kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Роль пересказа в развитии детей дошкольного возраста. Пересказ текста имеет большое значение для развития ребенка и активно ипользуется в различных дошкольных учреждениях с целью подговки к школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу"»

Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу


«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»

Шопенгауэр


В дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку. Мышление - это самый сложный психический процесс – высшая форма отражения окружающего мира, его причинно-следственных взаимосвязей. При помощи речи взрослый расширяет представление малыша об окружающем его мире. Из внешней речи малыша формируется внутренняя речь, которая и является средством мышления.

Период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи – это дошкольное детство.  Умение пересказать текст, не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст.

Существует две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. Во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.

Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.

Обучать детей пересказу необходимо после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи.  До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения. 

Возможные сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком;

  • вместе с ребёнком читать вслух;

  • заучивать стихотворения наизусть;

  • петь песни.

Речевая деятельность  детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом.

Важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.

Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.

Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М. Пришвина, В. Бианки, В. Осеевой.

Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.

Оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.

Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. В дальнейшем, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.

Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста, формируется любознательность и читательская активность, тяга к самостоятельной читательской деятельности, появляются возможности для формирования монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности детей в школьном обучении.  Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: толерантность, отзывчивость, доброту.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу"

Автор: Жихарева Оксана Владимировна

Дата: 22.04.2019

Номер свидетельства: 507992

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Консультация "Использование дидактического синквейна в логопедической работе с дошкольниками""
    ["seo_title"] => string(80) "konsultatsiia_ispolzovanie_didakticheskogo_sinkveina_v_logopedicheskoi_rabote_s_"
    ["file_id"] => string(6) "499487"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1549973892"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Использование метода мнемотехники в коррекции коммуникативной компетентности у детей с общим недоразвитием речи."
    ["seo_title"] => string(129) "ispol-zovaniie-mietoda-mniemotiekhniki-v-korriektsii-kommunikativnoi-kompietientnosti-u-dietiei-s-obshchim-niedorazvitiiem-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "253997"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447688705"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект занятия по РЭМП для детей старшей группы.Тема : «Путешествие с цветиком – семицветиком»."
    ["seo_title"] => string(109) "konspiekt-zaniatiia-po-remp-dlia-dietiei-starshiei-ghruppy-tiema-putieshiestviie-s-tsvietikom-siemitsvietikom"
    ["file_id"] => string(6) "248116"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446662469"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства