«Развитие творческого потенциала личности дошкольника»
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника»
Проблема творчества как особая научная проблема вызывает повышенный интерес. Любой из нас потенциально творец, но мало кому посчастливилось познать подлинную радость создания существенно нового в той или иной сфере деятельности. Вообще феномен творческой личности не раскрыт сколько-нибудь полно, а тайны эффективности креативного процесса практически остаются за семью печатями. Существуют предположения, что творческий акт не управляем, и не познаваем, а совершается сам по себе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие творческого потенциала личности дошкольника»»
ГКУ «Ново-Жизненская основная средняя школа» отдела образования Шемонаихинского района
«Развитие
творческого потенциала личности дошкольника»
Подготовила воспитатель мини центра Артемьева О.А.
2016Г
Теоретическое обоснование проблемы
Проблема творчества как особая научная проблема вызывает повышенный интерес. Любой из нас потенциально творец, но мало кому посчастливилось познать подлинную радость создания существенно нового в той или иной сфере деятельности. Вообще феномен творческой личности не раскрыт сколько-нибудь полно, а тайны эффективности креативного процесса практически остаются за семью печатями. Существуют предположения, что творческий акт не управляем, и не познаваем, а совершается сам по себе. Такое понимание творчества мы находим у А.Шопенгауэра: «Я не познал ее, она сама себя создала. Мои философские положения возникли во мне без всякого моего содействия, в такие моменты, когда всякое хотение во мне точно засыпало… я просто в качестве свидетеля и очевидца записал то, что в подобные моменты представлялось мне пониманием, чуждым всякого участия воли и за тем воспользовался записанным для моих творений».
Проблема творческого развития детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе.
Сегодня мы на этапе коренных изменений во всех сферах жизни общества Требуется переосмысление цели и сущности воспитания подрастающего поколения. Традиционная дошкольная система образования готовит человека к включению в социальную жизнь в репродуктивном статусе т.е. к выполнению еже кем-то заданных функций исполнителя, в то же время как социально-экономические условия современной жизни настоятельно требуют проявления личной инициативы, творчества от каждого человека, вступающего в жизнь. К тому же социально-экономический и нравственный хаос порождает отчуждение человека от культуры, порождает бездуховность и нравственно-психологический кризис личности. Вместе с тем, как показывает история, одним из выходов общества из данного кризиса является изменение системы образования. Смысл изменения системы образования в ее гуманности, в усилении нравственных основ образования и воспитания. Подлинно гуманистическая система образования обеспечивает право личности на развитие и самоопределение. В ее основе лежит доверие к человеку, уважение к его достоинству. Гуманизм в общефилософском понимании – это социально-ценностный комплекс идей, утверждающих отношение к человеку как к высшей ценности, признающих его право на свободу, счастье, развитие и творческое проявление. В интересах развития современной педагогики и психологии представляется весьма важным проследить развитие гуманистических идей творчества в мировой истории.
Величайший педагог своего времени Я.А.Каменский требовал воспитания у детей человечности, благожелательности к людям, развития у них творческого начала. Особую страницу в развитии творческой педагогики оставили представители русской педагогической мысли М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский. Анализ педагогического наследия прошлого показывает, что идеи творчества пронизывают различные исторические эпохи и страны и, безусловно, во взглядах мыслителей не могла не отразиться историческая ограниченность того или иного периода, что необходимо учитывать для объективности выводов. Проблемы теории творчества разрабатывались прогрессивными русскими педагогами (П.Ф.Каптерев, В.П. Вахтеров, П.Ф.Лесгафт, В.М.Бехтерев, П.П.Блонский). В 20-е 30-е годы ХХ века одним из представителей творческой педагогики является С.Т.Шацкий. в своих трудах «Дети – работники будущего», «Бодрая жизнь», «Годы исканий» - он раскрыл проблему досуговой деятельности детей. И творческого воспитания. Воспитательные системы 20-х годов создавались талантливыми педагогами, тонкими и вдумчивыми воспитателями, любившими и понимавшими своих питомцев. Одним из таких педагогов был Антон Семенович Макаренко. Его педагогика была пронизана верой в творческие силы и возможности человека. В период 50-60- х годов отечественная педагогика находилась в состоянии перехода от авторитарного воспитания к активизации разнообразной деятельности детей, усилению индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и воспитании. Ведущим педагогом данного периода можно назвать В.А.Сухомлинского. Главной идеей его системы была личность ребенка, его творчество. В этой связи также правомерно проследить и проанализировать научные точки зрения тех психологов, которые создавали условия для проявления творческой парадигмы, а затем разрабатывали ее в возрастной и педагогической психологии.
Педагогическая психология Л.С.Выготского была издана в 1926 году. Такие ученые, как Л.С.выготский, Л.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия, Л.И.Божович, Л.В.Занков, П.А.Гальперин, Д.В.Эльконин, В.В.Давыдов внесли большую лепту в понятие «творческое развитие». Главным их делом становится создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка. Провозглашение центральной роли ребенка в педагогической системе означает утверждение ее как высшей точки той духовной высоты, которую следует считать главным стимулом развития личности. Все эти воззрения творческой педагогики легли в основу нового педагогического мышления. Задачи воспитателя побудить ребенка к активной творческой деятельности, использовать личный опыт, изучить внутренний мир. Именно на основе таких позиций нового мышления должна пересматриваться система дошкольного образования. Ключевым элементом нового педагогического мышления должно стать личностное развитие ребенка. Любое качество личности формируется в деятельности. Дошкольное учреждение должно идти по пути организации для детей различных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой, спортивной, досуговой, творческой).
Итак, формируемое на основе творческой педагогики, новое педагогическое мышление:
рассматривает развитие личности ребенка как сложный непрерывный процесс:
считает главным в воспитании создание условий для творческого развития, саморазвития ребенка.
Таким образом, рассмотрев возникновение гуманистических идей в европейской системе образования, в их историческом развитии, можно сделать вывод, что на протяжении всего существования педагогической науки и практики воспитания во главу угла становится личность воспитуемого, его творческое развитие.
Развитие творческого мышления у младших дошкольников.
В ХХ1 веке мировая цивилизация выходит на новый этап развития. В современных условиях уровень развития любого государства определяется не столько богатством природных ресурсов, сколько интеллектуальным и творческим потенциалом, успешностью освоения и внедрения новейших технологий в науке и производстве. «Общество постепенно приходит к пониманию того, что творческость (креативность) сама по себе является продуктом. Так же как измеряется валовой национальный продукт, можно измерять национальный индекс творческого потенциала, который будет составлен из музыкальных, литературных и художественных творений, технологических инноваций и научных открытий. В этом случае, систематически изучив креативность, ее можно будет осознать и развивать как ресурс».
Внедрение в практику новых технологий повлекло за собой возрастание потребности общества в людях, обладающих творческим мышлением, вносящих новое содержание в производственную и социальную жизнь, умеющих ставить и решать новые задачи, относящиеся к будущему. Огромную роль в развитии государства имеют интеллектуальный и творческий потенциал страны. В связи с этим стратегической целью современной системы образования Республики Казахстан является создание наиболее благоприятных условий для формирования высокообразованной конкурентоспособной гворческой личности. А это значит, что в дошкольной системе дети должны не только получать определенные знания и умения и использовать полученные шаблоны и алгоритмы на протяжении всей жизни. Дошкольное образование должно способствовать развитию творческого потенциала ребенка, научить его мыслить продуктивно, творчески, оригинально. Американским психологом Э.Фроммом в 1959 году было предложено следующее определение понятия творчества: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта».
Творческое начало следует развивать с самого раннего детства. Одним из основных условий развития творческого мышления является создание атмосферы, которая благоприятна для появления новых идей и мнений. Основой его является развитие чувства психологической защищенности у детей. Критические высказывания и создание у детей ощущения, что их предложения неприемлемы и глупы - самое верное средство подавить их творческие способности. Воспитатель должен стать консультантом и помощником, он должен дать возможность детям строить творческий процесс самостоятельно.
Развитие творческой инициативы дошкольников.
Творчеством в обыденном словоупотреблении называют деятельность, порождающую нечто новое, т.е. что-то такое, чего никогда прежде не было.
Степень творческой насыщенности жизни во многом зависит от природных способностей ребенка, однако окружающая обстановка в этом отношении далеко не безразлична: она может создавать условия, способствующие пробуждению творчества, а может и подавлять его. Воспитатель должен быть творческой личностью, и поэтому свои занятия должен строить таким образом, чтобы развивать творческую инициативу у детей.
Занятия по развитию творческой инициативы детей – это очень интересная по форме работа. Задания развивающие, творческие отличаются от обычных заданий по форме и по содержанию, по целям, стоящим и перед воспитателем и перед детьми. В соответствии с конкретной целью каждого занятия на них создается атмосфера полная раскованности или же, наоборот, перед детьми ставится задача максимально сконцентрировать внимание, сосредоточить усилия на одном каком-то деле. Обстановка творческого сотрудничества малышей со своим воспитателем, умело направляющим их деятельности, должна царить на всех занятиях. Ребячья инициатива стимулируется постоянно. Воспитатель должен всегда задавать ребятам вопросы, активизирующие их мышление: «Что получится, если сделать наоборот?», «А где это можно применить?», «Нельзя ли сделать по-другому, лучше?», «Как вы это себе представляете?». «Почему это делается так, а не иначе?» и так далее. Десятки, сотни, тысячи «Почему?», «Как?», «Зачем?», «Где?» из занятий в занятие.
Ведь вопросы эти способствуют развитию у детей абстрактного мышления, воображения, произвольного внимания. Эти вопросы развивают логическое мышление, речь ребенка. Они побуждают детей к активности, самостоятельности, воспитывают взаимовыручку, коллективизм, уважительное отношение друг к другу.
Чтобы выполнить задания, которые подбирает воспитатель к творческим занятиям, ребенок должен не только и не столько хорошо знать программный материал, сколько уметь делать выводы на основе сравнений, обобщений. В основном эти занятия строятся на основе развивающих, речевых игр, занимательных элементов.
Лепит ли ребенок фигурку, создает узор или игрушку – он творит, фантазирует, выдумывает, мечтает. А как интересно наблюдать за работой ребят на занятиях по нетрадиционному рисованию. Ведь мы рисуем не только кисточкой, но и пальчиками, колпачком от фломастера, спичками, с мятым листом бумаги, толстой и тонкой нитью, мелом. Используем такие приемы рисования, как выдувание, монотипия, кляксография, рисуем при помощи кисти рук.
Особо скажу о детской руке. Детский интерес к своим рукам и пальчикам, проявляющийся в играх, давно взяла на заметку народная педагогика. Пальцы рук для детей часто являются помощниками в устном счете, выступают как существующие независимо от своего хозяина человечки, олицетворяют артистов теневого театра.
Игры детей с собственными пальчиками и руками можно активно использовать для приобщения малышей к искусству. А что, как не искусство побуждает созидать, выдумывать, творить.
Можно проводить творческие занятия по приобщению детей к различным видам искусства, которые так или иначе связаны с руками самих детей.
Для занятия необходимо приготовить по два листа из альбома для рисования и цветные карандаши для каждого ребенка. Рисуем на альбомном листе контур своей руки. Как правило, это задание выполняется с интересом. И не удивительно, ведь своя рука, запечатленная на листе бумаги, свое имя, услышанное в песне, стихотворении или рассказе, вызывает интерес не только у детей, но и у многих взрослых.
Каждому пальчику придумываем характер – веселый, грустный, озорной, сердитый и мечтательный. Хорошо, если характеры пальчиков дети определяют сами.
Далее предлагаем «одеть» каждый пальчик в шапочку такого цвета, который соответствует его характеру. Для рисунка шапочки веселого человечка-пальчика дети выберут цвета светлые, яркие. Грустный и сердитый «оденут» в шапочки темного цвета. Мечтательному, наверняка, достанется шапочка легкого цвета, а озорник приобретет шапочку яркую, броскую.
Для всех пяти пальчиков-человечков воспитатель помогает детям выбрать музыку, соответствующую настроению и характеру каждого из них. Для этого на доске он рисует мелом три разных линии – волнистую, с острыми углами и линию, состоящую из множества точек.
Все вместе отыскиваем линию, которая олицетворяет музыку грустного пальчика. Для этого в воздухе воображаемым карандашом обрисовываем контуры всех трех линий. Грустному пальчику, конечно, более всего подойдет первая – волнистая линия. Ее – то дети и зарисовывают на альбомном листе тем же карандашом, которым раскрашена шапочка этого грустного пальчика. Из предложенных на доске трех линий дети должны выбрать линию, олицетворяющую музыку веселого и озорного пальчиков. Это будут линии угловатая и состоящая из множества точек. Для сердитого пальчика малыши должны найти линию, олицетворяющую его музыку, самостоятельно, без помощи воспитателя. Для этого можно нарисовать один небольшой полукруг и два, следуемых за ним, маленьких полукруга. Линии, олицетворяющие музыку того или иного пальчика-человечка, должны быть выполнены теми цветами, которые соответствуют цветам их шапочек.
В результате зарисовки музыки всех пяти пальчиков на листе появляется цветной рисунок-узор. Поскольку все пять пальчиков-человечков живут на одной руке – руке ребенка, то можно сказать, что каждый из малышей нарисовал собственную музыку.
Вот так для ребят обучение становится интересным, увлекательным и жизненно важным делом. Так дети познают мир и взаимоотношения между людьми, реализуют творческие способности и познавательные интересы. Они учатся действовать, преодолевать трудности, фантазировать, развивать свои чувства, укреплять волю.
Основные препятствия на пути развития творчества.
В настоящее время многие психологи и педагоги признали необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения. Однако, на пути развития творческой личности существуют различные препятствия.
Важнейшим фактором, тормозящим развитие творческого мышления детей, является непонимание сущности и проявлений творчества многими педагогами. Это проявляется в угнетении естественной познавательной активности детей. Иногда это приводит не только к задержке развития творческого мышления ребенка, но и к дискриминации детей, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.
Очень интересный анализ исследований по проблеме психологических преград на пути развития творческого потенциала ребенка сделал И.Пуфаль-Струзик.
Он отмечает, что:
* детский сад чаще является институтом консервативным, обучающим скорее исполнительности, чем творческому и новаторскому поведению, институтом, ориентированным на среднего ребенка и поэтому из многих талантливых и творческих детей воспитывающим «середняков». В результате дошкольного обучения наблюдается феномен снижения творчества детей. Неправильное отношение воспитателя к творческим детям (критика, наказание) порождают в них нежелание учиться и действует разрушающе на развитие их творческого потенциала. Только сочетание высоких интеллектуальных и творческих способностей с действенным стимулированием в рамках детского сада создает возможность для значительных достижений.
Следующим важным фактором:
* блокирующим развитие интеллектуального и творческого потенциала дошкольников, являетсяограничение их автономии. При этом, если дети вместе с воспитателем участвуют в совместной деятельности, касающихся совместного сотрудничества, то достигнутые ими позже результаты выше тех, которые имеют дети, не допущенные к этому. Жесткий контроль педагога, значительная авторитарность и директивность его поведения не способствует творческому развитию.
На очередную трудность обращает внимание Л.Бахтольд, утверждая:
* что в детском саду существует противоречие, поскольку, с одной стороны здесь есть потребность в создании изобретательного ума, с другой же - неумение педагогов поощрять одновременно с творчеством поведение. Из анализа биографии одаренных людей вытекает, что педагоги не только не могли распознать их творческие способности в раннем дошкольном возрасте, но без энтузиазма реагировали на сам факт одаренности. Например, поведение Энштейна часто принималось в школе за неподобающее. Есть немало исследований, показывающих:
* что множество педагогов не подготовлено к правильному реагированиюна проявления творческого мышления способных детей. Они делают детям замечания типа: «перестань витать в облаках», «высказывайся только тогда, когда можешь сказать действительно что-то важное».
* Подавление высказываний детей, воспринимаемых слишком дерзкими, легкомысленными, чересчур экспансивными, и неприятие педагогами их новаторского подхода ко многим заданиям, отсутствие поощрения за проявление находчивости, фантазии - такое поведение педагогов все еще существует в системе образования. В одном из исследований о подобной грустной рефлексии рассказывали писатели. К неприятным ретроспекциям они относили подавление их высказываний педагогами, оценку задавания множества вопросов во время занятий как проявление нахальства, торможение инициативы и нетипичного, чересчур спонтанного поведения.
