kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Развитие у дошкольников познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»

Нажмите, чтобы узнать подробности

       «Развитие у дошкольников познавательной активности

             в процессе ознакомления с окружающим миром»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Развитие у дошкольников познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»»












«Развитие у дошкольников познавательной активности

в процессе ознакомления с окружающим миром»

Воспитатель Альдекенова А.Н.

ГККП «Ясли – сад №29 города Павлодара»
































Актуальность


"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь". 


В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.

Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. 
Быть активным – значит быть деятельным.

Развитие активности связано с овладением  разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными  нормами и правилами поведения. По утверждению многих учёных, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Познавательная активность – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе.

По своей природе дошкольники стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Однако надо отдавать себе отчёт, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением  ребёнком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.


Общая характеристика познавательной активности


Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.

На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:

-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.

-Формирование познавательных действий, становление сознания.

-Развитие воображения и творческой активности.

-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах

окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира. 

Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.

Что такое познавательная активность?

В педагогике активность определяется:

-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);

-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).

Характерными чертами познавательной активности являются:

-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);

-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);

-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;

-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).


Система работы ГККП «Ясли-сад №29 города Павлодара»


Цель работы: развивать умение детей познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.

Задачи:

1. Систематизировать и расширять представление детей о предметах, явлениях природы и окружающей жизни.

2. Способствовать формированию в сознании детей целостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей.

3. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.

Основные направления работы:

1. мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);

2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);

3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).

Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:

-обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)

-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);

-индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);

-самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)

Используются следующие принципы:

  1. Принцип развития;

  2. Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);

  3. Принцип психологической комфортности;

  4. Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);

  5. Принцип формирования деятельности;

  6. Принцип смыслового отношения к окружающему миру;

  7. Принцип здоровьесбережения.

Формы работы с детьми:

Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:

-информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;

-занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);

-в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;

-на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;

Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В  группах создана развивающая предметно-игровая среда: «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях

- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).

Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.

В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.

Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.

Основные методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательной активности:

Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.

Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.

Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).

Приемы по развитию познавательной активности:

Через моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомили детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире.

Из дидактических игр чаще других использовали такие игры, как «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).

Системный анализ помог знакомить детей с настоящим, прошлым и будущим предметов, объектов, явлений через системный оператор.

Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.

Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать.

Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.

С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).

Часто вносили для рассматривания картины, плакаты.

При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм)).

Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.

Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.  

Заключение2012–2017 Проект 16+ Свидетельство

Таким образом, результаты работы по развитию познавательной активности ребенка во многом зависят от правильного выбора метода обучения.

Можно сделать вывод что в работе с детьми надо использовать традиционные методы (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей)

Также в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- элементарный анализ;
- задания на сравнение по контрасту и сходству;
- задания на группировку и классификацию;
- моделирование пространства;
- вопросы проблемного характера;
- приучение к самостоятельному поиску ответов;
- экспериментирование, постановка опытов;
- решение логических задач;
- намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя.
По развитию познавательной активности у детей есть необходимость формированию интеллектуальных эмоций:
- удивления для порождения мотива;
- радости открытия, успеха, знакомства с новым;
- эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность).
Развивая познавательную активность у детей ,необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность.
Работу в группе проводить непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещать информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направлять свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются активными участниками мероприятий, частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей. 
В доверительных беседах с родителями информировать их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждать проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.

От того, как будет чувствовать себя ребенок,

Поднимаясь на первую ступеньку

Что он будет переживать,

Зависит весь его дальнейший путь

к знаниям.

В.С.Сухомлинский.      

Литература: 


1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.


2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.


3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.


4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.


5.Гризик Т.И. Познаю мир. М., 2004. 




































































































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Альдекенова Алия Нурсолтановна

Дата: 25.05.2017

Номер свидетельства: 418460

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Статья «Экспериментирование как средство познания окружающего мира»"
    ["seo_title"] => string(78) "stat_ia_ekspierimientirovaniie_kak_sriedstvo_poznaniia_okruzhaiushchiegho_mira"
    ["file_id"] => string(6) "351128"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477072889"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "Статья  «Развитие познавательной активности   дошкольников  посредством дидактических игр математического содержания  и дидактического материала»"
    ["seo_title"] => string(143) "statiarazvitiiepoznavatielnoiaktivnostidoshkolnikovposriedstvomdidaktichieskikhighrmatiematichieskoghosodierzhaniiaididaktichieskoghomatieriala"
    ["file_id"] => string(6) "307264"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458299406"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(128) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu"
    ["file_id"] => string(6) "306379"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119888"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Статья «Дидактическая игра как средство психологического развития дошкольника с умеренной умственной отсталостью»"
    ["seo_title"] => string(130) "stat-ia-didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-psikhologhichieskogho-razvitiia-doshkol-nika-s-umieriennoi-umstviennoi-otstalost-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "306380"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458119895"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Коллекционирование -одно из эффективных средств для развития познавательной активности дошкольников."
    ["seo_title"] => string(80) "kollektsionirovanie_odno_iz_effektivnykh_sredstv_dlia_razvitiia_poznavatelnoi_ak"
    ["file_id"] => string(6) "502879"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552495250"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства