Просмотр содержимого документа
««Речевая развивающая среда в группе детского сада для старшей и подготовительной группы»»
«Речевая развивающая среда в группе
детского сада для старшей и подготовительной группы»
Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное
окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи
каждого ребенка.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития
детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать
свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей
действительности, содержательнее и полноценнее отношения со
сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое
развитие.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей
среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребенка дошкольного
возраста.
Задачи построения речевой развивающей среды:
- обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью;
- обеспечение богатства сенсорных представлений;
- обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой
деятельности ребенка;
- обеспечение комфортного состояния ребенка в проявлении речевых
реакций;
- обеспечение возможности исследования и экспериментирования в языковой
системе.
Речевая развивающая среда должна способствовать реализации следующих
факторов:
- восприятие речи взрослых;
- наблюдение за языком;
- вовлеченность в активную речевую среду;
- диалог между взрослыми.
Работая с детьми, педагог должен:
1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся
дефекты речи.
2. Иметь ясную, чѐткую и отчѐтливую речь, т.е. хорошую дикцию.
3. Использовать в своей речи литературное произношение.
4. Стремиться правильно использовать интонационные средства
выразительности с учѐтом содержания высказывания.
5. В общении с детьми говорить в слегка замедленном темпе, умеренно громким голосом.
6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).
7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.
Для воспитателя логопедической группы владение образцовой речью – это
показатель его профессиональной подготовленности. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно, важное значение, имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как
письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
На развитие ребенка-дошкольника большое влияние оказывает окружающее
пространство, его наполняемость. Речевые уголки должны быть в группах и привлекать к себе внимание детей, желание играть, именно в данном отведенном пространстве.
Речевая развивающая среда старшей и подготовительной групп:
• Грамотная речь педагога;
• Методы и приемы, направленные на развитие речи как средства общения (знакомство с формулами речевого этикета, целенаправленное формирование всех групп диалогических умений, умений грамотного отстаивания своей точки зрения) ;
• Методы и приемы, направленные на формирование навыков самостоятельного рассказывания (поощрение рассказов детей, трансформация высказываний в связные рассказы, запись и повторение рассказов, уточнения, обобщения);
• Организация деятельности в «уголке интересных вещей» (пополнение уголка – акцент на расширении представлений детей о многообразии окружающего мира, организация восприятия с последующим обсуждением);
• Создание индивидуального «авторского речевого пространства» каждого ребенка.
Необходимым атрибутом речевого уголка является зеркало (индивидуальные
зеркала, игровой, дидактический, наглядный материал). Дидактическое оснащение должно соответствовать структуре речевых нарушений детей, их индивидуальным и возрастным особенностям. Наглядный, дидактический материал в речевом уголке меняется, согласно лексической теме. Речевой уголок желательно разместить рядом с книжным уголком. Оформление уголка должно быть эстетичным, привлекательным для детей, и вызывать стремление к самостоятельной деятельности. Игровой материал должен быть доступным для ребенка. Не следует перегружать уголок оборудованием.
Неотъемлемым атрибутом речевого уголка должна быть игрушка –
―одушевленный персонаж‖, который помогает решать такие важные коррекционные задачи, как преодоление неуверенности, стеснительность, достижение эмоциональной устойчивости, саморегуляции, вызывать у детей речевой интерес, побуждать к речевой активности. Зона речевого развития должна соответствовать общему оформлению
группы. Ей можно придумать название, например «Уголок речи и грамотности», «Учимся говорить правильно», или просто выделить место. В еѐ оформлении необходимо проявить индивидуальность, творчество, чтобы детям хотелось пользоваться представленными материалами и пособиями.
Наполнение речевого уголка должно отражать все направления работы по развитию речи:
- развитие словаря ребенка
- работа над грамматическим строем речи (обучение различным способам
словообразования, формирование грамматически правильной речи)
- развитие связной речи (составление описательных и творческих рассказов,
пересказы, описание картин и предметов, работа с загадками, пословицами и
поговорками, стихами)
- воспитание звуковой культуры речи (совершенствование диафрагмально-
речевого дыхания, развитие слухового внимания и фонематического слуха,
закрепление в речи чистого звукопроизношения, работа над просодическими
компонентами речи)
- подготовка к обучению и обучение грамоте (знакомство со звукобуквенным
анализом и синтезом, деление слов на слоги, анализ предложения)
- развитие мелкой моторики и графомоторной функции
- знакомство с художественной литературой (можно выделить отдельно в
книжный уголок)
Оборудование и наполнение речевой зоны:
1. Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи:
«Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»;
лабиринты;
разноцветные шарики; султанчики;
бумажные снежинки;
вертушки — карандаши;
колокольчики из фольги на ниточке «Буря в стакане»; «Чей кораблик
доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.
2. Формирование фонематического восприятия и слуха:
предметные, сюжетные картинки для постановки звуков и их автоматизации;
игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ);
звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»);
индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова;
звуковые дорожки, звуковая лесенка;
альбомы по слоговой структуре слова «Собери букет»; «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Звуковые символы».
звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи).
Мелкие игрушки;
предметные картинки;
сюжетные картинки;
различные виды театров;
альбомы на каждый звук;
логопедические альбомы для автоматизации различных звуков,
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки;
схема характеристики звуков; схема слова;
зеркала в ассортименте
Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Логопедическое лото».
5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте:
Магнитная доска;
наборы магнитных букв;
кассы букв и слогов;
символы для звуко – буквенного анализа,
кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д. ;
альбом «Изучаем буквы»;
пособие «Говорящая азбука»; «Чтение по слогам», «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»; книжки-малышки и др. «Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе? »; «Слоговое лото»; «Волшебная тесьма»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др. ;
серия «Умные игры», ребусы.
6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических
категорий:
Предметные картинки по лексическим темам;
«Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме) «Что из чего сделано»; «Прогноз погоды»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.
7. Развитие связной речи:
Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»;
разные виды театра;
чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.
8. Развитие мелкой моторики:
Сухой бассейн;
массажные валики, мячики, прищепки, трафареты;
пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам) ;
«Мир твоих фантазий» (различный материал для составления букв);
игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»;
мозаики; игры-шнуровки и др.
Правильная организация речевой развивающей среды дает возможность для
эффективного воспитательного воздействия, создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности, обеспечивает высокий уровень речевой активности детей, способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.