Исследованиями показано, что:
* более низкое качество межличностных связей между творческими детьми и педагогами может быть объяснено такими чертами творческих детей, как специфическое чувство юмора, склонность к агрессии и интеллектуальному риску без предвидения последствий.
Авторы считают, что отвагу в открытии нового и сложного творческие дети переняли, прежде всего от своих родителей, которые стресс, испытываемый в новых жизненных ситуациях воспринимали как захватывающие и ценные переживания, в отличие от родителей детей высокоинтеллектуальных, но не творческих, которых в доме научили скорее точной антиципации результатов своих действий и исключению риска.
Показатели творческого развития ребенка:
состояние речи (словарь, грамматика, элементы творческой связной речи);
качество технических навыков по ИЗО, лепке, аппликации, труду, сенсорные навыки;
наличие импровизации в сюжетно-ролевых, творческих играх и драматизациях;
качество продуктивных работ (особенно, в работах по замыслу);
состояние познавательной сферы (творческое мышление, воображение, речь).
Игры и упражнения
для творческого развития младшего дошкольника.
«Нарисуй» картинку палочками (Упражнение проводится с группой детей, разделенной на подгруппы из двух-семи человек) Дидактическаязадача. Учить детей схематически изображать различные предметы или сюжеты с помощью палочек разной длины. Формировать умение абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета.Материал:
1. 34 картинки, на которых изображены различные предметы. Картинки даны в красках, иногда с разными дополнительными деталями (дерево с листьями, дом на лугу, облака над ними и т. п.). Часть картинок, например, такие, как грабли, расческа, метла, клюшка, вязальный крючок, лопата, кисточка, щетка, удочка, ракета, барабан, солнце, выложить палочками несложно. Другие картинки: флажок, кораблик, забор и т. п.— более сложные. Некоторые картинки сгруппированы: одежда — юбка, шапка, брюки; мебель — стул, кровать, телевизор; посуда — стакан, блюдце, кастрюля; растения — куст, береза, елка, цветок.
2. Ребристые палочки (чтобы не катались по столу) диаметром 1,5—2 мм, длиной 5 см — 25 штук; длиной 3 см — 25 штук; длиной 1 см — 25 штук (для каждого играющего). Палочки лежат в специальной коробочке с тремя отделениями.
Руководство. Воспитатель раздает детям комплекты палочек и показывает разные картинки. Затем спрашивает, могут ли они на столе выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог начинает упражнение.
Вариант 1.
Дети получают разные картинки. Вначале они выкладывают палочками простые формы, затем более сложные. Когда картинки из палочек будут готовы, картинки-образцы помещаются на фланелеграфе, дети меняются местами и отгадывают (глядя на фланелеграф), кто какую картинку выложил.
Вариант 2.
Дети индивидуально или парами «рисуют» палочками разные группы предметов (соответствующие картинки выкладываются перед ними) – разную посуду (кастрюля, стакан, блюдце), разную мебель (кровать, стул, телевизор), разные растения (елка, куст,- береза, цветок), разную одежду (брюки, юбка, шапка). Затем они отгадывают, где выложен тот или иной предмет.
Что это такое!
(В игре участвует вся группа детей)
Дидактическаязадача. Учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.
Материал. Бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч.
Руководство. Дети встают в круг, а воспитатель говорит, что сейчас все они будут придумывать, на что похож тот предмет, который им покажут. Он показывает детям один из цветных кружков и кладет его в центр. Затем предлагает подумать, на что похож этот кружок, и ответить по очереди. Отвечает тот ребенок, которому воспитатель покатит мяч. Он ловит мяч и говорит, на что похож кружок. Например, красный круг может быть похож на помидор, цветок, праздничный флажок и т. п. Ответы детей не должны повторяться. Далее педагог показывает детям круг другого цвета и игра продолжается:
В следующий раз можно показать две бумажные полоски разной длины и ребята также по очереди будут говорить, на что это похоже. Воспитатель отмечает оригинальные ответы.
Игра может повторяться неоднократно с различным материалом.
Камушки на берегу
(В игре участвует группа детей, разделенная на подгруппы из
пяти — семи человек)
Дидактическаязадача. Учить детей создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений.
