План - конспект непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Почему мы слышим?»
Педагог: Самарина Людмила Вячеславовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 37 «Родничок»
Образовательная область: Познание, Здоровье.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Интеграция с другими образовательными областями: Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Художественная литература.
Тип: формирование и систематизация знаний.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о функциональном назначении органов слуха и сохранении их здоровья.
Задачи:
образовательные:
развивать умение детей принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения;
формировать представление детей о возникновении звука и распространении звуковых волн;
формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментирований;
развивающие:
развивать умение детей делать выводы, рассуждать;
развивать умение детей действовать самостоятельно и в парах;
развивать любознательность и наблюдательность детей;
воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, органам слуха (ушам).
Наличие ожидаемых результатов:
Наличие ожидаемых результатов:
Дети имеют представление об ухе: внешнем виде, внутреннем строении, основных функциях, о распространении звуковых волн.
Дети проявляют активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, умеют пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментирований.
Дети умеют анализировать, сравнивать и обобщать, способны рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети имеют представление о бережном отношении к своему здоровью, органам слуха.
Дети умеют доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Оборудование:
Три детских стола. На первом: таз с водой, набор небольших камней разной величины.
На втором: на каждого ребенка гладкие бокалы на ножке, наполненные водой.
На третьем: на каждую пару детей – разрезная картинка с одним из правил ухода за ушами.
Гитара, ноутбук.
Содержание образовательной деятельности.
Части заня-тия.
Инте-грация ОО.
Методы и приемы.
Деятельность педагога.
Деятельность детей.
Интегративные качества.
Промежуточные результаты.
Соци- ализа- ция.
Комму-никация
Игра.
Беседа.
Прблем-ный вопрос.
Сообщение темы.
-Ребята, вы любите играть?
-Я тоже очень люблю играть и поэтому предлагаю вам игру «Узнай по звуку и изобрази». Сейчас вы услышите несколько звуков. Ваша задача – узнать: кто или что издает такой звук и изобразить это. (Воспи- татель включает аудиозапись со звуками, издаваемыми различными животными, предметами, явлениями природы.)
-Молодцы. Ребята, как вам удалось узнать, что надо было изображать?
-С помощью чего вы смогли услы- шать звуки?
-Правильно. Молодцы!
-Ребята, а давайте представим, что бы было, если бы у нас не было ушей. Как вы думаете?
-Правильно, молодцы. Уши помога- ют слышать нам окружающие нас звуки: тихие, громкие, красивые и звуки, предупреждающие нас об опасности. Значит уши – это наши…
-Как же замечательно, что ваши уши хорошо слышат, улавливают все звуки значит они здоровы. А почему наши уши слышат - мы сегодня об этом узнаем.
-Да.
Дети слушают звуки, изображают.
-Мы услышали звуки и догадались.
-Мы услышали зву- ки с помощью ушей.
Предположения детей.
-Помощники.
Эмоциональная
отзывчивость:
Проявляют внимательность, активность в вы-боре движений в соответствии с услышанным звуком.
Умеют рассуждать, делать элементарные выводы.
Дети раскрепощены,
свободно импровизируют, развито слуховое внимание.
Дети умеют принимать
проблемно-познавательную задачу.
Позна-ние.
Комму-ника-ция.
Побужде-ние.
Показ опыта на гитаре.
-Ребята, а вы когда-нибудь видели, как звук появляется?
–Хотите увидеть?
- Тогда я предлагаю вам с помощью опыта узнать, как звук появляется.
Посмотрите на гитару. Гитара – это …?
-Правильно, молодцы! Может этот музыкальный инструмент издавать звуки сам по себе?
-Что нужно сделать, чтобы гитара зазвучала?
-Правильно. Я буду дергать струны, а вы внимательно смотрите, что с ними происходит и слушайте. (Воспитатель дергает струну, затем зажимает ее рукой, останавливает звук.)
-Ребята, что происходит со струнами, когда я их дергаю?
-Что происходит, когда я прикасаюсь к струне?
-Молодцы, ребята. Вы увидели, когда предмет начинает звучать? Что с ним происходит?
-Умнички! А как сделать, чтобы звук смолк?
-Нет.
-Да, хотим.
-Музыкальный инструмент.
-Нет
-Нужно подергать струны.
-Струны начинают дрожать, появляется звук.
-Когда Вы прикаса- етесь к струне, она перестает дрожать, замолкает.
-Предмет звучит тогда, когда он дрожит.
-Прижать предмет, остановить колеба- ние.
Зрительное, слуховое внимание.
Наблюдатель -ность, умение делать вывод.
Дети рассу- ждают, дают адекватные причинно-следственные объяснения.
Позна-ние.
Комму-ника-ция.
Мотива-ция к проведению следую-щего опыта.
Игра-экспери-менти-рование (с камнем и водой
Беседа.
-Ребята, а вы хотите увидеть, как звук перелетает от одного человека к другому, от звучащего предмета к человеку? Я вам предлагаю узнать это с помощью опыта.
-Ребята, если бросить камень в воду, что с водой произойдет? Как вы думаете?
-Давайте посмотрим. Будем по очереди бросать камни в воду. Что вы видите?
-Молодцы, ребята! Сейчас мы с вами увидели, как появляются и перемещаются волны по воде потому, что воду мы видим. А, хотите, я открою вам один секрет. Оказывается, ребята, по воздуху, так же как и по воде, тоже плывут волны. Только волны эти, как и сам воздух, тоже невидимые. А называются эти волны звуковыми. Давайте повторим вместе.
-Хотим.
Дети подходят к столу №1.
-Появятся брызги, волны.
Дети бросают камни в воду, наблюдают.
-Появляются брызги, вода дрожит, по воде идут волны.
-Звуковые волны.
Любознательность, активность: дети проявляют познавательный интерес.
Способность ре- шать интеллек-туальные задачи: проявляют активность, любознатель -ность.
Дети проявля -ют активность, любознатель- ность, интерес к эксперимен- тированию.
Дети анализи-
руют, сравни -вают, обобща-
ют.
Позна-ние.
Комму-ника-ция.
Побуж-дение.
Игра-экспери-менти-рование (опыт с бокала-ми и во-дой)
Объясне-ние,
показ.
-Ребята, а я знаю, что звуковые волны даже обыкновенный бокал могут заставить «петь». Хотите услышать, как бокалы поют?
-Я вам предлагаю провести еще один опыт. Посмотрите, в бокалы налита вода. Сейчас мы немного смочим указательный палец водой и будем водить им по краю бокала. При этом второй рукой не нужно касаться бокала. Вы слышите, какой красивый звук получается?!
-Посмотрите внимательно на воду, что с ней происходит?
-Ребята, вы догадались, почему бокал «запел»? Откуда появился звук?
-Молодцы! Правильно.
-Да.
Дети подходят к столу с бокалами.
-Да.
Дети смотрят, повторяют действия за воспитателем.
-Вода дрожит.
Дети делают выво- ды: «Вода дрожит, появляются волны, передают звук».
Упорство в достижении результата. Любознатель-ность.
Любознатель-ность, актив-ность: проявляют интел- лектуальные эмоции, догадки и сообразитель- ность, с удоволь-ствием экспери-ментирует.
Дети умеют делать элемен-тарные выводы, давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети умеют пользоваться
приборами - помощниками игр – экспери- ментирований.
У детей сфор- мированы пред-ставления о рас-пространении звуковых волн.
Позна-ние.
Мотива-ция к изуче-нию строе-ния уха.
Показ схемы
«Вну-треннее строе-ние уха»
Объяснение нового материала.
Стоит только кому-нибудь заговорить, зазвучать любому звуку, - тут же образуются звуковые волны. Они передают звук с одной волны на другую. И через несколько мгновений доносят этот звук до нашего уха. Но как устроено наше ухо? Как оно улавливает звуковую волну? Ребята, посмотрите на свои уши. Вы можете посмотреть на свои уши? А на уши соседа? На что они похожи?
-Ребята, наружное ухо, которое мы видим, называют ушной раковиной. Но есть ещё внутреннее ухо. Хотите увидеть, как оно устроено? (Воспитатель на ноутбуке показывает схему внутреннего строения уха).
-Посмотрите, лишь только звуковая волна долетает до нашего уха, ушная раковина улавливает её, она проходит по слуховому проходу. В конце слухового прохода есть тонкая пленочка – барабанная перепонка. Звук давит на неё. За барабанной перепонкой есть три косточки (молоточек, наковальня и стремечко). Когда звук давит на барабанную перепонку, она начинает дрожать, это передается молоточку, от него звук передается на наковаленку, а оттуда на стремечко. Стремечко касается «прибора», который по своему виду похож на улитку. Внутри улитка заполнена жидкостью. Когда стремечко давит на улитку, жидкость приходит в движение. Улитка получает и передает в мозг звуковые сигналы по нервам (как по дорожкам). Мозг очень быстро переводит этот сигнал и… о радость! Вы услышали голос мамы или героя любимого мультика, но только в том случае, если ваши уши здоровы.
-Нет.
-Можем.
Дети рассматривают уши соседей, выска-зывают свое мнение.
-Да.
Дети рассматривают схему «Внутреннее строение уха», слушают рассказ воспитателя.
.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятель-ности: дети слушают и понимают взрос-лого, проявляют удивление, инте-рес к самопозна-нию.
Дети имеют представление об органах слуха: внешнем виде, внутреннем строении,
Мотива-ция к за-крепле-нию правил ухода за органа-ми слуха.
Дидак-ческая игра.
-Ребята, как вы думаете, что будет, если за ушами не ухаживать?
-Вы правы. Поэтому, чтобы наши уши не болели и хорошо слышали нужно выполнять правила ухода за ними. Я думаю, что вы эти правила уже знаете, а вспомнить их помогут вам разрезные картинки. Чтобы их собрать, я прошу вас объединиться в пары и подойти к следующему столу.
-Вы догадались, о каких правилах говорят нам картинки?
-Что делать, если все-таки уши заболели?
-Правильно, молодцы!
Предположения детей с опорой на личный опыт.
Дети объединяются в пары, собирают разрезные картинки.
-Не ковырять в ушах.
-Защищать уши от сильного ветра.
-Защищать уши от сильного шума.
-Сильно не сморкаться.
-Мыть уши каждый день.
-Нужно обратиться к врачу.
Умеют рассуждать, делать элементарные выводы.
Освоение культурно-гигиенических навыков:
Проявляют интерес к правилам здоровьесберегаю-щего и безопасного поведения.
Взаимодействие со сверстниками.
Дети умеют анализировать, способны рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети бережно относятся к органам слуха
Здоро-вье.
Мотивация к выпол-нению массажа ушей.
Показ, словес-ная инструкция, художественное слово
-Ребята, а вы знаете, на наших ушах расположено множество таких точек, массажируя которые, можно укрепить не только уши, но и весь организм. Хотите защитить себя от простуды?
-Тогда я научу вас делать массаж ушей?
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорее покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Будут ушки замерзать,
Станем ушки растирать.
Только кончилась игра,
Наступила тишина.
-Да.
Дети садятся в круг на ковре, находят свои уши, показы- вают их. Выполняют
самомассаж ушей совместно с воспи- тателем
Дети слушают тишину.
Овладение специиальными умениями: выполнение самомассажа. Упорство в достижении результата.
Дети умеют делать простейший самомассаж ушей.
Чтение худо-жест-венной литера-туры.
Худо-жествен-ное слово (Загад-ки).
-Ребята, какие у вас замечательные уши, все слышат. Значит, они услышат и мои загадки, а отгадки – это то, о чем мы сегодня говорили. (Воспитатель загадывает загадки по теме занятия).
(Приложение1)
Ну что, дети, теперь вы знаете, почему мы слышим?
- Вы сегодня такие молодцы! Я хочу вам подарить песню. (Приложение2).
Теперь Вы многое знаете об органе слуха человека. А как вы думаете, все ли земные существа слышат ушами? А вот чем слышат окружающие нас животные, вы узнаете из фильма, который я вам дарю.
Дети отгадывают загадки.
Развитие мыслительной деятельности.
Дети умеют слушать, сопоставлять, сравнивать.
Приложение 1.
Загадки «Доскажи словечко».
Зазвенели, задрожали
Струны на гитаре вдруг.
И по воздуху помчался
Радостный, веселый…( звук).
Звуки мы производили
И за волнами следили.
На пользу пошли хлопоты,
Получились…(опыты).
Грянул гром,
И в уши к нам
Звук летит
По звуковым…(волнам).,
Стоит только захотеть
Будут и бокалы…(петь).
Назовите орган слуха
Дружно, хором – это…(ухо).
В нашем ухе
Все звуки чувствует тонко
Очень нежная
Барабанная… (перепонка).
Чтобы уши не болели,
Ведите себя правильно.
Берегите орган слуха-
Соблюдайте…( правила).
Дружно сделаем массаж,
Он большой помощник наш.
Массаж ушей я делать буду
И забуду про…(простуду).
Приложение 2
Слова: Людмила Бондарь Орлова,
Музыка: Даниил Самарин.
УШИ. Для чего нужны нам уши? Для того, чтоб ими слушать Звуки музыки прелестной, Шум ручья в ущелье тесном,
Пенье птиц, шуршанье трав, Шепот кружевных дубрав, Чтобы слушать шум прибоя, Лай собак готовых к бою,
Топот быстрых лошадей, Плач обиженных детей, Нежный, добрый голос мамы, Чтоб не быть потом упрямым.
Для чего нужны нам уши? Чтобы слышать всё и слушать.
Чтобы слышать всё и слушать,
Для того даны нам уши.
Чтобы слышать всё и слушать.
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности
Тема: «Почему мы слышим?»
Педагог: Самарина Людмила Вячеславовна, воспитатель МБДОУ детский сад № 37 «Родничок»
Образовательная область: Познание, Здоровье.
Возрастная группа: старшая (5-6 лет).
Интеграция с другими образовательными областями: Здоровье, Коммуникация, Социализация, Безопасность, Художественная литература.
Тип: формирование и систематизация знаний.
Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о функциональном назначении органов слуха и сохранении их здоровья.
Задачи:
образовательные:
развивать умение детей принимать проблемно-познавательную задачу, использовать обследовательские действия для ее решения;
формировать представление детей о возникновении звука и распространении звуковых волн;
формировать у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментирований;
развивающие:
развивать умение детей делать выводы, рассуждать;
развивать умение детей действовать самостоятельно и в парах;
развивать любознательность и наблюдательность детей;
воспитательные:
воспитывать ценностное отношение к своему здоровью, органам слуха (ушам).
Наличие ожидаемых результатов:
Дети имеют представление об ухе: внешнем виде, внутреннем строении, основных функциях, о распространении звуковых волн.
Дети проявляют активность, любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, умеют пользоваться приборами - помощниками при проведении игр – экспериментирований.
Дети умеют анализировать, сравнивать и обобщать, способны рассуждать, умеют делать элементарные выводы и давать адекватные причинно-следственные объяснения.
Дети имеют представление о бережном отношении к своему здоровью, органам слуха.
Дети умеют доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.
Содержание образовательной деятельности.
Части заня-тия.
Инте-грация ОО.
Методы и приемы.
Деятельность педагога.
Деятельность детей.
Интегративные качества.
Промежуточные результаты.
Мотивационно-
Стимулирующая
Соци- ализа- ция.
Комму-никация
Имитационная игра.
Вопросы
Прблем-ный вопрос
Беседа.
Сообщение темы
1.Игра «Узнай по звуку и изобрази». Цель – развитие слухового внимания.
2. Беседа.
3.Ребята, а давайте представим, что бы было, если бы у нас не было ушей. Как вы думаете?
4.А почему наши уши слышат?- мы сегодня об этом узнаем.
Дети слушают звуки, изображают.
Предположения детей.
Проявляют внимательность, активность в вы-боре движений в соответствии с услышанным звуком.
Рассуждают.
Дети раскрепощены,
свободно импрови-зируют, развито слуховое внимание.
Дети умеют принимать
проблемно-познавательную задачу.
Организационно- практическая
Позна-ние.
Комму-ника-ция.
Побужде-ние.
Показ опыта на гитаре.
1.Опыт со струной гитары. Цель - показать детям, как появляется звук?
Наблюдают, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы
Зрительное, слуховое внимание.
Наблюдательность, умение делать вывод.
Дети рассуждают, дают адекватные причинно-следственные объяснения.
Позна-ние.
Комму-ника-ция.
Мотивация к проведению следую-щего опыта.
Игра-опыт
Беседа.
2. Опыт №2 (бросание камней в воду). –Цель- зрительно показать детям, как появляются и перемещаются волны на воде .
Оказывается, по воздуху, так же как и по воде, тоже плывут волны. Только волны эти, как и сам воздух, тоже невидимые. А называются эти волны звуковыми.
Наблюдают, экспериментируют, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы.
Получают новые знания о звуковых волнах
Любознательность, активность: дети проявляют познава-тельный интерес.
Способность ре- шать интеллек-туальные задачи: проявляют актив-ность, любознатель ность.
Дети проявля ют активность, любознательность, интерес к экспериментирова-нию.
Дети анализируют, сравнивают, обобща
ют.
Позна-ние.
Комму-ника-ция.
Игра-экспери-менти-рование
Объясне-ние,
показ.
3. Опыт №3. Цель - показать детям, как звуковые волны могут заставить «петь» обыкновенный бокал
Вопросы к детям: что происходит с водой?
-Ребята, вы догадались, почему бокал запел? Откуда появился звук?
Поощряет детей.
Наблюдают, отвечают на вопросы воспитателя, делают выводы: «Вода дрожит, появляются волны, передают звук».
Упорство в дости-жении результата.
Любознательность активность: проявляют догадки и сообразитель ность, с удовольствием экспериментирует.
Дети умеют делать элементарные выво-ды, пользоваться
приборами – по-мощниками. У детей сформирваны представления о распространении звуковых волн.
Организационно- практическая
Позна-ние.
Рассказ
ИКТ
«Вну-треннее строе-ние уха»
Объяснение нового материала
4. Беседа. Вопросы к детям.
5. Рассказ с показом схемы-анимации «Внешнее и внутреннее строение уха.
Как звуковая волна долетает до нашего уха».
Дети слушают воспитателя, рассматривают внешнее и внутреннее строение ушей,
Вступают в диалог
.
Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности: дети слушают взрослого, проявляют интерес к самопознанию.
Дети имеют представление об органах слуха: внешнем виде, внутреннем строении,