В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия. Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Речевое развитие для детей 4 года жизни"»
Речевое развитие детей 4-го года жизни.
В этом возрасте накапливается определенный словарный запас, содержащий все части речи, где самое большое количество представляют существительные и глаголы, обозначающие предметы ближайшего окружения и их действия, постепенно появляются прилагательные, наречия. Количество слов, которыми оперирует ребенок, составляет 1900. Совершенствуется словопроизношение. Начинает формироваться обобщающая функция слов. Дети овладевают грамматическими формами (множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, изменение основы глагола и т.д.).
Дети осваивают навыки разговорной речи, выражая свои мысли предложениями, как простыми так и сложными, им доступна простая форма диалогической речи, но чаще эта речь ситуативна.
К четырем годам при нормальных условиях развития ребенок осваивает звуковую систему языка: произносит многие звуки, слова, его речь становится понятна окружающим.
Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культурными ценностями общества.
Целеноправленное и систематическое формирование конкретных речевых умений подразумевает развитие навыков активной речи. Известно, что активная речь формируется только в процессе интенсивного речевого общения. Основной же формой речевого общения ребенка 3 – 4 лет со взрослыми и сверстниками является разговор – диалог, состоящх из цепочек реплик.
Обучение родному языку предполагает планирование разнообразных ситуаций, побуждающих детей вступить в диалог с педагогом, в процессе которого совершенствуется звуковая культура речи, уточняется и активизируется словарь, формируются грамматические навыки.
На четвертом году жизни ребенка необходимо:
- продолжать развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое воспитание, речевой слух; учить детей пользоваться интонационными средствами выразительности. Способствовать четкому и ясному произношению звуков в словах и фразовой речи, предупреждать закрепление неправильного произношения трудных звуков;
- обогащать, уточнять и активизировать словарь, характеризующий разнообразный и многоликий мир ближайшего детям окружения;
- помогать ребенку избавляться от многочисленных лексических ошибок, ошибок в соглосовании слов в предложении; обогащать речь детей за счет присвоения новых грамматических форм, почерпнутых из речи педагога.
После трех лет ребенок уже может сопровождать словами текущую деятельность. Это проявляется, например, в ролевой игре, когда ребенок высказывается и за себя и за партнера-игрушку.
Развитие речи тесно связано с общим развитием мышления ребенка, с уровнем его знаний об окружающем мире. И многие игры, направленные на развитие мышления, логики, а так же чтение книг и просто повседневные разговоры так или иначе развивают речь малыша. Но есть игры, направленные исключительно на развитие речи детей. Или наоборот, многие игры, предназначенные для развития речи детей определенно помогают в развитии мышления, логики, внимания, знакомят с окружающим миром, с взаимоотношениями людей, со свойствами предметов и многим другим.
В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Это требует от ребенка не только активного восприятия, но и хорошей памяти, развитого мышления и элементарного музыкального слуха.