Материал. Большая картина с изображением морского берега. На берегу лежат камушки разной формы, очертания которых ясно видны детям. Каждый камушек (всего их нарисовано 10—15 штук) должен иметь сходство с каким-нибудь предметом, животным и т. д.
Руководство. Воспитатель показывает детям картину и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и на несколько минут все, что было на нем, превратил в камушки. Просит ребят угадать, что же было на берегу. Про каждый камушек нужно сказать, на кого или на что он похож.
Хорошо, если несколько камушков будут иметь практически одинаковый контур, а дети придумают и назовут разные предметы, которые были превращены в эти камушки. Если они затрудняются, воспитатель помогает им найти варианты ответов. Камушки могут быть самые разные: похожи на мячик, волчок, рыбку, птичку, человечка, ведерко и т.п.
Упражнение полезно проводить неоднократно. При этом следует менять форму камешков или использовать новую картину.
Речевые игры
На птичьем дворе
Цель игры: развивать исполнительские умения через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; вырабатывать правильное звукоподражание.
Ход игры:
Воспитатель: Наши уточки с утра -
Дети: Кря-кря-кря!
Воспитатель: Наши курочки в окно -
Дети: Ко-ко-ко!
Воспитатель: Наши гуси у пруда -
Дети: Га-га-га!
Воспитатель:А наш Петя-петушок поутру нам споет:
Дети: Ку-ка-ре-ку!
Кто в долине живет
Цель игры: развивать навыки имитации; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях.
Ход игры:
Водящий выходит из комнаты, а дети договариваются, кто из домашних животных будет жить в домике. После договора они хлопают в ладоши, приглашая водящего. Водящий входит со словами: «Тук-тук, кто в домике живет?» и дети отвечают: «Кря-кря-кря!». «Уточки», - отгадывает водящий. После этого выбирается следующий водящий, а дети загадывают других животных (собаку, корову и т.д.)
Что вы делали?
Цель игры: стимулировать детей и их инициативу к театрализованной игре; учить находить выразительные средства в мимике, жестах.
Ход игры:
Выбирается водящий. Он выходит из комнаты, а дети загадывают, что они будут делать. Когда по сигналу (хлопают в ладоши) водящий входит в комнату, он спрашивает: «Что вы делали?». Дети молча показывают действия - умывались. Водящий должен догадаться и ответить: «Умывались». После правильного ответа выбирается следующий водящий и игра продолжается.
Оркестр
Цель игры: формировать у детей живой интерес к творческой игре, желание участвовать в общем действии.
Ход игры:
Дети делятся на небольшие группы, садятся полукругом. В центре - воспитатель. Одна группа - скрипачи, другая - ударные инструменты и т.д. Затем предлагается спеть мотив знакомой песни. Воспитатель начинает дирижировать. Поет только та группа, на которую воспитатель указывает палочкой.
Затем вызываются 3-4 детей и им предлагается исполнить на любом инструменте какую-либо песню. Остальные дети должны угадать, какая песня была исполнена.
Альбом творческих заданий.
Волшебный сундук.
Рекомендации для воспитателя.
Занятие можно начать с повествования незавершенной истории.
«Однажды, прогуливаясь по парку, ты нашел (нашла) между деревьями необычный сундук. Ты сразу понял, что этот сундук – волшебный. Ведь когда ты его открыл, ты увидел …».
Затем пусть дети нарисуют или расскажут в Альбоме идей все, что они могли бы увидеть в волшебном сундуке.
Когда дети закончат выполнение задания, надо предоставить им возможность поделиться своими ответами к рисункам. Желательно это сделать на демонстрационном стенде.
Чудо – очки.
Рекомендации для воспитателя.
До проведения занятия необходимо изготовить очки с треугольной оправой (желательно, если они будут больших размеров и яркого цвета).
«Перед вами волшебные очки. Это треугольные очки называются волшебными, потому что в этих очках можно увидеть только треугольные предметы, а также детали предметов треугольной формы».
Обратитесь к детям с просьбой отгадать, что можно увидеть в групповой комнате и на улице а помощью этих очков. Фиксируйте ответы детей.
Затем спросите ребят: «А можно увидеть в этих очках дом треугольной формы? Как он будет выглядеть, давайте нарисуем и украсим его».
