"Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу"
"Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу"
Роль пересказа в развитии детей дошкольного возраста. Пересказ текста имеет большое значение для развития ребенка и активно ипользуется в различных дошкольных учреждениях с целью подговки к школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу"»
Речевое развитие дошкольников через обучение пересказу
«Кто ясно мыслит, тот ясно излагает»
Шопенгауэр
В дошкольном возрасте речь и мышление идут рука об руку. Мышление - это самый сложный психический процесс – высшая форма отражения окружающего мира, его причинно-следственных взаимосвязей. При помощи речи взрослый расширяет представление малыша об окружающем его мире. Из внешней речи малыша формируется внутренняя речь, которая и является средством мышления.
Период, когда особое внимание уделяется развитию у детей связной речи – это дошкольное детство. Умение пересказать текст, не только демонстрирует уровень развития речи, но и показывает, насколько ребенок умеет понимать и анализировать услышанный или прочитанный текст.
Существует две основных причины, по которым ребенок может испытывать трудности с пересказом текста: это проблемы с развитием речи или же проблемы с пониманием, анализом и формулированием услышанного. В первом случае акцент нужно делать именно на развитии речи и делать это не с помощью пересказа, а с помощью более простых игр на развитие речи. Во втором случае нужно тренировать именно умение ребенка делать пересказ текста.
Пересказ литературных произведений в детском саду это средство развития речи на основе образца; вид работы детей, суть которого заключается в связном изложении прослушанного текста. Это легкий вид монологической речи по сравнению с рассказыванием, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы.
Обучать детей пересказу необходимо после 5 лет, так как в это время у детей закладываются основы монологической речи. До этого возраста необходимо проводить подготовительные упражнения.
Возможные сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:
больше говорить с ребёнком;
вместе с ребёнком читать вслух;
заучивать стихотворения наизусть;
петь песни.
Речевая деятельность детей, связанная с пересказом, выступает первоначально в форме ответов на вопросы, можно также привлекать детей к совместному пересказу с педагогом.
Важно вызвать у детей живой интерес к пересказыванию, поддерживать проявления активности и самостоятельности. Необходимо учитывать особенности детского восприятия литературно-художественных произведений, а также особенности процессов мышления, речи, уровень развития внимания. На самых первых занятиях детям предлагают пересказывать сказки, хорошо знакомые им ранее, а на последующих – новые, только что прослушанные тексты.
Детям легче осмыслить рассказ, если он построен таким образом, что между его частями прослеживается логическая связь, одна часть подводит к другой и разъясняет ее, а излишние подробности не мешают понять основное в произведении.
Язык произведений, которые мы читаем и предлагаем для пересказа детям, должен быть для них образцом. Очень хороши в этом смысле произведения Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, М. Пришвина, В. Бианки, В. Осеевой.
Не следует требовать от детей пересказать произведение сразу после его прочтения. Дошкольников необходимо подготовить к этому виду деятельности.
Оценка творческой художественной деятельности, какой является пересказ, должна быть особенно тактичной, допускающей вариативность исполнения.
Если в тексте, предлагаемом для пересказа, встречаются новые слова, то сначала дети стараются заменить их привычными, знакомыми. В дальнейшем, как показали наблюдения, они стремятся употреблять новое слово при пересказе и даже гордятся этим.
Правильно организованный пересказ окажет неоценимую помощь в работе над речевыми навыками. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса, развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. При этом совершенствуется произношение, усваиваются нормы построения предложений и целого текста, формируется любознательность и читательская активность, тяга к самостоятельной читательской деятельности, появляются возможности для формирования монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности детей в школьном обучении. Кроме этого, воспитывает в ребенке положительные качества личности: толерантность, отзывчивость, доброту.