kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»»







Муниципальное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста начальная школа – детский сад компенсирующего вида

№ 21 «Жемчужинка»







Рекомендации для педагогов:



«Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»







Подготовила Кузьминова Т.А.

Воспитатель

















«Развитие творческой исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования»

 

 Цель экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

 

Задачи экспериментальной деятельности детей среднего дошкольного возраста:

  1. 1.     Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями об объектах и явлениях живой и неживой природы;

-  развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, отражение и преломление света, звука, тепла, замерзание и таяние воды);

-  развитие у детей представления о химических свойствах веществ (растворение различных веществ; взаимодействие различных веществ

при соединении, «реакция» и их влияние на свойства других предметов);

-   развитие представлений  о свойствах неживой природы: воды, песка, воздуха;

-  развитие элементарных математических представлений (упражнять в количественном счете).                     

2. Развитие у детей умений пользоваться приборам - помощниками при проведении игр - экспериментов (оборудование: сосуды для опытов, приборы - увеличительное стекло);

3.Развитие умственных способностей:

-      развитие мыслительных способностей: анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение

-  формирование способов познания путём сенсорного анализа;

4. Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

  Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности может экспериментальная деятельность дошкольников, где вербальные формы обучения (беседы) сведены к минимуму. В процессе обучения задействованы все органы чувств ребенка. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. В процессе детского экспериментирования ребенок выступает как субъект, самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно возрастает.

 

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Во время эксперимента дети дают отчет об увиденном, формулируют выводы. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей развитие и обогащение речи, воспитание у детей таких качеств, как эмпатия, уверенность в себе, коммуникабельность.

Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Многими педагогами и психологами подчеркивается преимущество данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно - исследовательской деятельности, при принятии нами активной роли ребенка, одним из направлений моей работы в рамках программы изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности.

Формы, методы и приемы:

Формы:

- занятия (с игровой мотивацией, интегрированные, традиционные).

Очень интересно проходят занятия с детьми. Дошкольникам задаются вопросы; “Какой песок легче - сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде - камень, песок или дерево?’, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это Положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы.

Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывав у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Затем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

- целевые прогулки экскурсии

Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях, (опыты с песком, снегом, почвой и т.д.)

Наблюдение за сосульками, снежинками, лужами после дождя, солнцем, радугой...

-развлечения и досуг ( праздник воздушного шарика, солнечных зайчиков..)

Методы: - Словесный (беседа)

- Наглядный  (наблюдение, демонстрационный опыт (« Радуга в комнате»,),

С помощью наблюдения дети познают внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д.р.) и приобретают различные навыки, направленные на познание.

 - практический (опыты)

Опыт используется как способ решения познавательной задачи

Например, \на запрет взрослых не есть снег, дети говорят: «А почему нельзя есть снег?» Бесполезно объяснять, что снег холодный и можно заболеть, что снег грязный: он такой белый, чистый, сверкающий.....убедительно и наглядно эту проблему можно решить путем постановки опыта:/дети видят, что снег тает и образуется грязная вода. «Кто же положил сюда грязь? Никто. Значит, снег был грязный»,- делают вывод дети.

- объяснительно - репродуктивный ( применяется при решении следующих задач: * познакомить с чем-то....

* дать или расширить представления о чем -то....

- продуктивный метод (готовые знания реализуются в практической деятельности. «Повторяй за мной»)

- метод проблемного изложения ( это решения проблемных ситуации в разных условиях)

Например: «Как сделать цветную воду для снеговика?»,

«Как освободить бусинки из плена?»

 Приемы: - сообщение

-    описание

-    объяснение

-    инструкции

-    постановка вопроса

-       показ (демонстрация ) опыта

В своей работе по экспериментальной деятельности я опираюсь на ведущие принципы развития дошкольников:

  •     Принцип  психологической комфортности - заключается в снятии  стрессовых  факторов;)

  •     Принцип природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституций, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием; /

• Принцип дифференцированного  подхода - решаются задачи эффективной психологической  помощи воспитанникам в совершенствовании  их личности, способствует созданию специальных  педагогических ситуации, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников детского сада.

  •     Принцип деятельности - включение ребенка в игровою, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

  •     Принцип творчества -максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

В связи с важностью деятельностного подхода к развитию личности ребенка в группе создана предметно - развивающая среда, которую строю на принципе доступности, новизны и с учетом личностно ориентированной модели взаимодействия. Это уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности.

 

В уголке имеется основное оборудование. Приборы помощники:

- увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты;

-  разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы;

* природные материал: камешки, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья  деревьев, семена и т.д.

*бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т.д.

*технические материал конструктора и т.д

*разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.

прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла и т.д

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Так как основной мотивацией для начала экспериментирования является способность удивляться и любознательность детей, в своей работе я использую игрушку мальчика Почемучку, который делал первые открытия вместе с детьми.

Дети по природе своей - исследователи. Они очень любят экспериментировать.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка. Он рвет бумагу и смотрит, что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке; объем воды и т.д. Все это объекты исследования.

На занятиях дети учатся задавать вопросы: «Как это сделать?»

Исследуя окружающую действительность, дети сами стремятся найти объяснение многим явлениям. Пример: На прогулке дети делали пирожки. Почему не получился пирожок? (песок- сухой и мокрый), Снежинка растаяла на ладошке потому, что она тёплая.

Проводятся самые разные опыты:

Пример: было проведено занятие «Воздух - невидимка», где дети самостоятельно находили разными способами воздух (набирали воздух в полиэтиленовые пакеты, надували шарики, наблюдали пузырьки воздуха в воде, пускали мыльные пузыри...)

          

            На занятии «Волшебница вода» мы с детьми проводили эксперимент по изменению окраски, вкуса, запаха воды,

Изучая труды JI.C. Выгодского и Н.П. Поддъякова мне стало ясно, что между двумя видами: игрой и экспериментированием нет противоречий. Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе, а через экспериментирование с предметами ребенок ставит и добивается конкретных результатов. Я не разграничиваю игру и детское экспериментирование, они дополняют друг друга.

При планировании работы по организации детского экспериментирования, я учитывала то, что в процессе исследовательской деятельности ребёнок должен приобрести опыт физический, природоведческий, социальный, познавательный, поведенческий.

Я перестраиваю содержание занятий, включая экспериментирование в учебно-воспитательный процесс, который становится развивающим и познавательным.

 Пример: Было проведено занятие по аппликации : «Открытка для осени», Куда я включила метод экспериментирования.

На этом занятии я поставила проблему: Как приклеить листья на  дерево?» (какими способами)

Дети предлагали прибить гвоздями, приклеить с помощью пластилина, жевательной резинки, клея. А дальше задача усложнялась: нужно было приготовить клей....

 

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать  собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской  работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

    

     Детское экспериментирование достигает наибольшей результативности при тесном взаимодействии дошкольного учреждения с семьей ребенка.

      

Цель: ознакомление родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности, вовлечение родителей с целью сотрудничества.

  С родителями использую следующие формы работы:

-   Досуговые мероприятия (соревнования, праздников, участие родителей в выставках);

            -Познавательные (проведение собраний, консультаций, оформление папок-передвижек, информационных листов)

-   Родительские собрания:

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье».

Цель: ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности,

-   Лекторий для родителей.

«Роль семьи в развитии интереса к экспериментальной деятельности ребенка».

Цель: ознакомление родителей с методами работы по разделу «Детское экспериментирование»

«Проведение экспериментов летом»

Цель: рекомендации родителям по экспериментальной деятельности ребенка в При общении с родителями обращаю внимание на то, чтобы они поощряли любопытство детей, которое порождает потребность в новых впечатлениях, Любознательность: она порождает потребность в исследовании, предоставляли возможность ребенку действовать с разными предметами7и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Проводила анкетирование родителей, целью данной анкеты было: выявить отношение родителей к экспериментальной деятельности детей. (по книге «Организация экспериментальной  деятельности дошкольников методические рекомендации»/Под общ. Ред. Л.Н Прохоровой. — M.:АРКТИ2003-64 с.}.

Анкета для родителей включала в себя 5 вопросов. Первая группа вопросов(1, 2 и 3) изучала мотивацию и особенности детского экспериментирования в семье.

Вторая группа 1вопросов(4 и 5)исследовала условия совместного детского - родительского эксперимента.

        В ходе анкетирования родители проявляли интерес к данной проблеме, потому что они с удовольствием заполняли предложенную анкету, задавали вопросы по заполнению. Анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей заниматься экспериментированием , и понимают, что роль детского экспериментирования занимает в развитии  ребенка не последнее место, Преобладающими условиями для совместно детско-родительского экспериментированияони  считают следующие: оказание помощи в чем- либо, поддержка.

  Вывод:

Моя практика показывает, что метод экспериментирования позволяет:

- Достаточно чётко прослеживать момент самореализации ребёнка (получение новых знаний об объекте, получение наглядных результатов своей деятельности).

- Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Ожидаемый результат:

  •      повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков детей (видеть и  определять проблему, принимать

и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, делать определенные умозаключения и выводы);

  •      совершенствование умений определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия веществ, материалов, предметов, самостоятельно проводить опыты с веществами;

  •      формирование личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.)

Перспектива

Темы занятий - экспериментов будут усложнятся по содержанию, задачам, способам проведения в соответствии с возрастными особенностями детей.

Планирую:

С целью распространения педагогического опыта провести открытые просмотры познавательных занятий, обобщить опыт по экспериментальной деятельности старшего дошкольного возраста (разработать методические рекомендации педагогам, конспекты занятий); С помощью родителей создать музей моря;

Разработать перспективное планирование по старшей и подготовительной группам;

В рамках педагогической диагностики для отслеживания результативности работы разработать показатели степени овладения детьми экспериментальной деятельности;

Разработать исследовательские проекты «Воздух-невидимка», «Почва, глина, песок»;




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьминова Татьяна Андреевна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366616

Похожие файлы

object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Познавательное развитие дошкольника в процессе детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(79) "poznavatielnoierazvitiiedoshkolnikavprotsiessiedietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "298276"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456312365"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitiie_poiskovo_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_doshkol_nikov_v_protsiess"
    ["file_id"] => string(6) "398775"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1489080379"
  }
}
object(ArrayObject)#889 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "«Детское экспериментирование как  педагогическая технология». "
    ["seo_title"] => string(72) "dietskoie-ekspierimientirovaniie-kak-piedaghoghichieskaia-tiekhnologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "208683"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430881916"
  }
}
object(ArrayObject)#867 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства