РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
Под влиянием новых видов деятельности, новых требований, предъявляемых дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточиться и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести и т.п. Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие речи и памяти ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного периода была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворений с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ»
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕНИЙ
Е.В. Козловская, воспитатель
МБДОУ «Калининский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников «Солнышко» п. Калининский, Мариинский район, Кемеровская область
Под влиянием новых видов деятельности, новых требований, предъявляемых дошкольнику взрослыми, перед ребенком возникают особые задачи – сосредоточиться и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом его воспроизвести и т.п. Среди проблем, связанных с развитием памяти дошкольников пристальное внимание исследователей привлекает вопрос о приобщении детей к художественной литературе, оказывающей огромное влияние на развитие речи и памяти ребенка. Чтобы речь ребенка к концу дошкольного периода была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворений с помощью зрительных опор, используя наглядно-иллюстративный материал.
Педагоги и большинство родителей знают и понимают, что это один из наиболее действенных методов развития детей. Заучивание стихотворных строк совершенствует устную речь, расширяет кругозор, учит восприятию поэзии, способствует формированию общего уровня культуры человека. Но самое главное – заучивание стихов способствует развитию памяти!
Для методики заучивания стихов с целью развития речи существенное знание приобретает учет особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание. Поэтому и хорошо запоминаются стихи, в которых налицо образность, предметность, лаконизм [2]. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью, а так же короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия. Алексеева М.М. и Яшина Б.И. предлагают для заучивания с малышами метод использования иллюстраций к фрагментам стиха. Их метод основан на том факте, что дети познают окружающий их мир с помощью наглядно-образного мышления. Этот способ заучивания можно спутать с демонстрацией обычных иллюстраций, но это совершенно не верно. Картинный фон, который наблюдает ребёнок, одновременно с чтением стиха, помогает воспринять стихотворение по двум органам чувств – зрительному и слуховому, а значит, лучше его понять и запомнить. Достаточно даже простого схематического изображения к строчке или смысловому фрагменту[1].
Соглашаясь с точкой зрения данных исследователей и анализируя собственную практику для лучшего запоминания детям при заучивании стихотворений необходимо использовать разные методы, и метод иллюстраций, и опорных схем и мнемотаблиц (мнемотехника).
Метод иллюстраций - содержание одной, двух или четырёх строк стихотворения обозначается определённой картинкой, наиболее ярко отражающей это описание. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений превращает занятие в игру и увлекает детей. Сначала необходимо подбирать опорные картинки к выбранному стихотворению. Для детей младшего дошкольного возраста иллюстрации необходимо давать цветные, т. к. «…у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса — рыжая плутовка, цыплята — желтого цвета, у петушка — хохолок красного цвета, мышка — серая, елочка — зеленая и другие образы …». Картинки должны быть яркими и узнаваемыми. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам. Так же особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц - схем, в которые заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование в работе с детьми дошкольного возраста данных методов повышает эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление и способности к замещению, а так же активизируется речь детей в целом: пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению стихотворения, обогащает словарный запас.
Литература:
Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика работы с художественной литературой в детском саду // Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие. - М., 1998.
Алябьева, Е. А. Как научить ребенка запоминать стихи / Е. А. Алябьева. –М., 2010.
.Бурачевская О. В., Бурачевская Н. И. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством заучивания стихов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 82-85.