Просмотр содержимого документа
««Развитие у дошкольников познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»»
«Развитие у дошкольников познавательной активности
в процессе ознакомления с окружающим миром»
Воспитатель Альдекенова А.Н.
ГККП «Ясли – сад №29 города Павлодара»
Актуальность
"Ребёнок-это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь".
В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому весьма актуальна проблема развития познавательной активности детей.
Возможность познавать окружающий мир ребенку обеспечивает деятельность, так как она – важное условие и средство познания. Быть активным – значит быть деятельным.
Развитие активности связано с овладением разнообразным опытом, знаниями, умениями и навыками, общественными нормами и правилами поведения. По утверждению многих учёных, любой нормальный ребёнок появляется на свет с врождённой познавательной направленностью, помогающему ему адаптироваться к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно познавательная направленность переходит в познавательную активность. Познавательная активность – это активность, возникающая по поводу познания и в его процессе.
По своей природе дошкольники стремятся к активной деятельности. Задача взрослых – не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, чем она более значима для ребёнка, тем успешнее идёт его развитие. Однако надо отдавать себе отчёт, что не каждая деятельность развивает. Эффективность развития связана, прежде всего, с освоением ребёнком позиции «субъекта собственной жизни в мире». Развивает ребёнка то, что соответствует его интересам, потребностям и возможностям, особенностям личностного роста в конкретный возрастной период.
Общая характеристика познавательной активности
Познавательное развитие детей - одно из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста. Ни для кого не секрет, что в своей педагогической деятельности мы нередко встречаем пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. Следствием отсутствия заинтересованности детей являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков. Низкая познавательная активность становиться большой проблемой, ведь она выступает предпосылкой интеллектуального развития ребенка. Взаимосвязь очевидна - чем ярче выражен интерес ребенка к познанию, тем позитивнее результат освоения знаний, тем выше уровень развития психических процессов.
На сегодняшний день «познавательное развитие» является одной из образовательных областей и предполагает:
-Развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации.
-Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках, планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Любой ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития познавательной активности.
Что такое познавательная активность?
В педагогике активность определяется:
-как черта личности, которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей для достижения целей);
-как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т.е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций).
Характерными чертами познавательной активности являются:
-многосторонность, как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям (я понимаю это как расширение кругозора детей по разным направлениям окружающей действительности, рассматривание объектов и явлений с разных сторон, установление причинно- следственных связей);
-глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений (по моему мнению, это подробное исследование, изучение объектов и явлений в системе);
-динамичность, которая заключается в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются и служат ребенку в его умственной деятельности (считаю, что интеллектуальная и практическая деятельность детей должны быть разнообразны, однообразие информации вызывает скуку, поэтому так необходимо переключаться с одного вида деятельности на другую;
-действенность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в появлении волевого усилия для достижения цели (деятельность – важное условие и средство познания. Быть активным - значит быть деятельным).
Система работы ГККП «Ясли-сад №29 города Павлодара»
Цель работы: развивать умение детей познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности.
Задачи:
1. Систематизировать и расширять представление детей о предметах, явлениях природы и окружающей жизни.
2. Способствовать формированию в сознании детей целостной картины мира через постижение различных связей и зависимостей.
3. Развивать и поддерживать активность, инициативность и самостоятельность в поисковой (познавательной) деятельности.
Основные направления работы:
1.мир природы: живая и неживая (приобщение детей к важнейшим природоведческим понятиям, пониманию экологических связей, влиянию природы на жизнь человека и т.д.);
2. мир людей (прошлое и настоящее человечества, отношения, духовность, права человека, труд людей);
3. мир предметов (рукотворный мир, свойства предметов, история возникновения вещей).
