Просмотр содержимого документа
«Развитие творческих способностей в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Развитие творческих способностей в ДОУ в соответствии с ФГОС
Как мы все знаем, ребенок все впитывает, словно губка: запоминает слова, которые говорят взрослые, действия, учится играть. Наиболее актуальной на сегодняшний день проблемой является проблема развития у детей дошкольного возраста творческих способностей. Как же их формировать у детей? Как говорил Василий Александрович Сухомлинский «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества». А как же дети научатся всему этому, если не будет поддержки и помощи кого-то из взрослых?
Стандарт для ДОУ - это требование нового закона об образовании, в котором дошкольное образование признано уровнем общего образования. Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения. В общении, на занятиях, в играх – ни на минуту не следует забывать, что ребенок неповторимая личность.
Большое значение играет то, какие подходы и методы использует воспитатель при взаимодействии с детьми ДОУ,а также играет большое значение то, как ребенок сам относится к новому: воспринимает новые условия, ранее незнакомые ему, проявляет креативность, самостоятельность, фантазию, спрашивает помощи у старших, если сам не знает, как сориентироваться в какой-то области.
Творческие способности ребёнка в дошкольном детстве проявляются прежде всего в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении, постановке спектаклей и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. В дошкольном детстве ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Каждый период, относящийся к дошкольному детству, характеризуется своими особенностями в развитии творческого потенциала малышей.
1–2 года. Считается, что в это время происходит становление характера и самостоятельности ребенка, выражающееся в желании действовать по собственной воле ("я сам", впервые отмечается инициативность в общении и играх. На практике, в этом возрасте чаще всего проявляются музыкальные способности. Дети реагируют на музыку и начинают ритмично двигаться, другие любят находиться в центре внимания. Задача воспитателя - увидеть это и развивать способности детей по их интересам и природным задаткам.
3–4 года. Психологи отмечают, что возраст трех лет является самым важным для становления ребенка как личности, половина всех качеств, присущих взрослому, формируются у ребенка к этому возрасту. Отмечается пик творческой активности малышей, поэтому необходимо уделять как можно больше времени индивидуальным занятиям, особое внимание обращая на выбор упражнений и игр, направленных на развитие творческих способностей в той деятельности, в которой они проявляются у данного конкретного ребенка.
5–6 лет. К этому возрасту ребенок обладает уже достаточно большим словарным запасом, интенсивно развивается логическое мышление (умение анализировать и обобщать, воображение, память, фантазия. Это определяет необходимость включения в занятия и игры заданий творческого характера.
7–8 лет. Младший школьный возраст является сенситивным периодом развития не только логического мышления, но и всех психических процессов. Это является одним из необходимых условий для развития интеллекта и творческой деятельности - изобразительной, театральной, музыкальной. И хотя доминировать будет какая-то одна, к которой у ребёнка имеются природные задатки, в каждой области он должен уметь себя проявлять.
Методы развития творческих способностей детей дошкольного возраста:
1. Ознакомление с окружающим миром (проведение бесед на тему, что же растет на огороде, на площадках, входящих в собственность детского сада, обсуждение того, что же ребенок видел, когда шел в детский сад). Вспомнить вместе с детьми, что они уже знают о животных, окружающих их растениях, их формах.
2. Элементарные математические представления (умение вести устный счет (1-20), математические игры, связанные с раскрашиванием определенных участков, помеченных определенной цифрой, умение сопоставлять число и количество предметов. Все это вовлекает воспитанника в игру, позволяет получить первые представления о количестве предметов. Можно также изготовить небольшие цифры вместе с детьми из картона с целью лучшего усвоения их образа, запоминания.
3. Развивающие игры (настольные игры, мозаика, конструкторы, собирание пазлов). Способствуют развитию воображения (в том числе пространственного) и творческого мышления, умения применять на практике своих знания.
3. Рисование. Зачастую именно в изобразительной деятельности раскрываются творческие способности, поэтому необходимо, чтобы у ребенка всегда в свободном доступе были карандаши, краски, кисточки, фломастеры и бумага для рисования. Рисование способствует развитию воображения, инициативности, фантазии.
4. Лепка. Лепка развивает мелкую моторику пальцев рук, творческие способности детей, фантазию, пространственное воображение. Занятия по лепке начинаются с самого простого, со временем дети начинают лепить более сложные фигуры. Для занятий необходимо иметь яркий, мягкий пластилин, тесто для лепки, глину.
5. Чтение. Некоторые считают, что книга утратила свой статус, на смену ей пришли телевидение, компьютеры, телефоны и интернет технологии. Однако это ошибочно. Читать книги нужно как можно больше и чаще, причём не менее получаса в сутки, как утверждают специалисты. Книги должны подбираться соответственно возрасту ребенка и его интересам. После прочтения книги необходимо проанализировать текст, обсудить содержание книги с ребенком. Это способствует развитию логического мышления, фантазии. Включение дошкольников в театрализованные игры по содержанию прочитанного развивает их творческие способности. Но нужно также уделить внимание и тому, какие книги стоит читать детям дошкольного возраста, а какие – нет. Так произведения, на которых выросли многие дети, показывают, как нужно относиться к людям, а как нельзя: В. Катаев «Цветик-семицветик», А. Куприн «Слон»; книги о бережливости-расточительности: Э. Успенский «Трое из Простоквашино», С.Михалков «Булка» и др.
6. Музыка. С самого младенческого возраста, мама, укачивая своего кроху, поет колыбельную, в более старшем возрасте дает слушать детские песни и классическую музыку - это развивает не только музыкальный слух, но и память, и образное мышление.
7. Танцы. Большое значение для детей играют танцы: продумывание сценического образа, умение выполнять движения в такт музыке.
Чтобы развивать творческие способности у ребенка дошкольного возраста, можно начинать с самых, казалось бы, простых вещей: рисовать, раскрашивать, лепить. В дальнейшем, все это будет благоприятно влиять на развитие ребенка. В более старшем возрасте, записать детей во всевозможные кружки, направленные на развитие талантов: игра на музыкальных инструментах, танцы, пение.
Таким образом, воспитатель должен приложить все усилия, чтобы создать все необходимые условия для воспитанников, применять разнообразные подходы, а также методы работы: методы игрового воспитания, наглядные методы, методы проблемного изложения материала.