, вопросы родителей: "Неужели сам?"... Да, они уже почти все научились делать сами, поверьте, от этого получают огромный позитивный заряд и дети, и родители, и педагоги.
Не будем перечислять истины, которые знают все - о пользе, целях и задачах тестопластики, просто хотим, чтобы как можно больше и детей, и взрослых приобщились к этому удивительному занятию - лепке из соленого теста. Может тогда, надеемся, из вчерашних малышей вырастет поколение творческих, ценящих и понимающих искусство, умеющих дарить радость, уверенных в своих силах и способностях людей – личностей. На наш взгляд, это и есть самая главная цель и задача.
Хотим поделиться универсальным рецептом теста, при выпекании оно часто начинает подходить прямо в духовке, чтобы этого не происходило и изделие не деформировалось, или происходило, но не в очень уж значительной форме, смешивайте муку и соль в пропорции один к одному, можно соли добавить немного больше, не переборщите с водой (но тесто не должно быть сухим), добавьте одну столовую ложку клея ПВА при замешивании, выпекайте при температуре 75-80С.
Из всего многообразия красок, используемых при раскрашивании готовых изделий (гуашь, акварель, акриловые краски), для поделок с рельефной поверхностью - разнообразные оттиски, бороздки, складочки, предпочтительно использовать акварель - заполняя щелочки и впадинки, краска создает неповторимый эффект, которого невозможно добиться при использовании гуаши ( получается однородный "глухой" цвет).
Для пущего эффекта можно воспользоваться нехитрым способом - "сухим" тонированием. На сухую, жесткую кисточку набрать белую гуашь, удалить излишнюю краску, нанося мазки на бумагу (кисть с краской почти сухая), затем, легкими мазками, пройти поверхность изделия там, где находятся рельефы, не надавливая, чтобы частички краски не попали в углубления (изделие должно быть сухим). Поверьте, поделка приобретает совершенно фантастический объем, "оживает". Дети очень любят этот художественный прием, совсем не сложный в исполнении, но, от этого не менее эффектный.
Будем очень рады, если наши маленькие "подсказочки", помогут в вашем "тесто-творчестве". Удачи, радости от проделанной работы, вдохновения вам и вашим детям на этом увлекательнейшем поприще - занятиями "тестопластикой"!