Поставленные задачи можно решить через разные виды деятельности:
-обучение (непосредственно - образовательная деятельность: ознакомление с природой, окружающим миром)
-игровая деятельность (сюжетно - ролевые, дидактические строительно-конструктивные);
-индивидуальная работа (по разным видам познавательной деятельности);
-самостоятельная деятельность детей (умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы, применять уже усвоенные в повседневной жизни опыт, знания в свободной деятельности)
Используются следующие принципы:
Принцип развития;
Принцип природосообразности (учет возрастных особенностей);
Принцип психологической комфортности;
Принцип взаимодействия («ребенок-ребенок», «родители-ребенок», «педагог-родители»);
Принцип формирования деятельности;
Принцип смыслового отношения к окружающему миру;
Принцип здоровьесбережения.
Формы работы с детьми:
Непосредственно-образовательная деятельность 4-х типов:
-информационная, детей знакомят с неизвестными ранее фактами и сведениями о мире;
-занятие – практикум (с детьми проводятся опыты, эксперименты);
-в интегрированной деятельности детям дается максимум представлений о предметах, явлениях, отношениях в процессе разных видах деятельности;
-на итоговых занятиях обобщаются полученные знания по определенной теме;
Познавательная активность ребенка напрямую зависит от насыщенности и информированности окружающей его среды. В группах создана развивающая предметно-игровая среда: «лаборатория», постепенно наполняющаяся все новыми материалами для экспериментирования и поддержания интереса детей, позволяющая вновь воспроизвести опыт, еще раз утвердиться в своих представлениях
- дидактические игры (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, Геоконт и др.), мнемотаблицы, схемы, модели, развивающие настольные игры, имеется много развивающих дидактических игр; глобус и физическая карта, путешествие по которым – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков земли, узнать как живут там люди, чем занимаются; настенные часы и календари для знакомства с понятием время. В группах имеются полочки умных книг, которая постоянно пополняла новыми книгами познавательного характера (энциклопедии, картинки, иллюстрации и т.п.).
Через интеллектуальные игры: «Самый умный», КВН, викторины, и др. мы старались показать воспитанникам, как много они уже знают и умеют.
В познавательных беседах «Сейчас узнаем» читали или рассказывали детям отрывки из книг, энциклопедий, сообщали им интересные сведения, например, почему идет дождь, почему лягушки зеленые, как делают бумагу и т.д. Дети высказывали свои пожелания, о чем бы они хотели узнать в следующий раз.
Во время экскурсий в природу, в городской музей, в школу, по достопримечательностям города, расширяли и углубляли представление детей об объектах, явлениях природы, событиях окружающей действительности, умение задать вопросы, развивать любознательность. После экскурсий беседовали с детьми о том, что увидели, запомнили, что было самым интересным.
Основные методы и приемы, используемые в работе с детьми по развитию познавательной активности:
Метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации (например, девочка открыла окно и увидела…вопрос: что увидела девочка? Чтобы продолжить рассказ дети вынуждены были задавать мне дополнительные вопросы: какое было время года? где жила девочка: в городе или в деревне? какое было время суток? и т.д., а после этого отвечали на мой вопрос.
Метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, (например, предлагала детям подумать: «Что было бы, если бы… пропали птицы? все время была зима?» и т.д., дети придумывали аналогичные вопросы и задавали мне, или друг другу.
Метод «преднамеренных ошибок» (по Ш. А. Амонашвили), когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задач (например, говорила детям: наступила весна, птицы улетают на юг. Дети замечали ошибку, исправляли ее, доказывая ошибочность моего высказывания.).
Приемы по развитию познавательной активности:
Через моделирование «маленькими человечками» (ТРИЗ) знакомили детей с физическим состоянием веществ, моделированием процессов, происходящих в окружающем мире.
Из дидактических игр чаще других использовали такие игры, как «Хорошо-плохо», «Наоборот» (на противоречия), «Поиск общего», «Цепочка слов» (на сравнивание предметов), «Да - Нет» (на умение задавать вопрос), «Ассоциации», «Что лишнее?» (на классификацию предметов).
Системный анализ помог знакомить детей с настоящим, прошлым и будущим предметов, объектов, явлений через системный оператор.
Очень интересен прием «Салат из сказок», где дети придумывали новую сказку на основе знакомых.