Возьмите очки с круглой оправой и попросите детей нарисовать или рассказать все то, что они смогут увидеть через эти волшебные очки в группе, на улице и дома.
Великаны.
Рекомендации для воспитателя.
Занятие можно начать с вопросов: «Ребята, кому-нибудь из вас хотелось поскорее вырасти и стать выше ростом, чем сейчас? А зачем вам хотелось стать больше ростом?».
Затем предложите детям закрыть глаза и представить, что волшебник подарил каждому из них чудесные конфеты. С помощью этих конфет можно быстро вырасти. Чудесные конфеты нужно было есть понемножку, но они оказались такими вкусными, что, не удержавшись, вы сразу съели несколько конфет. И вдруг стали быстро расти, и остановились только тогда, когда стали ростом с трехэтажный дом.
Основное задание: необходимо придумать и нарисовать, где будет жить великан, что он будет есть, на чем будет ездить и кто будет его другом. Спросите детей, как изменится жизнь человека, ставшего великаном, с какими проблемами он столкнется.
Попросите описать это
Использование Нетрадиционной техники рисования
в творческом развитии дошкольника
Тушь и свеча
Эта смешанная техника позволяет получить эффект контраста.
Сначала прорисуйте линии-детали свечой, затем закрасьте весь лист чёрной тушью широкой кисточкой. Не бойтесь, если весь рисунок окажется чёрным. Дайте рисунку просохнуть и соскоблите воск ножом, белые штрихи сразу появятся. Эту работу можно выполнить, заменив свечу восковыми мелками.
Окрашивание фона
Многие работы выполняются на цветном фоне. Как его сделать?
1. Бумагу положите на крупную (мелкую) тёрку и проведите свечой или восковым карандашом, а потом покройте краской, чернилами.
Целлофановый пакет покройте краской, сверху положите лист бумаги и слегка пригладьте, затем бумагу снимите.
На мокрую бумагу капните чернильные кляксы. Рисование водой
Этот способ рисования акварелью по мокрой бумаге.
Прежде всего, разведите водой немного краски, чтобы получился очень бледный тон. Нарисуйте сильно разведённой краской очертания какой-нибудь простой фигуры. Залейте фигуру водой. Смешайте ещё несколько цветов. Пока фигура не просохла, поставьте на неё цветную кляксу. Добавьте ещё несколько цветных клякс, чтобы они перемешались между собой. Дайте просохнуть.
Отпечатывание рукой
Известно, что дети очень любят рисовать пальчиками. Почаще предоставляйте им такую возможность. Нестрашно, если они забыли кисточку дома, можно рисовать пальчиками, аможно и кулачком. Печатать лучше на цветной бумаге или на приготовленном фоне. Запаситесь салфетками.
Узор из точек
Эффектно смотрится такая техника на окрашенном фоне. Для работы необходимы губки, пропитанные краской и ватные тампоны. Сначала рисуется предмет, затем оформляется точками.
Работа с акварелью «Пуантилизм))
От французского «пуант» - точка. Это рисование цветными мазками. Мазок - след кисти с краской, оставляемый на листе бумаги. Техника живописи мазками очень разнообразна.
По сырому.
Заключается в том, что бумага предварительно смачивается водой. Работать на ней надо, пока она не высохла. Чтобы бумага не высыхала подольше, можно положить ее на стекло. Эта техника незаменима для изображения каких-то пушистых мягких вещей. Если работа требует еще и четких линий, достаточно подождать, когда бумага высохнет и работу можно продолжить «по сухому».
Жесткая кисть.
Жесткая кисть применима для рисования мягких, пушистых вещей. Обмакните жесткую кисть в тушь и обтирайте ее о лист бумаги (черновик) до тех пор, пока кисть не станет оставлять после себя рыхлый прерывистый след.
Рисование фломастерами
Фломастеры, как техника яркая, требуют рисования каких-то ярких событий. Например: «Извержение вулкана», «Гроза».
Рисование с солью «Зернистая фактура»
Если посыпать солью акварельный невысохший рисунок, соль пропитается краской и при высыхании создаст эффект зернистости. Рисуйте очень быстро, потому что солью нужно посыпать мокрую работу. Соль возьмите мелкую, пользуйтесь солонкой. Высохшую соль можно соскрести, а можно оставить на рисунке.