Через умение находить сходства и отличия предметов дети расширяли знания о свойствах предметов, учились сравнивать, анализировать, обобщать.
Часто использовали прием «Узнай информацию из книг» как предварительную работу к занятиям - вносили для рассматривания книги на определенную тему.
С целью развития умений делать выводы, умозаключения, развития внимания, мышления проводили наблюдения – длительные (наблюдали за деревьями в разное время года, фиксировали изменения в дневнике наблюдений) и кратковременные («Освободим бусинку из ледяного плена» - наблюдали за таянием льда).
Часто вносили для рассматривания картины, плакаты.
При обследовании предметов использовали схему: посмотреть, погладить, подумать, провести эксперимент, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, посмотреть по телевизору (видеофильм)).
Анализ результатов проведенной работы показал, что уровень развития познавательной активности у детей значительно возрос, познавательные интересы стали более устойчивыми. Дошкольники научились более длительно сохранять работоспособность, доводить начатое дело до конца. Они стали чаще обращаться с вопросами в процессе освоения материала, быстро и точно выполнять задания, проявляя при этом самостоятельность в поиске ответов на вопросы и навыки самоконтроля.
Конечно, окончательный результат проявится значительно позже, когда дошкольники станут школьниками. Но уже сегодня можно утверждать, что у большинства наших воспитанников сформирован устойчивый интерес к познанию окружающего мира. Их самостоятельная познавательная деятельность осуществляется без принуждения, сопровождаясь исключительно положительными эмоциями.
Заключение2012–2017 Проект 16+ Свидетельство
Таким образом, результаты работы по развитию познавательной активности ребенка во многом зависят от правильного выбора метода обучения.
Можно сделать вывод что в работе с детьми надо использовать традиционные методы (наглядные – наблюдения, экскурсии, рассматривание картин и иллюстраций; словесные – беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора; практические – дидактические игры, опыты, труд детей)
Также в работе с детьми необходимо использовать приемы, повышающие познавательную активность дошкольников: - элементарный анализ; - задания на сравнение по контрасту и сходству; - задания на группировку и классификацию; - моделирование пространства; - вопросы проблемного характера; - приучение к самостоятельному поиску ответов; - экспериментирование, постановка опытов; - решение логических задач; - намеренно допущенные ошибки в высказывании воспитателя. По развитию познавательной активности у детей есть необходимость формированию интеллектуальных эмоций: - удивления для порождения мотива; - радости открытия, успеха, знакомства с новым; - эмоциональный комплекс раздумия (догадки, сомнения, уверенность). Развивая познавательную активность у детей ,необходимо не скупиться на похвалу и словесное поощрение. Чаще хвалить детей за находчивость, сообразительность. Искренне радоваться их малейшим достижениям. Уверившись, благодаря похвале и поддержке, в своих силах, дети начинают стремиться к знаниям уже независимо от похвал, улучшается их познавательная активность. Работу в группе проводить непосредственно в тесном контакте с родителями. В уголке для родителей помещать информационные материалы, отражающие текущие события в группе и несущие конкретные знания и рекомендации. Вместе с родителями направлять свои усилия на создание благоприятных развивающих условий для детей в группе. Родители являются активными участниками мероприятий, частыми гостями Дней открытых дверей, чтобы они видели успехи своих детей. В доверительных беседах с родителями информировать их о результатах обследования детей, делая особый акцент на положительные моменты. Вместе с тем, обсуждать проблемы каждого ребенка и возможные пути оказания ему помощи не только в детском саду, но и дома.
От того, как будет чувствовать себя ребенок,
Поднимаясь на первую ступеньку
Что он будет переживать,
Зависит весь его дальнейший путь
к знаниям.
В.С.Сухомлинский.
Литература:
1.Кларина Л.М. Познание окружающего мира: какое содержание делает его развивающим. М., 2000.
2.Баранова Э.А. Познавательные интересы дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2003.
3.Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Санкт-Петербург, 2005.
4.Богуславская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры. М., 1955.